Раввин Григорий Абрамович о традиции употреблять молочные продукты на Шавуот
08.06.2024 20:44:00
На следующей неделе, 11 июня вечером, или 6 Сивана по иудейскому календарю, начнется праздник дарования Торы — Шавуот. Этот праздник, в который читают 10 заповедей, книгу Рут, вспоминают дарование Торы на горе Синай, приношение первых плодов в Иерусалимский Храм, имеет историю длиною более чем три тысячи лет. Кстати, именно столько же евреи вкушают мацу на праздник Песах. Казалось бы, в Шавуот должна быть особая, очень древняя традиционная трапеза. Но это не так. Вкушать в этот день молочное в народе начали относительно недавно — пять-шесть веков назад.
Само упоминание молочной трапезы на Шавуот мы находим у рава Моше Иссерлеса, написавшего об этом в XVI веке в комментариях к книге «Шульхан Арух» (раздел Орах Хаим, 494:3). А три века спустя наш с вами соотечественник из Беларуси рав Исраэль Меир а-Коен учил, что с получением Торы евреи приняли и обязательство соблюдать законы кошерного приготовления мяса. Тогда они поняли, что все их мясное не кошерно до момента приготовления нового, поэтому они могли есть только молочные продукты. Так раввин в своей книге «Мишна брура» (494:12) и объясняет появление молочной трапезы на праздник. Мудрецы к этому же добавляют фразу из Песни Песней (4:11), связанную с молоком и медом. Кроме того, земля Израиля в книге Бемидбар называется страной, текущей молоком и медом.
В целом есть не менее десятка объяснений молочной трапезы на Шавуот. Весьма разнообразны и блюда, которые вкушают в День дарования народу Израиля Торы. Например, в США, Австралии и ЮАР принято подавать чизкейк. В Северной Африке — это непривычные молочные блюда, в составе которых были и крупы, и маца. В средневековой Германии хозяйки готовили молочное блюдо в форме лестницы как символ восхождения на гору Синай. А в центре Бейт Симха в Минске уже 20 лет мы поддерживаем обычай вкушать на Шавуот мороженое. Новое поколение, родившееся в XXI веке, порой думает, что так было всегда.
Кстати, есть те, кто полагает, что мороженое пришло к нам из Китая, где оно известно несколько тысяч лет. Но есть и те, кто считает, что мороженое — итальянский продукт, появившийся в XVI веке. В любом случае популярность, разнообразные вкусы и промышленное производство — это только XIX столетие. Тут можно провести параллели с тем, как одни думают, что евреи ели молочную пищу на Шавуот со дня дарования Торы, а другие говорят, что у обычая не более чем VI веков истории. Так и говоря о молочных продуктах вообще, врачи и диетологи расходятся во мнениях об их пользе. Одни утверждают: употреблять молочные продукты необходимо каждому человеку. Вторые убеждены: молочные продукты, помимо позитивного влияния на здоровье, могут оказать и негативное.
Так или иначе — обычай есть. Тора дает нам знания, традиции и историю. А например, мороженое — источник радости и приятного насыщения. Так пусть Всевышний даст нам возможность находить при разных мнениях то, что нас сближает и поддерживает.
Раввин Григорий Абрамович
Само упоминание молочной трапезы на Шавуот мы находим у рава Моше Иссерлеса, написавшего об этом в XVI веке в комментариях к книге «Шульхан Арух» (раздел Орах Хаим, 494:3). А три века спустя наш с вами соотечественник из Беларуси рав Исраэль Меир а-Коен учил, что с получением Торы евреи приняли и обязательство соблюдать законы кошерного приготовления мяса. Тогда они поняли, что все их мясное не кошерно до момента приготовления нового, поэтому они могли есть только молочные продукты. Так раввин в своей книге «Мишна брура» (494:12) и объясняет появление молочной трапезы на праздник. Мудрецы к этому же добавляют фразу из Песни Песней (4:11), связанную с молоком и медом. Кроме того, земля Израиля в книге Бемидбар называется страной, текущей молоком и медом.
В целом есть не менее десятка объяснений молочной трапезы на Шавуот. Весьма разнообразны и блюда, которые вкушают в День дарования народу Израиля Торы. Например, в США, Австралии и ЮАР принято подавать чизкейк. В Северной Африке — это непривычные молочные блюда, в составе которых были и крупы, и маца. В средневековой Германии хозяйки готовили молочное блюдо в форме лестницы как символ восхождения на гору Синай. А в центре Бейт Симха в Минске уже 20 лет мы поддерживаем обычай вкушать на Шавуот мороженое. Новое поколение, родившееся в XXI веке, порой думает, что так было всегда.
Кстати, есть те, кто полагает, что мороженое пришло к нам из Китая, где оно известно несколько тысяч лет. Но есть и те, кто считает, что мороженое — итальянский продукт, появившийся в XVI веке. В любом случае популярность, разнообразные вкусы и промышленное производство — это только XIX столетие. Тут можно провести параллели с тем, как одни думают, что евреи ели молочную пищу на Шавуот со дня дарования Торы, а другие говорят, что у обычая не более чем VI веков истории. Так и говоря о молочных продуктах вообще, врачи и диетологи расходятся во мнениях об их пользе. Одни утверждают: употреблять молочные продукты необходимо каждому человеку. Вторые убеждены: молочные продукты, помимо позитивного влияния на здоровье, могут оказать и негативное.
Так или иначе — обычай есть. Тора дает нам знания, традиции и историю. А например, мороженое — источник радости и приятного насыщения. Так пусть Всевышний даст нам возможность находить при разных мнениях то, что нас сближает и поддерживает.
Раввин Григорий Абрамович