Премьера Гомельского областного театра «Тоот, другие и майор» в легкой комедийной форме поднимает непростой вопрос личного достоинства
16.04.2019 08:13:22
В свое время к остроумной пьесе «Тоот, другие и майор» основоположника венгерского театра абсурда Иштвана Эркеня обращались великий Георгий Товстоногов в БДТ, режиссеры Владимир Наумов и Александр Алов в театре «Современник». В тех спектаклях, как свидетельствуют пыльные театральные летописи, играли звезды советского театра и кино: Евгений Лебедев, Николай Трофимов, Олег Табаков, Валентин Гафт. В Гомеле постановку осуществил известный белорусский режиссер, мастер витиеватых парадоксов и интеллектуальных кружев Яков Натапов, последовательно выстраивающий свой мир вдумчивого и концептуального театра.
В век неизбежной коммерциализации театрального искусства гомельский коллектив пошел на довольно смелый и рискованный шаг, взяв такой непростой материал. Но, наверное, в свой юбилейный 80‑й сезон можно позволить себе интеллектуальный каприз. Премьера «Тоот, другие и майор» требует от зрителя большой внутренней работы, умения слышать подтекст, иметь вкус к хорошему литературному языку. У режиссера Натапова получилась крепкая интересная конструкция с богатыми на оттенки актерскими ролями. Сценография известного художника Андрея Меренкова подчеркивает замысел режиссера, в ней нет лишних и случайных деталей. Сюжет истории прост. В обычную провинциальную семью шефа пожарной команды господина Тоота приезжает погостить майор, под началом которого служит сын героев. В письме сын предупреждает родителей и сестру о некоторых странностях будущего гостя, однако все оказывается намного серьезнее. Приехав, гость тут же начинает наводить собственные порядки и требовать от домочадцев беспрекословного подчинения. Он страдает целым букетом фобий и странностей, из которых «комплекс Наполеона», наверное, самый невинный. Покорность героев, не желающих перечить этому человеку небольшого роста, как‑то сразу разделяешь. Ставишь себя на их место и понимаешь, что и сам бы, исходя из принятых норм приличия и гостеприимства, следовал всем просьбам и указаниям «понаехавшего». В майоре явно прослеживаются черты типичного военного диктатора какой‑нибудь «банановой республики», которыми был так богат кровавый двадцатый век. Драматург Эркень убедительно показывает, что самодурство и дальнейшая жестокая паранойя вырастают из вполне бытовых мелочей.
Уровень абсурда постепенно растет, и вот уже главный герой, интеллигентный господин Тоот, вынужден обратиться к доктору‑психиатру за советом. Однако и сам медик оказывается не совсем здоровым. Режиссер признавался, что для него пьеса Иштвана Эркеня — история о том, что сотрудничество со злом ни под каким благородным предлогом, даже ради какого‑то карьерного благополучия детей или собственного мещанского комфорта, невозможно. В спектакле талантливо играют гомельские артисты: Алексей Бычков, Юрий Зайцев, Светлана Ефимова, заслуженный артист Беларуси Федор Иванов, Сергей Артеменко. Любимец публики актер Павел Кордик исполнил сразу две роли — Почтальона и Доктора‑психиатра. В обеих ипостасях убедителен и неузнаваем. Спектакль получился ярким и остроумным высказыванием на тему сохранения личного достоинства, границ личного благополучия и общественного мироустройства.
Добрый зритель в 9‑м ряду.