Уникальное производство: где и как в Беларуси изготавливают шубы
01.12.2023 07:30:00
Юлия ДЕМЕШКО
В конце прошлой недели председатель Совета Республики Наталья Кочанова посетила дизайн-центр изделий из натурального меха GNL УП «Белкоопвнешторг Белкоопсоюза» и пообщалась с трудовым коллективом. Она рассказала, что, как только в Совет Республики поступила информация о проблемах на предприятии, решила разобраться в ситуации лично. Дело в том, что за последние несколько лет численность работников здесь сократилась почти вдвое, упала заработная плата. Но больше всего специалистов GNL беспокоит то, что предприятие закроют вовсе, и тогда компетенции мастериц, которые отрабатывались годами, будут утеряны навсегда. В дизайн-центре GNL побывали и корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня», знакомились с мастерицами и познавали тонкости скорняжного дела.
— Ни один компьютер не сможет уловить всех нюансов цвета меха, опушки, потому что мех — это живой материал, — объясняет Ирина Козырева. — И если учесть, что на одно изделие нужно около 30 шкур норки, то брак в таком деле — дорогое удовольствие. Наши специалисты работают в технике интарсии (разновидность инкрустации. — Прим. ред.). То есть не просто делают цельное полотно из шкур, но и цветовое сочетание подбирают таким образом, чтобы оно складывалось в единую картину. То же самое и с качеством норки, оно должно быть идентичным. На постсоветском пространстве мало кто может работать в этой технике.
Ирина Козырева.
К тому же и на внутреннем рынке спрос есть. И не только на шубы, но и на жилеты, меховые варежки, шапки и палантины. Производство безотходное. Из остатков шкур приспособились даже брелоки делать.
— Репутация за много лет у нас сформировалась, — отметила начальник управления. — Звонят из магазинов и просят именно нашу продукцию, потому что она самого высокого качества. В 2017 году наше предприятие презентовало технологию применения RFID-меток для меховых изделий (электронный паспорт изделия. — Прим. ред.) в Гродно на встрече премьер-министров стран ЕАЭС. Эта новация поспособствовала в последующем принятию закона по защите мехового рынка ЕАЭС от подделок и контрафакта.
Надежда Альшевская.
Спросили у сотрудниц и об истории с небезызвестной Анжеликой Агурбаш. «Конечно, обидно, что интересная идея превратилась в некрасивый скандал», — ответили они. Конструкторы, которые создают шубы, сравнимые с произведениями искусства, равно как и скорняки, которые вручную шили изделия, оказались попросту кинуты. Экономический суд встал на сторону предприятия, а горе-певица свинтила за границу. Однако вклад модельеров и дизайнеров, как и время, уже не вернешь…
— Изделие должно быть и красивым, и удобным, только тогда оно будет продаваться, — подчеркнула дизайнер предприятия Светлана Иванова. — У нас есть и хорошая классика, которая реализуется в магазинах, есть и коллекционные модели.
Поэтому это достаточно долгая и кропотливая работа. И если россияне, например, больше скупают именно коллекционные дизайнерские модели из норки, то китайцам интересны изделия из лисы и песца. И для китайского рынка нужна отдельная коллекция, ориентированная под их пропорции тела и вкусы.
Раньше предприятие выпускало около 700 шуб в год, и для небольшого коллектива в 40 человек эта цифра — отличная, однако теперь производить в прежних объемах они не могут. Сотрудники дизайн-центра утверждают, что и сырья в избытке, и они готовы обучать молодых специалистов на предприятии. После встречи со спикером Совета Республики коллектив воодушевился — появилась надежда не просто возродить дизайн-центр, но и развить, вновь покорять своим талантом на международных конкурсах и делать качественные изделия для соотечественников. Ведь кто бы что ни говорил про моду на экомеха и прочее, натуральный мех носили и будут носить всегда.
demeshko@sb.by
Профессионалы высокого уровня
В курс дела нас ввела начальник управления по производству и реализации изделий из натурального меха Ирина Козырева. На предприятии работают скорняки-раскройщики — и это та профессия, на которую невозможно выучиться в колледже или техникуме. Во-первых, потому, что это ручная работа, во-вторых — долгая, в-третьих — дорогая.— Ни один компьютер не сможет уловить всех нюансов цвета меха, опушки, потому что мех — это живой материал, — объясняет Ирина Козырева. — И если учесть, что на одно изделие нужно около 30 шкур норки, то брак в таком деле — дорогое удовольствие. Наши специалисты работают в технике интарсии (разновидность инкрустации. — Прим. ред.). То есть не просто делают цельное полотно из шкур, но и цветовое сочетание подбирают таким образом, чтобы оно складывалось в единую картину. То же самое и с качеством норки, оно должно быть идентичным. На постсоветском пространстве мало кто может работать в этой технике.
Ирина Козырева.
А если говорить о коллекционных изделиях, то аналогов не будет и во всем мире. Белорусская коллекционная модель шубы создается лишь раз и после не повторяется, даже по запросам клиента.— В этом мы профессионалы самого высокого уровня, — подчеркнула Ирина Борисовна. — Мы всегда участвовали в международных конкурсах, потому что победы в них дают возможность пройти обучение в серьезных лабораториях по новейшим меховым технологиям. В 2019 году в конкурсе Vogue Italy наши работы вошли в десятку сильнейших мира меховщиков. Фурор произвела наша коллекция и в Шанхае. Сейчас мы прорабатываем предложения китайской стороны о сотрудничестве, для нас этот рынок новый, но интерес к белорусским меховым изделиям есть. И это факт.
К тому же и на внутреннем рынке спрос есть. И не только на шубы, но и на жилеты, меховые варежки, шапки и палантины. Производство безотходное. Из остатков шкур приспособились даже брелоки делать.
— Репутация за много лет у нас сформировалась, — отметила начальник управления. — Звонят из магазинов и просят именно нашу продукцию, потому что она самого высокого качества. В 2017 году наше предприятие презентовало технологию применения RFID-меток для меховых изделий (электронный паспорт изделия. — Прим. ред.) в Гродно на встрече премьер-министров стран ЕАЭС. Эта новация поспособствовала в последующем принятию закона по защите мехового рынка ЕАЭС от подделок и контрафакта.
На любой цвет и вкус
Интересно и то, что в 2006 году на зимних Олимпийских играх сборная Беларуси была в костюмах, составной частью которых являлись головные уборы из натурального меха. Они были созданы руками мастеров, работающих в дизайн-центре и по сей день. Да, в коллективе дизайн-центра GNL есть сотрудники, которые рука об руку трудятся уже более 20 лет.Эту команду собирали по всей стране. Отбор всегда был и есть серьезный — подойдет не каждая талантливая швея, и просто так обучить человека с улицы тоже не получится. Видеть подтоны меха и различия в его опушке — почти ювелирная работа. Не зря мех называют мягким золотом.— Я очень люблю работать в технике интарсии, в этом много творчества, — рассказывает скорняк 7‑го разряда Надежда Альшевская, которая в коллективе с 2004 года. — Особенно когда дизайнер придумывает новые модели, мы все вместе над ними работаем. Приятно, что мы одеваем людей в добротный мех, что в наших изделиях они выглядят красиво.
Надежда Альшевская.
Спросили у сотрудниц и об истории с небезызвестной Анжеликой Агурбаш. «Конечно, обидно, что интересная идея превратилась в некрасивый скандал», — ответили они. Конструкторы, которые создают шубы, сравнимые с произведениями искусства, равно как и скорняки, которые вручную шили изделия, оказались попросту кинуты. Экономический суд встал на сторону предприятия, а горе-певица свинтила за границу. Однако вклад модельеров и дизайнеров, как и время, уже не вернешь…
— Изделие должно быть и красивым, и удобным, только тогда оно будет продаваться, — подчеркнула дизайнер предприятия Светлана Иванова. — У нас есть и хорошая классика, которая реализуется в магазинах, есть и коллекционные модели.
Коллекция выпускается один раз в год, в нее входит от 20 до 40 шуб. Одно изделие отшивается минимум 2 недели, а в среднем — около 3 — 4 недель.Светлана Иванова.
Поэтому это достаточно долгая и кропотливая работа. И если россияне, например, больше скупают именно коллекционные дизайнерские модели из норки, то китайцам интересны изделия из лисы и песца. И для китайского рынка нужна отдельная коллекция, ориентированная под их пропорции тела и вкусы.
Раньше предприятие выпускало около 700 шуб в год, и для небольшого коллектива в 40 человек эта цифра — отличная, однако теперь производить в прежних объемах они не могут. Сотрудники дизайн-центра утверждают, что и сырья в избытке, и они готовы обучать молодых специалистов на предприятии. После встречи со спикером Совета Республики коллектив воодушевился — появилась надежда не просто возродить дизайн-центр, но и развить, вновь покорять своим талантом на международных конкурсах и делать качественные изделия для соотечественников. Ведь кто бы что ни говорил про моду на экомеха и прочее, натуральный мех носили и будут носить всегда.
demeshko@sb.by