Один из лучших на постсоветском пространстве мастеров по изготовлению бильярдных киев работает в Борисове
29.07.2017 08:39:17
Екатерина Перепечаева, Евгений Курта, Андрей Глушанин... Борисов подарил стране немало титулованных бильярдистов. Но есть среди имен его уроженцев и еще одно, без которого трудно представить историю этой игры. Сергей Каюков — мастер по изготовлению киев, один из лучших на постсоветском пространстве. В его руках невзрачные бруски древесины превращаются в настоящие произведения искусства, способные не только радовать глаз, но и побеждать.
— Все началось в 1990–е, когда я работал на фабрике «Руптур», занимался конструированием и изготовлением бильярдных столов, — мы встретились с Сергеем Евгеньевичем в его мастерской. — Потом возник вопрос: почему бы и производство киев не освоить? Начали интересоваться, посещать международные турниры, собирать информацию. И экспериментировать. Так опросили более 2.000 игроков. Года четыре, наверное, методом проб и ошибок отрабатывали профессиональный отечественный кий. Я лично вручную штук 200 изготовил, пока не понял, что нужно. И тогда уже работа пошла... А в 2009–м вместе с компаньоном организовали свое производство.
Первое время всю работу в мастерской Сергей Евгеньевич выполнял один. Сейчас у него несколько помощников — каждый отвечает за определенный этап. Хозяин вводит в курс дела: производство киев (наибольшей популярностью пользуются сборные модели из двух частей) начинается с отбора древесины. Для ударной части — шафта — в русском бильярде в основном используется граб, иногда ясень. Для турняка — особо плотная древесина экзотических пород: эбен, кокоболо, палисандр, сукупира, амарант, венге, кевазинго, ипе... Мастер демонстрирует необработанные брусочки: «Чем тверже, тем больше будет плотность удара». Следующий этап — изготовление «лепестков», или запилов. Именно они образуют на кие характерные узоры. Для этого на специальном станке бруски распиливаются на планочки в форме буквы V, которые затем тщательно шлифуются и склеиваются. Светлое дерево, темное — пока не наберется полный кий. Но и тут есть свои секреты. Существует несколько основных методов склейки. Самый простой — «венский запил». У опытного мастера на такую работу с момента нарезки «лепестков» уходит до 3 часов. Посложнее «тюльпан», «цветок», «питон». А вот за «корону», которую можно собирать до месяца, и вовсе берется не каждый.
— Разные методы склейки — разные узоры, — делится секретами мастер. — В зависимости от дизайна и модификации в одном кие может использоваться и 20, и 30 запилов. Но дело тут не только в эстетике. Для серьезных бильярдистов в первую очередь важны эксплуатационные характеристики: плотность, упругость, ударные свойства... Во время игры, когда нагрузка на кий до 300 кг, любой параметр может оказаться решающим.
...Склеенная заготовка полностью высыхает в течение суток. Казалось бы, бери и придавай форму. Но прежде чем вытачивать кий, древесину нужно стабилизировать, снять с нее напряжение. Иначе кий в любой момент может «повести». Поэтому первые полгода заготовки просто отлеживаются в сушилке при постоянной температуре воздуха 22 градуса и влажности 35 — 40 процентов. Только потом их начинают понемногу протачивать, раз в месяц снимая стружку буквально на десятую долю миллиметра. В элегантный кий грубые бруски экзотической древесины смогут превратиться не раньше, чем через 9 месяцев.
— Конечно, это серьезное замораживание денег, — пожимает плечами Сергей Каюков. — Древесина очень дорогая. Себестоимость кия средней ценовой категории порядка 700 рублей. Поэтому на постсоветском пространстве сейчас мало кто придерживается такой технологии производства. Но я предпочитаю количеству качество.
— Неужели покупателю так долго придется ждать свой заказ?
— Нет, конечно. На сегодня у нас в «отлежке» почти 1.500 заготовок самых разных модификаций, готовых к запуску в работу. В том числе и несколько дорогих, эксклюзивных вариантов. Смотрите: на каждой дата изготовления и последней проточки. Когда приходит заказ, нам, по сути, остается только подогнать шафт и турняк под определенные параметры, сделать последнюю проточку для придания им идеальной цилиндрической формы и обработать пропиткой для лучшего скольжения и защиты от агрессивной среды.
Финальная стадия производства — сборка кия. Для этого в мастерской тоже есть специальный станок. Кстати, почти все оборудование здесь сделано по собственным разработкам Сергея Каюкова. Пригодились образование по металлообработке и опыт, полученный на Борисовской фабрике пианино, где он начинал свой трудовой путь.
Из шумной мастерской переходим в рабочий кабинет со столом для русского бильярда. Здесь нередко бывают профессиональные белорусские игроки — приезжают испытывать новые разработки. Не так давно, например, тестировали кий для пула. Здесь же Сергей Каюков лично отстукивает каждую «палочку» перед отправкой клиентам. А также принимает посетителей. Как сейчас. Игорь, любитель игры на бильярде со стажем, приехал к мастеру за советом: стоит ли делать шафт из черного дерева?
— Полностью черный не рекомендую, — отвечает специалист. — Тяжело для глаз целиться... Могу предложить сделать шафт из светлого граба, плюс черный клин, чтобы был переход.
Спрашиваю мастера: неужели для победы так важно, каким кием играть?
— Если честно, главное — руки и... вдохновение. А кий может быть любой, хоть швабра. Я, например, видел, как наш бильярдист Юрий Соснин играл обычной китайской палкой: хлоп, хлоп, хлоп. Шары падали в лузы один за другим. А когда остался последний, он кий перевернул и резинкой шар закатил... Но для комфортной игры кий должен хорошо лежать в руке, быть ее продолжением и правильно исполнять удар.
Мастер перечисляет целую плеяду призеров международных соревнований по бильярду, которые завоевали высокие награды с киями Каюкова. И признается: для него эта работа — не просто бизнес ради бизнеса, но в первую очередь продвижение бильярдного спорта. В этом отношении белорусским игрокам, не только именитым, но и молодым дарованиям, повезло. Ведь, несмотря на высокую стоимость, кии Каюкова они могут не только выиграть на турнирах, но и взять у мастера просто так — в безвозмездное пользование. С одним условием: перестают играть — возвращают инструмент. Мастер надеется, что таким образом поможет зажечь еще не одну звезду отечественного бильярда.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Каюков:
— Игра на бильярде — эстетическая и интеллектуальная. Особенно мне нравятся русская и невская пирамиды. Это же не просто шары катать. Здесь прежде нужно хорошенько подумать: как правильно сыграть, чтобы забить красиво и следующий шар под удар вывести. И спорт, и отдых. Кстати, в моей семье по отцовской линии все играли на бильярде, показывали в Борисове хорошие результаты в свое время. Так что все не случайно.
ВОЗМОЖНО ВАРИАНТЫ
Многие ведущие игроки заказывают кии под себя. Например, если длина стандартного кия для бильярда 160 см, то под заказ можно изготовить и 150, и 180 см. Вес тоже может отличаться от нормы (700 — 705 г). Все параметры указываются в паспорте изделия.
dekola@mail.ru
— Все началось в 1990–е, когда я работал на фабрике «Руптур», занимался конструированием и изготовлением бильярдных столов, — мы встретились с Сергеем Евгеньевичем в его мастерской. — Потом возник вопрос: почему бы и производство киев не освоить? Начали интересоваться, посещать международные турниры, собирать информацию. И экспериментировать. Так опросили более 2.000 игроков. Года четыре, наверное, методом проб и ошибок отрабатывали профессиональный отечественный кий. Я лично вручную штук 200 изготовил, пока не понял, что нужно. И тогда уже работа пошла... А в 2009–м вместе с компаньоном организовали свое производство.
Первое время всю работу в мастерской Сергей Евгеньевич выполнял один. Сейчас у него несколько помощников — каждый отвечает за определенный этап. Хозяин вводит в курс дела: производство киев (наибольшей популярностью пользуются сборные модели из двух частей) начинается с отбора древесины. Для ударной части — шафта — в русском бильярде в основном используется граб, иногда ясень. Для турняка — особо плотная древесина экзотических пород: эбен, кокоболо, палисандр, сукупира, амарант, венге, кевазинго, ипе... Мастер демонстрирует необработанные брусочки: «Чем тверже, тем больше будет плотность удара». Следующий этап — изготовление «лепестков», или запилов. Именно они образуют на кие характерные узоры. Для этого на специальном станке бруски распиливаются на планочки в форме буквы V, которые затем тщательно шлифуются и склеиваются. Светлое дерево, темное — пока не наберется полный кий. Но и тут есть свои секреты. Существует несколько основных методов склейки. Самый простой — «венский запил». У опытного мастера на такую работу с момента нарезки «лепестков» уходит до 3 часов. Посложнее «тюльпан», «цветок», «питон». А вот за «корону», которую можно собирать до месяца, и вовсе берется не каждый.
— Разные методы склейки — разные узоры, — делится секретами мастер. — В зависимости от дизайна и модификации в одном кие может использоваться и 20, и 30 запилов. Но дело тут не только в эстетике. Для серьезных бильярдистов в первую очередь важны эксплуатационные характеристики: плотность, упругость, ударные свойства... Во время игры, когда нагрузка на кий до 300 кг, любой параметр может оказаться решающим.
...Склеенная заготовка полностью высыхает в течение суток. Казалось бы, бери и придавай форму. Но прежде чем вытачивать кий, древесину нужно стабилизировать, снять с нее напряжение. Иначе кий в любой момент может «повести». Поэтому первые полгода заготовки просто отлеживаются в сушилке при постоянной температуре воздуха 22 градуса и влажности 35 — 40 процентов. Только потом их начинают понемногу протачивать, раз в месяц снимая стружку буквально на десятую долю миллиметра. В элегантный кий грубые бруски экзотической древесины смогут превратиться не раньше, чем через 9 месяцев.
— Конечно, это серьезное замораживание денег, — пожимает плечами Сергей Каюков. — Древесина очень дорогая. Себестоимость кия средней ценовой категории порядка 700 рублей. Поэтому на постсоветском пространстве сейчас мало кто придерживается такой технологии производства. Но я предпочитаю количеству качество.
— Неужели покупателю так долго придется ждать свой заказ?
— Нет, конечно. На сегодня у нас в «отлежке» почти 1.500 заготовок самых разных модификаций, готовых к запуску в работу. В том числе и несколько дорогих, эксклюзивных вариантов. Смотрите: на каждой дата изготовления и последней проточки. Когда приходит заказ, нам, по сути, остается только подогнать шафт и турняк под определенные параметры, сделать последнюю проточку для придания им идеальной цилиндрической формы и обработать пропиткой для лучшего скольжения и защиты от агрессивной среды.
Финальная стадия производства — сборка кия. Для этого в мастерской тоже есть специальный станок. Кстати, почти все оборудование здесь сделано по собственным разработкам Сергея Каюкова. Пригодились образование по металлообработке и опыт, полученный на Борисовской фабрике пианино, где он начинал свой трудовой путь.
Из шумной мастерской переходим в рабочий кабинет со столом для русского бильярда. Здесь нередко бывают профессиональные белорусские игроки — приезжают испытывать новые разработки. Не так давно, например, тестировали кий для пула. Здесь же Сергей Каюков лично отстукивает каждую «палочку» перед отправкой клиентам. А также принимает посетителей. Как сейчас. Игорь, любитель игры на бильярде со стажем, приехал к мастеру за советом: стоит ли делать шафт из черного дерева?
— Полностью черный не рекомендую, — отвечает специалист. — Тяжело для глаз целиться... Могу предложить сделать шафт из светлого граба, плюс черный клин, чтобы был переход.
Спрашиваю мастера: неужели для победы так важно, каким кием играть?
— Если честно, главное — руки и... вдохновение. А кий может быть любой, хоть швабра. Я, например, видел, как наш бильярдист Юрий Соснин играл обычной китайской палкой: хлоп, хлоп, хлоп. Шары падали в лузы один за другим. А когда остался последний, он кий перевернул и резинкой шар закатил... Но для комфортной игры кий должен хорошо лежать в руке, быть ее продолжением и правильно исполнять удар.
Мастер перечисляет целую плеяду призеров международных соревнований по бильярду, которые завоевали высокие награды с киями Каюкова. И признается: для него эта работа — не просто бизнес ради бизнеса, но в первую очередь продвижение бильярдного спорта. В этом отношении белорусским игрокам, не только именитым, но и молодым дарованиям, повезло. Ведь, несмотря на высокую стоимость, кии Каюкова они могут не только выиграть на турнирах, но и взять у мастера просто так — в безвозмездное пользование. С одним условием: перестают играть — возвращают инструмент. Мастер надеется, что таким образом поможет зажечь еще не одну звезду отечественного бильярда.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Каюков:
— Игра на бильярде — эстетическая и интеллектуальная. Особенно мне нравятся русская и невская пирамиды. Это же не просто шары катать. Здесь прежде нужно хорошенько подумать: как правильно сыграть, чтобы забить красиво и следующий шар под удар вывести. И спорт, и отдых. Кстати, в моей семье по отцовской линии все играли на бильярде, показывали в Борисове хорошие результаты в свое время. Так что все не случайно.
ВОЗМОЖНО ВАРИАНТЫ
Многие ведущие игроки заказывают кии под себя. Например, если длина стандартного кия для бильярда 160 см, то под заказ можно изготовить и 150, и 180 см. Вес тоже может отличаться от нормы (700 — 705 г). Все параметры указываются в паспорте изделия.
dekola@mail.ru