На каких направлениях в ближайшее время сконцентрируется инновационная деятельность в Беларуси
24.06.2022 07:36:00
Новые станки, автоматизированные производственные линии, прорывные технологии — вот с чем у нас обычно ассоциируется слово «инновации». И это соответствует истине, но лишь отчасти. Специалисты утверждают, что инновация — это введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт, товар, услуга, процесс, новый метод маркетинга, организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связей. Особое значение инновационный путь развития имеет для экономики Беларуси. Наша страна не велика ни территорией, ни населением, углеводородными ископаемыми тоже не богата. Поэтому масштабы производства, качество продукции, производительность труда остается наращивать за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, повышения квалификации работников — всего того, что мы называем сегодня инновационной деятельностью. Об усилиях, которые прилагаются государством для совершенствования инновационной политики, проблемах и вызовах, встречающихся на пути к научно-техническому прогрессу, о наиболее перспективных для инноваций сферах «Р» рассказал Денис Муха, руководитель центра инновационной и инвестиционной политики Института экономики НАН Беларуси.
— Вопросы инновационного развития нашли свое отражение в ключевых программных документах, начиная от Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года и Программы социально-экономического развития на текущую пятилетку и заканчивая локальными, связанными с развитием конкретных отраслей и регионов. Несмотря на существующие внутренние и внешние ограничения, наши организации показывают неплохие результаты в инновационной сфере. За последние шесть лет наблюдается устойчивый рост инновационно активных организаций: удельный их вес в общем объеме промышленных предприятий увеличился с 19,6 процента в 2015 году до 27,5 процента в 2021-м, что является максимальным значением за всю историю статистических наблюдений. По отдельным видам деятельности промышленности данные показатели еще выше. В таких отраслях, как производство вычислительной, электронной и оптической аппаратуры, основных фармацевтических продуктов и препаратов, электрооборудования, машин и оборудования, как минимум каждая вторая организация является инновационно активной, — отметил Денис Муха.
Второй важный показатель инновационного развития — это удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, фактически осязаемый результат внедрения нововведений. В 2015 году он составлял в промышленности 13,1 процента, а в 2021-м — уже 19,8 процента, что является рекордным значением. Таким образом, можно утверждать, что инновационная деятельность в нашей стране активно развивается и это — следствие целенаправленной продуманной государственной политики.
Впрочем, эксперт тут же отмечает, что новинки новинкам рознь. Так, если взять новые (для нашего рынка) разработки, то при таком подходе удельный вес отгруженной инновационной продукции по итогам 2021 года равнялся 52,8 процента — рекордное значение за последние несколько лет. Однако если взглянуть на новинки с точки зрения уникальности для мирового рынка, то ее удельный вес составляет 0,6 процента.
— Цифра относительно невелика, — признает Денис Муха, — но здесь следует иметь в виду вот что: производить конкурентоспособную на мировых рынках продукцию могут позволить себе в основном развитые страны, технологические лидеры, где сосредоточены крупные корпорации, которые в состоянии тратить огромные средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Тем не менее наша страна сумела к ним присоединиться. Это означает, что у нас хороший научно-технологический потенциал. В те самые 0,6 процента входят достижения в области фармацевтики, производства суперкомпьютеров, медицинского оборудования, атомной энергетики, фотоники, оптоэлектроники, лазерной техники и др.
Ставка сделана на внедрение цифровых технологий во все сферы и сектора экономики, роботизацию и мехатронику, космические и беспилотные технические системы.
Экспорт высокотехнологичной и наукоемкой продукции демонстрирует позитивную тенденцию. Если в 2012 году на внешние рынки уходило 20,1 процента таких товаров, то в 2021-м — 36,5 процента.
— В настоящее время государством определено шесть направлений, на которых следует сконцентрировать основные усилия. Это национальный электротранспорт, биотехнологии в АПК, инновационное здравоохранение, биотехнологии для фармацевтики, умные города и точное земледелие, — перечисляет Денис Муха самые многообещающие проекты будущего. — Научное сопровождение отдельных из них обеспечивает Национальная академия наук. НАН Беларуси совместно с заинтересованными органами государственного управления разработана Стратегия «Наука и технологии: 2018—2040». В ней ставка сделана на внедрение цифровых технологий во все сферы и сектора экономики, роботизацию и мехатронику, космические и беспилотные технические системы. Значительное внимание уделено также биоиндустрии, наноиндустрии, развитию аддитивных технологий, разработке новых композиционных и умных материалов.
Среди источников финансирования инноваций 63,2 процента в 2021 году составили собственные средства организаций. Господдержка со стороны республиканского бюджета — 14,9 процента. При этом государство не только напрямую инвестирует в развитие инновационной деятельности, но и предпринимает всевозможные меры, чтобы ее стимулировать.
— Основными программными документами предусмотрены поддержка крупных комплексных проектов, расширение косвенных инструментов стимулирования инновационного развития, прежде всего налоговые преференции, таможенные льготы. Это очень хорошие стимулы, — отмечает руководитель центра инновационной и инвестиционной политики. — Многие мировые гиганты начинались с малых компаний, поэтому предусмотрена поддержка малого инновационного предпринимательства. Планируется расширить практику предоставления инновационных грантов, ваучеров. Продолжится развитие инновационной инфраструктуры, которая будет оказывать им системную поддержку, в том числе отраслевых лабораторий, опытных производств, научно-технологических парков. Их филиальную сеть создадут в областных центрах, других крупных городах. Значительное внимание уделят развитию венчурной экосистемы. В данной сфере пока отмечается небольшое количество реализованных проектов. Планируется развитие институтов государственно-частного партнерства с учетом лучших международных практик.
Денис Муха отметил также, что ключевым фактором перспективной модели развития страны являются кадры интеллектуальной экономики. Всемерное наращивание их квалификации, повышение компетенций, профессионализма должно быть в центре внимания. Инвестиции в человеческий капитал — самые лучшие инвестиции. Поэтому особое внимание следует уделить усилению кооперации образования, фундаментальной и прикладной науки — конструктивному взаимодействию, выполнению совместных проектов на межотраслевой основе.
— Инновационная деятельность достаточно рискованна, — подчеркивает Денис Муха. — Сложный высокотехнологичный инновационный проект обычно является долгосрочным, прибыль он принесет не завтра — если вообще окажется успешным. Тем не менее текущее развитие инновационной деятельности свидетельствует о том, что вложения в сферу науки и инноваций многократно окупаются. Успехи Беларуси признаются в том числе и международным сообществом. В Глобальном инновационном индексе по итогам 2021 года Беларусь заняла 62-е место среди 132 стран, улучшив свой рейтинг на 24 позиции по сравнению с 2018-м.
nevmer@sb.by
Устойчивый тренд роста
Инновационное развитие чрезвычайно важно для повышения эффективности национальной экономики, поэтому государство предпринимает серьезные шаги по активизации и стимулированию научно-технической и инновационной деятельности, внедрению современных технологий в различные сферы и сектора.— Вопросы инновационного развития нашли свое отражение в ключевых программных документах, начиная от Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года и Программы социально-экономического развития на текущую пятилетку и заканчивая локальными, связанными с развитием конкретных отраслей и регионов. Несмотря на существующие внутренние и внешние ограничения, наши организации показывают неплохие результаты в инновационной сфере. За последние шесть лет наблюдается устойчивый рост инновационно активных организаций: удельный их вес в общем объеме промышленных предприятий увеличился с 19,6 процента в 2015 году до 27,5 процента в 2021-м, что является максимальным значением за всю историю статистических наблюдений. По отдельным видам деятельности промышленности данные показатели еще выше. В таких отраслях, как производство вычислительной, электронной и оптической аппаратуры, основных фармацевтических продуктов и препаратов, электрооборудования, машин и оборудования, как минимум каждая вторая организация является инновационно активной, — отметил Денис Муха.
Второй важный показатель инновационного развития — это удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, фактически осязаемый результат внедрения нововведений. В 2015 году он составлял в промышленности 13,1 процента, а в 2021-м — уже 19,8 процента, что является рекордным значением. Таким образом, можно утверждать, что инновационная деятельность в нашей стране активно развивается и это — следствие целенаправленной продуманной государственной политики.
Впрочем, эксперт тут же отмечает, что новинки новинкам рознь. Так, если взять новые (для нашего рынка) разработки, то при таком подходе удельный вес отгруженной инновационной продукции по итогам 2021 года равнялся 52,8 процента — рекордное значение за последние несколько лет. Однако если взглянуть на новинки с точки зрения уникальности для мирового рынка, то ее удельный вес составляет 0,6 процента.
— Цифра относительно невелика, — признает Денис Муха, — но здесь следует иметь в виду вот что: производить конкурентоспособную на мировых рынках продукцию могут позволить себе в основном развитые страны, технологические лидеры, где сосредоточены крупные корпорации, которые в состоянии тратить огромные средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Тем не менее наша страна сумела к ним присоединиться. Это означает, что у нас хороший научно-технологический потенциал. В те самые 0,6 процента входят достижения в области фармацевтики, производства суперкомпьютеров, медицинского оборудования, атомной энергетики, фотоники, оптоэлектроники, лазерной техники и др.
Ставка сделана на внедрение цифровых технологий во все сферы и сектора экономики, роботизацию и мехатронику, космические и беспилотные технические системы.
Экспорт высокотехнологичной и наукоемкой продукции демонстрирует позитивную тенденцию. Если в 2012 году на внешние рынки уходило 20,1 процента таких товаров, то в 2021-м — 36,5 процента.
Взгляд в завтра
При разработке инновационных продуктов необходимо четко понимать, какая сфера будет перспективной через 10—15 лет.— В настоящее время государством определено шесть направлений, на которых следует сконцентрировать основные усилия. Это национальный электротранспорт, биотехнологии в АПК, инновационное здравоохранение, биотехнологии для фармацевтики, умные города и точное земледелие, — перечисляет Денис Муха самые многообещающие проекты будущего. — Научное сопровождение отдельных из них обеспечивает Национальная академия наук. НАН Беларуси совместно с заинтересованными органами государственного управления разработана Стратегия «Наука и технологии: 2018—2040». В ней ставка сделана на внедрение цифровых технологий во все сферы и сектора экономики, роботизацию и мехатронику, космические и беспилотные технические системы. Значительное внимание уделено также биоиндустрии, наноиндустрии, развитию аддитивных технологий, разработке новых композиционных и умных материалов.
Среди источников финансирования инноваций 63,2 процента в 2021 году составили собственные средства организаций. Господдержка со стороны республиканского бюджета — 14,9 процента. При этом государство не только напрямую инвестирует в развитие инновационной деятельности, но и предпринимает всевозможные меры, чтобы ее стимулировать.
— Основными программными документами предусмотрены поддержка крупных комплексных проектов, расширение косвенных инструментов стимулирования инновационного развития, прежде всего налоговые преференции, таможенные льготы. Это очень хорошие стимулы, — отмечает руководитель центра инновационной и инвестиционной политики. — Многие мировые гиганты начинались с малых компаний, поэтому предусмотрена поддержка малого инновационного предпринимательства. Планируется расширить практику предоставления инновационных грантов, ваучеров. Продолжится развитие инновационной инфраструктуры, которая будет оказывать им системную поддержку, в том числе отраслевых лабораторий, опытных производств, научно-технологических парков. Их филиальную сеть создадут в областных центрах, других крупных городах. Значительное внимание уделят развитию венчурной экосистемы. В данной сфере пока отмечается небольшое количество реализованных проектов. Планируется развитие институтов государственно-частного партнерства с учетом лучших международных практик.
Денис Муха отметил также, что ключевым фактором перспективной модели развития страны являются кадры интеллектуальной экономики. Всемерное наращивание их квалификации, повышение компетенций, профессионализма должно быть в центре внимания. Инвестиции в человеческий капитал — самые лучшие инвестиции. Поэтому особое внимание следует уделить усилению кооперации образования, фундаментальной и прикладной науки — конструктивному взаимодействию, выполнению совместных проектов на межотраслевой основе.
— Инновационная деятельность достаточно рискованна, — подчеркивает Денис Муха. — Сложный высокотехнологичный инновационный проект обычно является долгосрочным, прибыль он принесет не завтра — если вообще окажется успешным. Тем не менее текущее развитие инновационной деятельности свидетельствует о том, что вложения в сферу науки и инноваций многократно окупаются. Успехи Беларуси признаются в том числе и международным сообществом. В Глобальном инновационном индексе по итогам 2021 года Беларусь заняла 62-е место среди 132 стран, улучшив свой рейтинг на 24 позиции по сравнению с 2018-м.
nevmer@sb.by