В НЦЭУ рассказали, как в стране будет развиваться программный комплекс «Одно окно»
29.02.2024 08:34:00
Илья КРЫЖЕВИЧ
Быстро решить множество административных вопросов, получить справку, зарегистрироваться гражданам в стране уже не первый год помогает программный комплекс «Одно окно». За период работы комплекса существенно сократилось время ожидания в очередях, а многие сервисы единого портала электронных услуг (ЕПЭУ) позволяют и вовсе не выходить из дома. К примеру, пользователям ЕПЭУ уже сегодня доступны более 300 административных процедур МАРТ, ГПК, ГТК, МВД, Минтруда, Минсельхозпрода и других. В будущем к переводу в электронный вид планируются админпроцедуры других ведомств, к примеру, Минжилкомхоза и Минобразования. Подробнее о перспективах развития системы рассказала начальник отдела электронной коммерции Национального центра электронных услуг Светлана Караневич.
— Чтобы ускорить и улучшить работу с гражданами и представителями бизнеса, которые обращаются в службу «Одно окно», был создан инструмент автоматизации, — рассказывает Светлана Караневич. — Так, в 2010 году был разработан и презентован программный комплекс «Одно окно». Тогда его внедрили в 79 районах страны. Эксплуатация комплекса выявила ряд изъянов и недоработок, у пользователей на местах возникли конструктивные замечания и предложения по совершенствованию работы системы.
Эксперт отметила, что далее, согласно поручению Совета Министров, с 2017 года осуществлялся планомерный переход на использование комплекса «Одно окно» второй очереди. Национальный центр электронных услуг выступал оператором проекта. Доработки коснулись как программно-технической архитектуры системы, так и процессов информационного взаимодействия ее участников. Базовой точкой доступа при дистанционной подаче заявлений об осуществлении административных процедур в электронном виде законодательно был определен единый портал электронных услуг.
— В целом модернизация комплекса позволила упростить работу специалистов по электронной регистрации обращений граждан, направлению запросов, повысить скорость работы комплекса. Сегодня мы уже имеем версию «Одно окно» 3.0, которая переведена на новую технологическую платформу, — рассказала собеседница. — Систему существенно доработали, и с начала прошлого года комплекс «Одно окно» версии 3.0 доступен для использования посредством личного электронного кабинета юридического лица на модернизированном едином портале электронных услуг.
По словам Светланы Караневич, как результат — на 1 февраля текущего года количество пользователей «Одного окна» составляет 2318 из 1069 организаций. Посредством комплекса в прошлом году было создано более 750 тысяч заявлений на осуществление административных процедур.
Светлана Караневич отметила, что 12 процедур, ранее реализованных только в программном комплексе, теперь полностью оцифрованы, при их заказе для получения документов никуда ходить не надо. Они доступны через личный кабинет пользователя на ЕПЭУ.
— Стоит отметить, что в прошлом году стартовал очень интересный совместный проект с Мингорисполкомом. Было выбрано 13 административных процедур, наиболее востребованных среди минских служб «Одно окно». Из них уже две оцифрованы полностью. В планах в скором времени перевести в онлайн и остальные, — рассказала собеседница.
По словам эксперта, независимо от того, что процедуры будут оцифрованы в полном цикле, возможность получить их физически в административном учреждении останется.
— Например, подключение к Системе межведомственного электронного документооборота государственных органов помогает делать удаленные запросы и получать нужные данные из ряда учреждений, находясь даже в другом городе. Не нужно ехать из Минска в Осиповичи, чтобы взять дополнительные справки. Запрос делается автоматически, и таким образом сокращается время ожидания для гражданина.
При этом Светлана Караневич обращает внимание на то, что система постоянно развивается. Добавляются и новые государственные информационные ресурсы, которые позволяют использовать свои накопленные данные.
— В итоге все существующие в стране админпроцедуры должны быть переведены в полную цифровую форму, что позволит уйти от визитов в уполномоченные органы, ожидания в очереди. Существенная часть из них будет внедрена в программный комплекс «Одно окно» до 2025 года. Мы готовы к выполнению этой работы, ждем, пока ряд органов к ней также подключится.
Кроме того, эксперт отметила, что важным драйвером развития комплекса «Одно окно» выступит Указ № 55, изданный 16.02.2024. Им внесены изменения в перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденный Указом № 200, а также по всем административным процедурам определены органы-регуляторы, что позволит обеспечить проведение единой государственной политики по конкретной сфере общественных отношений, а также скоординировать работу государственных органов по переводу административных процедур в электронную форму. Основные положения Указа № 55 вступают в силу через месяц после его официального опубликования.
kryzhevich@sb.by
Фото из архива sb.by
Для удобства граждан
Идея создать систему, которая бы автоматизировала взаимодействие с гражданами страны, к примеру, при получении справок, без лишних переездов из одного конца города в другой, для нашей страны не нова. Программный комплекс «Одно окно» разрабатывался еще в период Государственной программы информатизации на 2003–2005 годы.— Чтобы ускорить и улучшить работу с гражданами и представителями бизнеса, которые обращаются в службу «Одно окно», был создан инструмент автоматизации, — рассказывает Светлана Караневич. — Так, в 2010 году был разработан и презентован программный комплекс «Одно окно». Тогда его внедрили в 79 районах страны. Эксплуатация комплекса выявила ряд изъянов и недоработок, у пользователей на местах возникли конструктивные замечания и предложения по совершенствованию работы системы.
Эксперт отметила, что далее, согласно поручению Совета Министров, с 2017 года осуществлялся планомерный переход на использование комплекса «Одно окно» второй очереди. Национальный центр электронных услуг выступал оператором проекта. Доработки коснулись как программно-технической архитектуры системы, так и процессов информационного взаимодействия ее участников. Базовой точкой доступа при дистанционной подаче заявлений об осуществлении административных процедур в электронном виде законодательно был определен единый портал электронных услуг.
— В целом модернизация комплекса позволила упростить работу специалистов по электронной регистрации обращений граждан, направлению запросов, повысить скорость работы комплекса. Сегодня мы уже имеем версию «Одно окно» 3.0, которая переведена на новую технологическую платформу, — рассказала собеседница. — Систему существенно доработали, и с начала прошлого года комплекс «Одно окно» версии 3.0 доступен для использования посредством личного электронного кабинета юридического лица на модернизированном едином портале электронных услуг.
По словам Светланы Караневич, как результат — на 1 февраля текущего года количество пользователей «Одного окна» составляет 2318 из 1069 организаций. Посредством комплекса в прошлом году было создано более 750 тысяч заявлений на осуществление административных процедур.
Перевести в полную цифровую форму
В настоящий момент в НЦЭУ с заинтересованными органами и ведомствами ведется работа над полной цифровизацией сервисов, уже реализованных в программном комплексе «Одно окно». Это позволит гражданам в итоге физически не ходить в учреждения за получением, скажем, справки, уточнила эксперт:— При этом даже сейчас, когда вы приходите в службу «Одно окно», вы все равно будете получать услуги в ускоренном виде, потому как все процессы, требуемые для принятия административного решения, оцифрованы в программном комплексе и вам нужно будет только забрать результат в виде справки. Все процедуры, которые сегодня осуществляются через программный комплекс «Одно окно», будут в ближайшем будущем переведены в полную цифровую форму — с возможностью обращения за справкой, выпиской или сведениями онлайн, из своего личного кабинета на едином портале электронных услуг. Но пока по-прежнему за их осуществлением требуется прийти в службу «Одно окно» определенной организации с пакетом документов.
Светлана Караневич отметила, что 12 процедур, ранее реализованных только в программном комплексе, теперь полностью оцифрованы, при их заказе для получения документов никуда ходить не надо. Они доступны через личный кабинет пользователя на ЕПЭУ.
— Стоит отметить, что в прошлом году стартовал очень интересный совместный проект с Мингорисполкомом. Было выбрано 13 административных процедур, наиболее востребованных среди минских служб «Одно окно». Из них уже две оцифрованы полностью. В планах в скором времени перевести в онлайн и остальные, — рассказала собеседница.
По словам эксперта, независимо от того, что процедуры будут оцифрованы в полном цикле, возможность получить их физически в административном учреждении останется.
Постоянно в развитии
Возможности, уже сегодня реализованные в программном комплексе, существенно сокращают время ожидания в очередях.— Например, подключение к Системе межведомственного электронного документооборота государственных органов помогает делать удаленные запросы и получать нужные данные из ряда учреждений, находясь даже в другом городе. Не нужно ехать из Минска в Осиповичи, чтобы взять дополнительные справки. Запрос делается автоматически, и таким образом сокращается время ожидания для гражданина.
При этом Светлана Караневич обращает внимание на то, что система постоянно развивается. Добавляются и новые государственные информационные ресурсы, которые позволяют использовать свои накопленные данные.
— В итоге все существующие в стране админпроцедуры должны быть переведены в полную цифровую форму, что позволит уйти от визитов в уполномоченные органы, ожидания в очереди. Существенная часть из них будет внедрена в программный комплекс «Одно окно» до 2025 года. Мы готовы к выполнению этой работы, ждем, пока ряд органов к ней также подключится.
Кроме того, эксперт отметила, что важным драйвером развития комплекса «Одно окно» выступит Указ № 55, изданный 16.02.2024. Им внесены изменения в перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденный Указом № 200, а также по всем административным процедурам определены органы-регуляторы, что позволит обеспечить проведение единой государственной политики по конкретной сфере общественных отношений, а также скоординировать работу государственных органов по переводу административных процедур в электронную форму. Основные положения Указа № 55 вступают в силу через месяц после его официального опубликования.
kryzhevich@sb.by
Фото из архива sb.by