Студенты БГУ создают интерактивные школьные опыты в виртуальной реальности
02.02.2018 08:08:51
Раз — надеваем специальные очки. Два — видим то, чего рядом с нами в действительности нет. Все это о виртуальной реальности, с которой мы сталкиваемся, к примеру, в кинотеатрах на 3D-сеансах. А как можно применить новые технологии в обучении? Есть ответ. Студенты БГУ решили связать смартфоны с очками виртуальной реальности. Что из этого получилось и почему благодаря такому методу появился проект, способный легко объяснить школьникам сложные точные науки, узнала корреспондент «Р».
Вместе со студентами факультета прикладной математики и информатики пробегаем лестничные пролеты на пути к пятому этажу главного корпуса БГУ. И вот мы в лаборатории кафедры многопроцессорных систем и сетей. Скидывая тяжелые рюкзаки с ноутбуками, студент 4-го курса Дмитрий Аксеник, 2-го курса – Игорь Дорошев и выпускник вуза Александр Бажанов здороваются с завкафедрой Сергеем Марковым и своим научным руководителем Анастасией Гусейновой. Они все вместе работают над одним делом.
Засветились экраны трех ноутбуков, и парни начинают объяснять, в чем эксклюзивность их стартапа под названием Vedex VR Edutainment. Первым берет слово Дмитрий – он тут студент-руководитель.
— Все началось в 2016 году, когда Анастасия Сергеевна предложила мне писать курсовой проект по виртуальной реальности (VR). Как раз тогда Саша Бажанов вернулся с литовского хакатона, который был посвящен искусственной реальности. Привез очки и предложил что-нибудь с ними придумать, поэкспериментировать, — парень протягивает их мне. – К тому моменту уже появилось много контента с VR для развлечения, но не для образования.
Собралась команда из юных разработчиков, маркетологов, моделлеров, преподавателей, чтобы перенести учебники в «искусственный мир». Зачем? Для школьников важна игровая форма обучения — наглядная, простая. Почему бы не сделать ее. Первым «подопытным» стал урок географии. В специальном программном редакторе команда создала виртуальный лес с ориентирами, которые научили бы пользоваться компасом.
— Получилось сносно, но неприятно было пользоваться. Множество виртуальных моделей и слабый, медленный смартфон — все это давило на глаза. Урок был тяжелый, — подытоживает Саша Бажанов. — Поработали над качеством, «весом» моделей, количеством кадров в секунду – зрительно все улучшилось. И перешли к демонстрационным занятиям: лабораторным экспериментам.
Уже сейчас готовы два урока физики — один показывает, как ведут себя молекулы газа при нагревании, другой — как движутся частицы под действием электрического поля. Также есть по математике опыт, при котором необходимо построить заданную геометрическую фигуру: будь то параллелепипед или пирамида. Все эти уроки — параграфы из учебников для 8-го и 9-го классов.
Сейчас ребята готовят месячный курс по физике 8-го класса — а это три параграфа — для ребят из школы № 22 Борисова. Поучаствовав в конкурсе социальных проектов Social Weekend, команда получила финансовую помощь, за которую приобрела 20 VR-очков, чтобы давать их ученикам во время тестирования проекта. В будущем они надеются, что любой родитель, школа смогут приобрести свои VR-очки (команда, например, их приобрела за 60 рублей), купить подписку на все уроки, которые появятся, и пользоваться данными проекта. А пока сотрудничают в Минске с гимназией № 29 – там тестируют уроки на факультативах — и школой № 208. В последней консультируются с учителем физики, он выступает рецензентом уроков.
Ну, как говорится, в наше время такого не было, поэтому прошу также испробовать урок. Ребята дают смартфон с мобильным приложением, которое сами и разработали, выбирают мне задание. Надеваю очки виртуальной реальности и погружаюсь в комнату, в которой вижу большой прозрачный стенд.
— Это проводник. Предположим, мы взяли брусок металла и подключили к батарейке. Электроны начали двигаться по цепи, верно? — спрашивает Дима, что я вижу. — Вот это и есть движение частиц под действием электрического поля.
Навожу в очках прицел на кнопку «поменять полюса» и пальцем вверху очков (а можно еще использовать и джойстик) нажимаю на кнопку, которая в искусственном мире также срабатывает: частицы поменяли направление движения.
— Наш проект не имеет аналогов, потому что он интерактивный, — объясняет Анастасия Гусейнова, которой и передаю очки. – Видела в институте Норвегии, как обучают медсестер с помощью 3D-технологий: показывают, как делать ту или иную процедуру. Но больше это похоже на просмотр кино, нежели на участие в процессе. На наших уроках школьники могут, например, подключить прибор к источнику тока, измерить температуру, собрать цепь и увидеть результат своей работы.
— В приложении можно также ответить на контрольные вопросы и уж точно понять, все ли было ясно. А еще проконтролировать результаты друга, — рассказывает еще об одной функции приложения Игорь.
Главный замысел команды — заинтересовать школьников предметом. Например, показать работу человеческих органов в уроках биологии. Пока же команда сконцентрирована на физике. Вот Дима корпеет над уроком по параллельному соединению проводников – покажет, что происходит с силой тока и напряжением, если добавлять больше проводников в цепь или изменять их сопротивление. Как? На пустой странице программы сделает зону-сцену и разместит объекты, которые делают моделлеры из IT-школы MyFreedom, после запрограммирует их, чтобы они взаимодействовали с себе подобными и пользователями.
alinakasel@gmail.com
Работа над одним виртуальным уроком занимает около двух недель.
Вместе со студентами факультета прикладной математики и информатики пробегаем лестничные пролеты на пути к пятому этажу главного корпуса БГУ. И вот мы в лаборатории кафедры многопроцессорных систем и сетей. Скидывая тяжелые рюкзаки с ноутбуками, студент 4-го курса Дмитрий Аксеник, 2-го курса – Игорь Дорошев и выпускник вуза Александр Бажанов здороваются с завкафедрой Сергеем Марковым и своим научным руководителем Анастасией Гусейновой. Они все вместе работают над одним делом.
Засветились экраны трех ноутбуков, и парни начинают объяснять, в чем эксклюзивность их стартапа под названием Vedex VR Edutainment. Первым берет слово Дмитрий – он тут студент-руководитель.
— Все началось в 2016 году, когда Анастасия Сергеевна предложила мне писать курсовой проект по виртуальной реальности (VR). Как раз тогда Саша Бажанов вернулся с литовского хакатона, который был посвящен искусственной реальности. Привез очки и предложил что-нибудь с ними придумать, поэкспериментировать, — парень протягивает их мне. – К тому моменту уже появилось много контента с VR для развлечения, но не для образования.
Собралась команда из юных разработчиков, маркетологов, моделлеров, преподавателей, чтобы перенести учебники в «искусственный мир». Зачем? Для школьников важна игровая форма обучения — наглядная, простая. Почему бы не сделать ее. Первым «подопытным» стал урок географии. В специальном программном редакторе команда создала виртуальный лес с ориентирами, которые научили бы пользоваться компасом.
— Получилось сносно, но неприятно было пользоваться. Множество виртуальных моделей и слабый, медленный смартфон — все это давило на глаза. Урок был тяжелый, — подытоживает Саша Бажанов. — Поработали над качеством, «весом» моделей, количеством кадров в секунду – зрительно все улучшилось. И перешли к демонстрационным занятиям: лабораторным экспериментам.
Сейчас ребята готовят месячный курс по физике 8-го класса — а это три параграфа — для ребят из школы № 22 Борисова. Поучаствовав в конкурсе социальных проектов Social Weekend, команда получила финансовую помощь, за которую приобрела 20 VR-очков, чтобы давать их ученикам во время тестирования проекта. В будущем они надеются, что любой родитель, школа смогут приобрести свои VR-очки (команда, например, их приобрела за 60 рублей), купить подписку на все уроки, которые появятся, и пользоваться данными проекта. А пока сотрудничают в Минске с гимназией № 29 – там тестируют уроки на факультативах — и школой № 208. В последней консультируются с учителем физики, он выступает рецензентом уроков.
Ну, как говорится, в наше время такого не было, поэтому прошу также испробовать урок. Ребята дают смартфон с мобильным приложением, которое сами и разработали, выбирают мне задание. Надеваю очки виртуальной реальности и погружаюсь в комнату, в которой вижу большой прозрачный стенд.
— Это проводник. Предположим, мы взяли брусок металла и подключили к батарейке. Электроны начали двигаться по цепи, верно? — спрашивает Дима, что я вижу. — Вот это и есть движение частиц под действием электрического поля.
— Наш проект не имеет аналогов, потому что он интерактивный, — объясняет Анастасия Гусейнова, которой и передаю очки. – Видела в институте Норвегии, как обучают медсестер с помощью 3D-технологий: показывают, как делать ту или иную процедуру. Но больше это похоже на просмотр кино, нежели на участие в процессе. На наших уроках школьники могут, например, подключить прибор к источнику тока, измерить температуру, собрать цепь и увидеть результат своей работы.
— В приложении можно также ответить на контрольные вопросы и уж точно понять, все ли было ясно. А еще проконтролировать результаты друга, — рассказывает еще об одной функции приложения Игорь.
Главный замысел команды — заинтересовать школьников предметом. Например, показать работу человеческих органов в уроках биологии. Пока же команда сконцентрирована на физике. Вот Дима корпеет над уроком по параллельному соединению проводников – покажет, что происходит с силой тока и напряжением, если добавлять больше проводников в цепь или изменять их сопротивление. Как? На пустой странице программы сделает зону-сцену и разместит объекты, которые делают моделлеры из IT-школы MyFreedom, после запрограммирует их, чтобы они взаимодействовали с себе подобными и пользователями.
alinakasel@gmail.com