Раввин Григорий Абрамович о том, чему нас учит пост
10.08.2024 16:04:00
На следующей неделе, вечером 12 августа, по еврейскому календарю наступает пост. Это один из самых скорбных дней в календаре, в который мы вспоминаем разрушение Иерусалимских храмов, изгнания еврейского народа из ряда стран и другие печальные события. В пост 9 Ава мы не едим, не пьем, не умащаемся и, конечно, избегаем любых развлечений и наслаждений.
О бедах народа мы можем почитать в книгах Млахим (Первая книга Царств, глава 6, и Вторая книга Царств, глава 25). В Плаче Иеремии передана вся боль и скорбь от потерь и разрушений: «С опасностью для жизни достаем себе пропитание, меч поджидает нас в безлюдных местах. Девушки городов Иудеи отданы на поругание. Вожди народа казнены. Веселие сменилось трауром. Померк свет глаз наших».
Пророк Иеремия оплакивает не только разрушения и страдания, выпавшие на его век. Все главы Свитка Эйха, за исключением третьей, поделены на 22 предложения. Комментаторы Плача Иеремии пишут: автор ссылается на 22 буквы еврейского алфавита — знак того, что в каждой букве существует как своя радость, так и свои горести и печали.
Однако в третьей главе мы читаем: «Ибо никогда не покинет Господь». И даже в пост мы видим надежду там, где ее, казалось бы, не видно. Ведь в предыдущем предложении сказано: «Пусть подставит он щеку бьющему его…» Неужели надежда человека зиждется на принятии ударов судьбы и заключается в его бездействии? Нет. Эта же глава предлагает не только «подставлять щеку», но и делать все необходимое для искупления грехов: «В тот день, когда звал я Тебя, Ты приближался, говоря: «Не бойся!»
Очень непросто вспоминать дни гонений, уничтожений и позора. Сложно удерживать веру, принимая удары судьбы. Однако черные полосы в жизни являются и испытанием для нас, и призывом идти дальше. Наша история — не только история достижений и радостных событий, но и даты скорби и плача. Помнить это важно. Соблюдая пост, ты понимаешь на духовном и физическом уровне, что такое потери и грусть. Не все будут поститься по ряду объективных причин. Но дата в календаре — это время для размышлений вне зависимости от степени соблюдения ограничений. Наши традиции, книги, даты всегда были и будут помощниками для нашей веры, надежды и стойкости.
Раввин Григорий АБРАМОВИЧ
О бедах народа мы можем почитать в книгах Млахим (Первая книга Царств, глава 6, и Вторая книга Царств, глава 25). В Плаче Иеремии передана вся боль и скорбь от потерь и разрушений: «С опасностью для жизни достаем себе пропитание, меч поджидает нас в безлюдных местах. Девушки городов Иудеи отданы на поругание. Вожди народа казнены. Веселие сменилось трауром. Померк свет глаз наших».
Пророк Иеремия оплакивает не только разрушения и страдания, выпавшие на его век. Все главы Свитка Эйха, за исключением третьей, поделены на 22 предложения. Комментаторы Плача Иеремии пишут: автор ссылается на 22 буквы еврейского алфавита — знак того, что в каждой букве существует как своя радость, так и свои горести и печали.
Однако в третьей главе мы читаем: «Ибо никогда не покинет Господь». И даже в пост мы видим надежду там, где ее, казалось бы, не видно. Ведь в предыдущем предложении сказано: «Пусть подставит он щеку бьющему его…» Неужели надежда человека зиждется на принятии ударов судьбы и заключается в его бездействии? Нет. Эта же глава предлагает не только «подставлять щеку», но и делать все необходимое для искупления грехов: «В тот день, когда звал я Тебя, Ты приближался, говоря: «Не бойся!»
Очень непросто вспоминать дни гонений, уничтожений и позора. Сложно удерживать веру, принимая удары судьбы. Однако черные полосы в жизни являются и испытанием для нас, и призывом идти дальше. Наша история — не только история достижений и радостных событий, но и даты скорби и плача. Помнить это важно. Соблюдая пост, ты понимаешь на духовном и физическом уровне, что такое потери и грусть. Не все будут поститься по ряду объективных причин. Но дата в календаре — это время для размышлений вне зависимости от степени соблюдения ограничений. Наши традиции, книги, даты всегда были и будут помощниками для нашей веры, надежды и стойкости.
Раввин Григорий АБРАМОВИЧ