Раввин Григорий Абрамович о традициях однодневного поста по еврейскому календарю
20.07.2024 22:16:00
На следующую неделю по еврейскому календарю выпадает пост 17 Тамуза (23 июля). Как и в другие однодневные посты, нельзя не только есть, но и пить. При жаркой погоде это, конечно, непросто. Безусловно, допускаются некоторые послабления в вопросах строгости поста. Кроме того, есть люди, которые помнят о посте, но по объективным причинам его не соблюдают. Тем не менее пост 17 Тамуза всегда был, есть и будет в еврейском календаре, вне зависимости от обстоятельств и отношения к нему.
Обратимся к истории. В день 17 Тамуза Моисей при виде золотого тельца, сделанного евреями в момент нахождения его на горе Синай, разбил Скрижали Завета. Во время осады Иерусалима перед разрушением Первого Храма в этот день прекратилось принесение ежедневной жертвы «тамид». Это, по мнению мудрецов, стало знаком надвигающейся беды и жертв. Апостомос, наместник царя Антиоха, понял, что самый верный путь поработить иудеев — ударить по их традиционным устоям, и сжег свиток Торы. Именно 17 Тамуза в Храме была водружена статуя идола. Таким образом, основная причина поста — проломанная при осаде городская стена Иерусалима, что привело к сожжению Иерусалимского Храма 9 Ава.
Талмуд (трактат Таанит, страницы 26 и 27) не только объясняет причины поста, но и размышляет над определенными нюансами. В конце книги пророка Иеремии (глава 52:6—7) мы читаем, что стена Иерусалима была проломлена не 17-го, а 9 Тамуза. Мудрец Рав Абба бар Нахмани, ставший в самом начале IV века нашей эры главой иешивы в Пумбедите, дает этому объяснение: пророк Иеремия называет дату преломления стены Иерусалима во время разрушения Первого Храма, а мудрецы Талмуда — Второго Храма. В обоих случаях это один и тот же месяц и одна катастрофа, которая привела не только к разрушениям, но и к большому числу жертв. Кроме того, Иерусалимский Талмуд (трактат Таанит, глава 84) придерживается даты не 17 Тамуза, а 9-го, согласно пророку Иеремии.
Но несмотря на все эти обстоятельства, в календаре в конечном счете остановились на 17 Тамуза для поста.
Как веками сохраняются разные даты в источниках, так же и в каждом поколении есть те, кто и не планировал соблюдать пост, и те, кто не обращает внимания на разницу в текстах и ревностно его соблюдает. Что объединяет этих людей? Тот факт, что память о разрушениях и потерях в истории дает понимание хрупкости нашего мира и необходимости его сохранения.
Да, мы находим разную информацию в истории об одном и том же событии. Если задаться целью, то можно найти слова тех, кто будет убедителен и докажет, почему что-то соблюдается или не соблюдается в плане традиции. Однако возвращаясь к тому, что дата 17 Тамуза одинаково стоит в календаре для всех, мы понимаем, что общая боль в истории — это тоже наше наследие. И пусть Всевышний дарует нам мирное небо и многое из того, что нас объединяет.
Раввин Григорий АБРАМОВИЧ
Обратимся к истории. В день 17 Тамуза Моисей при виде золотого тельца, сделанного евреями в момент нахождения его на горе Синай, разбил Скрижали Завета. Во время осады Иерусалима перед разрушением Первого Храма в этот день прекратилось принесение ежедневной жертвы «тамид». Это, по мнению мудрецов, стало знаком надвигающейся беды и жертв. Апостомос, наместник царя Антиоха, понял, что самый верный путь поработить иудеев — ударить по их традиционным устоям, и сжег свиток Торы. Именно 17 Тамуза в Храме была водружена статуя идола. Таким образом, основная причина поста — проломанная при осаде городская стена Иерусалима, что привело к сожжению Иерусалимского Храма 9 Ава.
Талмуд (трактат Таанит, страницы 26 и 27) не только объясняет причины поста, но и размышляет над определенными нюансами. В конце книги пророка Иеремии (глава 52:6—7) мы читаем, что стена Иерусалима была проломлена не 17-го, а 9 Тамуза. Мудрец Рав Абба бар Нахмани, ставший в самом начале IV века нашей эры главой иешивы в Пумбедите, дает этому объяснение: пророк Иеремия называет дату преломления стены Иерусалима во время разрушения Первого Храма, а мудрецы Талмуда — Второго Храма. В обоих случаях это один и тот же месяц и одна катастрофа, которая привела не только к разрушениям, но и к большому числу жертв. Кроме того, Иерусалимский Талмуд (трактат Таанит, глава 84) придерживается даты не 17 Тамуза, а 9-го, согласно пророку Иеремии.
Но несмотря на все эти обстоятельства, в календаре в конечном счете остановились на 17 Тамуза для поста.
Как веками сохраняются разные даты в источниках, так же и в каждом поколении есть те, кто и не планировал соблюдать пост, и те, кто не обращает внимания на разницу в текстах и ревностно его соблюдает. Что объединяет этих людей? Тот факт, что память о разрушениях и потерях в истории дает понимание хрупкости нашего мира и необходимости его сохранения.
Да, мы находим разную информацию в истории об одном и том же событии. Если задаться целью, то можно найти слова тех, кто будет убедителен и докажет, почему что-то соблюдается или не соблюдается в плане традиции. Однако возвращаясь к тому, что дата 17 Тамуза одинаково стоит в календаре для всех, мы понимаем, что общая боль в истории — это тоже наше наследие. И пусть Всевышний дарует нам мирное небо и многое из того, что нас объединяет.
Раввин Григорий АБРАМОВИЧ