Почему лихорадит сельскохозяйственный рынок Польши и других стран ЕС
09.12.2023 13:00:00
Анна КУРАК
Военная поддержка Украины со стороны Запада приносит свои плоды. Правда, совсем не те, которых ожидали. Экономика этих стран становится слабее, цены растут, а бизнесу и простым гражданам все труднее выживать в новой реальности. На протяжении года в ЕС не утихают протесты местных аграриев: фермеры требуют запрета на импорт украинской продукции и просят власти поддержать собственное сельское хозяйство. Есть ли у них шансы быть услышанными?
Требуют все примерно одного — финансовой и законодательной поддержки, равных условий для всех участников рынка и ограничения бесконтрольных поставок продовольствия из Украины.
Проблемы у сельхозпроизводителей стран Восточной Европы начались еще в первые месяцы этого года, когда руководство ЕС отменило таможенные пошлины на импорт украинского зерна и масличных культур. Кроме того, с прошлого года действуют особые льготы для украинских грузоперевозчиков: им позволено ездить по Европе без специальных разрешений.
Каков итог? Украинская продукция с низкими ценами заполонила восточноевропейские рынки и поставила под угрозу само существование сельского хозяйства в Польше и других странах. Фермеры там теперь не в состоянии сбыть урожай или расплатиться с кредиторами. Не могут они рассчитывать и на поддержку со стороны Евросоюза — все деньги уходят на помощь Киеву.
Польские, молдавские, болгарские аграрии уже доведены до отчаяния и иного выхода из сложившейся ситуации, кроме как протестовать, не видят. К ним начинают присоединяться их коллеги из стран Западной Европы. Например, французские птицеводы жалуются на то, что украинская курица в два раза дешевле, поэтому ее охотнее покупают: «Недобросовестная конкуренция получается!»
— Почему продукция европейских фермеров оказалась неконкурентоспособна по отношению к украинской? Ее себестоимость гораздо выше. Цены на энергоресурсы дорожают из-за недальновидной санкционной политики руководства ЕС. При этом урожай на европейских полях скудеет из-за недостаточного удобрения почв. Если взять зерновую группу, в этом году урожайность ниже на 20 %, чем в предыдущем. И этот дефицит удобрений, напомню, они тоже создали себе сами.
Зарплаты у работников должны расти — таково законодательство Евросоюза. Добавим к этому немаленькие налоги.
— Вот и выходит, что виноваты не только украинцы с их дешевым зерном, но и сам Евросоюз, который загнал своих фермеров в неконкурентоспособную среду, — говорит Сергей Кравцов. — Сельское хозяйство — это высокотехнологичная отрасль. Если хоть на одном из этапов производства продукции политика превалирует над экономикой, страдает конечный результат. Как говорят у нас в народе, землю и корову не обманешь.
Почему именно восточноевропейские страны, в том числе Польша, страдают больше других в сложившейся ситуации?
— Там не налажена современная переработка сельхозпродукции. Для этого нет ни компетенций, ни энергоресурсов. Вот и оказались в западне, — говорит Сергей Кравцов. — Для сравнения возьмем Китай: эта страна — мировой лидер по импорту зерна, с каждым годом закупает его все больше и больше. Но не потому, что растет потребность или сам Китай вырастить нужные объемы не может, а потому, что чужое сырье он успешно перерабатывает в продукт с высшей добавленной стоимостью, который уходит потом на экспорт.
Беларусь, к слову, тоже встала на этот путь после создания БНБК.
— Мы начали закупать зерно у России, при этом и собственные урожаи растут. Как и экспорт продовольствия, — подмечает парламентарий. — Аграрный рынок благосклонен к тем, кто умеет соблюдать технологию производства, думает своим умом и не пытается обыграть других политическими маневрами.
— В украинском сельском хозяйстве очень низкие зарплаты, что ставит в невыгодное положение польских производителей. Украинская продукция угрожает всему рынку Евросоюза, Польша — первая из целой череды пострадавших стран.
По словам политика, если тенденция к интеграции Украины с рынком ЕС сохранится, проблемы будут нарастать. А в Польше среди населения будет все больше недовольства.
Как отмечает генеральный директор Национальной библиотеки Беларуси Вадим Гигин, попытки британцев, американцев сформировать искусственный польско-украинский союз оказались нереалистичными: «Польша и Украина — непримиримые региональные конкуренты. И из-за действий ушлых украинских коррупционеров, в пять раз нарастивших халявные грузоперевозки в ЕС, возникла блокада дальнобойщиков. Теперь убытки несут не только обе стороны. Латвия уже потеряла несколько десятков миллионов евро». К тому же в Польше провластные ПиСовцы катастрофически теряют позиции, но продолжают играть на шовинистических настроениях. Все это выплеснулось и сконцентрировалось на погранпереходах.
Парадоксально и то, что, пока польские фермеры и власти пытаются бороться с импортом «дешевого продовольствия» из Украины, в стране растет количество голодающих. По словам президента Федерации польских продовольственных банков (раздают адресную помощь нуждающимся) Беаты Цепла, это огромная социальная проблема, которая усиливается из-за высокой инфляции.
Среди тех, кто недоедает, — польские пенсионеры, дети, люди с ограниченными возможностями и родители-одиночки. Нередко им приходится отказываться от рыбы, мяса и колбасных изделий, овощей из-за высокой цены.
В ТЕМУ
Польские грузоперевозчики продолжают блокировать основные КПП на границе с Украиной уже больше месяца.
Водители, следующие в Евросоюз, вынуждены неделями стоять в многокилометровых очередях, а их компании терпят убытки на сотни миллионов евро. В пробке уже умерли два украинских дальнобойщика. Требования польских протестующих — отменить льготы, предоставленные ЕС их украинским коллегам, восстановить прежний порядок обязательного лицензирования украинского коммерческого грузового транспорта и систему разрешений для украинских транспортных компаний, которая была до февраля 2022-го.
— Где справедливость? Сегодня над транспортным рынком в Украине нет никакого контроля, никаких лицензий, возникает слишком много транспортных фирм. Только за последний год появилось 12 тысяч! — возмущается представитель польского Комитета защиты перевозчиков и работодателей транспорта Томаш Борковский.
Замминистра инфраструктуры Польши Рафал Вебер заявил, что Варшава будет требовать возобновления разрешений для украинских перевозчиков на уровне ЕС: «До 2022 года польские перевозчики на 35 % обслуживали перевозки между обеими странами. Сейчас же 90 переездов из 100 обслуживают украинские компании».
kurak@sb.by
Недовольства разрастаются
Поля давно убраны, но европейские фермеры не спешат загонять свою сельхозтехнику в гаражи. В Польше трактористы помогают дальнобойщикам блокировать дороги, в Молдове сельчане привезли навоз к зданию парламента, а в Болгарии аграрии угрожают властям вывести на улицы стада коров.Требуют все примерно одного — финансовой и законодательной поддержки, равных условий для всех участников рынка и ограничения бесконтрольных поставок продовольствия из Украины.
Проблемы у сельхозпроизводителей стран Восточной Европы начались еще в первые месяцы этого года, когда руководство ЕС отменило таможенные пошлины на импорт украинского зерна и масличных культур. Кроме того, с прошлого года действуют особые льготы для украинских грузоперевозчиков: им позволено ездить по Европе без специальных разрешений.
Каков итог? Украинская продукция с низкими ценами заполонила восточноевропейские рынки и поставила под угрозу само существование сельского хозяйства в Польше и других странах. Фермеры там теперь не в состоянии сбыть урожай или расплатиться с кредиторами. Не могут они рассчитывать и на поддержку со стороны Евросоюза — все деньги уходят на помощь Киеву.
Польские, молдавские, болгарские аграрии уже доведены до отчаяния и иного выхода из сложившейся ситуации, кроме как протестовать, не видят. К ним начинают присоединяться их коллеги из стран Западной Европы. Например, французские птицеводы жалуются на то, что украинская курица в два раза дешевле, поэтому ее охотнее покупают: «Недобросовестная конкуренция получается!»
Землю не обманешь
Генеральный директор Научно-практического центра НАН Беларуси по земледелию, депутат Палаты представителей Сергей Кравцов комментирует нынешнюю ситуацию так:— Почему продукция европейских фермеров оказалась неконкурентоспособна по отношению к украинской? Ее себестоимость гораздо выше. Цены на энергоресурсы дорожают из-за недальновидной санкционной политики руководства ЕС. При этом урожай на европейских полях скудеет из-за недостаточного удобрения почв. Если взять зерновую группу, в этом году урожайность ниже на 20 %, чем в предыдущем. И этот дефицит удобрений, напомню, они тоже создали себе сами.
Зарплаты у работников должны расти — таково законодательство Евросоюза. Добавим к этому немаленькие налоги.
— Вот и выходит, что виноваты не только украинцы с их дешевым зерном, но и сам Евросоюз, который загнал своих фермеров в неконкурентоспособную среду, — говорит Сергей Кравцов. — Сельское хозяйство — это высокотехнологичная отрасль. Если хоть на одном из этапов производства продукции политика превалирует над экономикой, страдает конечный результат. Как говорят у нас в народе, землю и корову не обманешь.
Почему именно восточноевропейские страны, в том числе Польша, страдают больше других в сложившейся ситуации?
— Там не налажена современная переработка сельхозпродукции. Для этого нет ни компетенций, ни энергоресурсов. Вот и оказались в западне, — говорит Сергей Кравцов. — Для сравнения возьмем Китай: эта страна — мировой лидер по импорту зерна, с каждым годом закупает его все больше и больше. Но не потому, что растет потребность или сам Китай вырастить нужные объемы не может, а потому, что чужое сырье он успешно перерабатывает в продукт с высшей добавленной стоимостью, который уходит потом на экспорт.
Беларусь, к слову, тоже встала на этот путь после создания БНБК.
— Мы начали закупать зерно у России, при этом и собственные урожаи растут. Как и экспорт продовольствия, — подмечает парламентарий. — Аграрный рынок благосклонен к тем, кто умеет соблюдать технологию производства, думает своим умом и не пытается обыграть других политическими маневрами.
Продовольственные парадоксы
Однако польские власти убеждены, что проблемы в их экономике — следствие интеграции Украины в европейское экономическое пространство. Вице-спикер польского сейма Кшиштоф Босак рассуждает:— В украинском сельском хозяйстве очень низкие зарплаты, что ставит в невыгодное положение польских производителей. Украинская продукция угрожает всему рынку Евросоюза, Польша — первая из целой череды пострадавших стран.
По словам политика, если тенденция к интеграции Украины с рынком ЕС сохранится, проблемы будут нарастать. А в Польше среди населения будет все больше недовольства.
Как отмечает генеральный директор Национальной библиотеки Беларуси Вадим Гигин, попытки британцев, американцев сформировать искусственный польско-украинский союз оказались нереалистичными: «Польша и Украина — непримиримые региональные конкуренты. И из-за действий ушлых украинских коррупционеров, в пять раз нарастивших халявные грузоперевозки в ЕС, возникла блокада дальнобойщиков. Теперь убытки несут не только обе стороны. Латвия уже потеряла несколько десятков миллионов евро». К тому же в Польше провластные ПиСовцы катастрофически теряют позиции, но продолжают играть на шовинистических настроениях. Все это выплеснулось и сконцентрировалось на погранпереходах.
Парадоксально и то, что, пока польские фермеры и власти пытаются бороться с импортом «дешевого продовольствия» из Украины, в стране растет количество голодающих. По словам президента Федерации польских продовольственных банков (раздают адресную помощь нуждающимся) Беаты Цепла, это огромная социальная проблема, которая усиливается из-за высокой инфляции.
Среди тех, кто недоедает, — польские пенсионеры, дети, люди с ограниченными возможностями и родители-одиночки. Нередко им приходится отказываться от рыбы, мяса и колбасных изделий, овощей из-за высокой цены.
Бретань под обстрелом
Французские фермеры продолжают протесты. Аграрии, в частности, выступают против импорта украинской продукции. Кроме того, они требуют от властей финансовой поддержки сектора. Зарплаты работников снижаются, а налоги растут. Официальный Париж молчит. Люди идут на радикальные меры. На днях тракторному обстрелу подверглось административное здание в Бретани. В качестве снарядов были использованы навоз и мусор. Ранее аграрии заблокировали автотрассы и устроили пожар на городской улице.В ТЕМУ
Польские грузоперевозчики продолжают блокировать основные КПП на границе с Украиной уже больше месяца.
Водители, следующие в Евросоюз, вынуждены неделями стоять в многокилометровых очередях, а их компании терпят убытки на сотни миллионов евро. В пробке уже умерли два украинских дальнобойщика. Требования польских протестующих — отменить льготы, предоставленные ЕС их украинским коллегам, восстановить прежний порядок обязательного лицензирования украинского коммерческого грузового транспорта и систему разрешений для украинских транспортных компаний, которая была до февраля 2022-го.
— Где справедливость? Сегодня над транспортным рынком в Украине нет никакого контроля, никаких лицензий, возникает слишком много транспортных фирм. Только за последний год появилось 12 тысяч! — возмущается представитель польского Комитета защиты перевозчиков и работодателей транспорта Томаш Борковский.
Замминистра инфраструктуры Польши Рафал Вебер заявил, что Варшава будет требовать возобновления разрешений для украинских перевозчиков на уровне ЕС: «До 2022 года польские перевозчики на 35 % обслуживали перевозки между обеими странами. Сейчас же 90 переездов из 100 обслуживают украинские компании».
kurak@sb.by