Эксперт-криминалист — об охране зоны отчуждения
26.04.2024 09:12:00
Руслан ПРОЛЕСКОВСКИЙ
Когда произошла авария на Чернобыльской АЭС, живший с родителями в Ельске Володя Шейнюк был еще ребенком. Из детского сада малышей отправили в санаторий под Минском… Спустя много лет уже повзрослевший Володя увидел масштабы той давней трагедии — во время службы в Наровлянском РОВД.
Вход запрещен
Работать в милицию он пришел в 1999 году после демобилизации из бригады внутренних войск. Служба заключалась в обеспечении контрольно-пропускного режима на КПП и патрулировании по маршрутам в самой зоне отчуждения.— На подведомственной территории находилось 33 населенных пункта, — рассказывает Владимир Шейнюк. — Часть из них уже была захоронена, сохранившись только в виде названий на карте. Другие оставались под нашей охраной. За каждым сотрудником закреплялось несколько деревень. Я отвечал за Дерновичи, Довляды и Ленпоселок.
Находиться в зоне без специального разрешения было нельзя. Но желающих проникнуть туда нелегально хватало. Больше всего — среди грибников. По укоренившейся привычке они ходили в лес, напрочь игнорируя радиацию. Тем более что для некоторых наряду с рыбалкой это был едва ли не единственный способ заработка. Речь в основном о тех, кто не утруждает себя постоянной работой, предпочитая жить подшофе.
Для борьбы с такими нарушителями милиционеры выработали свою тактику, рассказывает Владимир:
— Ехали туда, куда обычно наведывались грибники. Двое высаживались, еще двое уезжали дальше. Переговаривались по рации. Нарушителям также требовалось поддерживать связь. Но мобильники в то время лишь набирали популярность, а покрытие сети в Наровлянском районе было слабым. Поэтому, чтобы не заблудиться, граждане перекрикивались и шли навстречу друг другу. Мы вклинивались в их «эфир» и тоже кричали до тех пор, пока они не выходили на нас сами. Очень удивлялись, но бежать не пытались, понимая, что это бессмысленно.
Регулярно наведывались в зону и любители зелья, которых манила дикорастущая конопля. Уничтожить ее полностью, несмотря на ежегодные попытки, никак не удавалось. Тогда милиционеры организовывали засады, в одну из которых угодили трое молодых людей. Их увесистые сумки были наполнены опасным наркотическим веществом, не используемым в медицинских целях, — марихуаной.
Действовали решительно
На период службы в отделении ОТРЗ приходится и один из наиболее ярких эпизодов, запомнившихся Владимиру. В ту смену он был на усилении оперативно-дежурной службы. Поздним вечером поступил звонок из отдаленной деревни Мальцы, находящейся у самой границы с Украиной. Там произошло невиданное ЧП: неизвестные избили местного жителя. Следственно-оперативная группа выехала на место происшествия:
— Нас встретила женщина, звонившая в РОВД, и отвела в нужный дом. На кровати лежал избитый пенсионер, который рассказал, что в его двор зашли трое незнакомцев и попросили стакан. Как только он пошел за ним в дом, сзади обрушился град ударов. Также преступники забрали охотничье ружье, а со двора увели коня.
— Выйдя на улицу, отправились на поиски, — вспоминает Владимир Шейнюк. — Возле клуба услышали непонятные звуки. Я посветил фонариком и увидел гражданина, спавшего на скамейке. Он был сильно пьян и не понимал, чего от него хотят. Зато мы точно знали, что нужно делать. Привели его в дом старика. Тот подтвердил, что это один из напавших на него незнакомцев.
Чуть протрезвев, задержанный признался, что приехал в составе большой компании. Полтора десятка ранее судимых мужиков забрались в глушь будто бы для сбора лисичек. На лесной поляне разбили лагерь.
События принимали серьезный оборот. Связавшись с отделом, милиционеры запросили подкрепление. Коллеги приехали, имея подобающий арсенал — спецсредства и автоматы.
Проводниками стражей порядка выступили двое лесничих. Пробираться пришлось непролазными тропами и даже форсировать по хлипкой кладке ручей.
Совершив марш-бросок, под утро вышли к той самой поляне. Незваные гости превратили ее в постоялый двор, установив две большие палатки.
— Посовещавшись, распределились на две подгруппы и одновременно начали задержание, — рассказывает Владимир. — Действовали быстро, решительно и в меру жестко — так, чтобы никто не успел опомниться. Ведь мы имели дело с полутора десятками ранее судимых, имевших ножи, топоры и предположительно похищенное ружье.
Группа захвата сработала профессионально: оказать сопротивление никто не успел. За считаные минуты были задержаны 12 человек. Когда уже на рассвете их вели через деревню, на улицу вышли местные. Теперь, уже не боясь, они высказывали агрессорам все, что о них думали, а милиционеров благодарили за то, что защитили от негодяев.
Двоих преступников, участвовавших в разбое, среди задержанных не оказалось. Но от закона они не ушли. Позже их задержали в соседнем районе. Все преступники предстали перед судом. К остальным применили меры профилактического характера.
Встреча поколений
Накануне двадцатой годовщины со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС Владимир Шейнюк участвовал в организации встречи ликвидаторов из числа сотрудников милиции и внутренних войск. По особому случаю она проводилась в отселенной деревне Тешков.— Этот день мне очень запомнился, — признается собеседник. — Встречались два поколения — ветераны МВД, которые первыми прошли испытание, и мы — те, кто продолжил их дело. Было интересно послушать, позаимствовать опыт. Особое впечатление произвел легендарный пожарный Иван Михайлович Шаврей, который тушил реактор на ЧАЭС в ту роковую ночь.
В ТЕМУ
В отделении по охране территорий радиоактивного загрязнения Владимир Шейнюк отработал семь лет. В последующем он сменил профиль и, пройдя обучение, стал экспертом-криминалистом. В 2013 году, ознаменовавшемся созданием Государственного комитета судебных экспертиз, перешел на службу в новое ведомство. Ныне продолжает работать старшим экспертом экспертно-криминалистического сектора по Наровлянскому району Мозырского межрайонного отдела ГКСЭ.
prolesk@sb.by