Политики, эксперты и практики — о путях совершенствования местного самоуправления в Беларуси
31.05.2019 15:06:00
Максим ОСИПОВ
Приходские советы в Великобритании, муниципалитеты в Дании, хутора, приходы, посады и коммуны в Испании, магистраты и бургомистры в Германии… Система местного самоуправления в различных странах варьируется в названиях, видах и типологии. Но практически везде ее основные черты — ответственное вовлечение граждан в процесс принятия решений. Эффект от которого в конечном итоге ощутит на себе каждый.
У местного управления и самоуправления на белорусской земле — весьма глубокие исторические корни. И знаменитый когда-то лозунг «Вся власть Советам!» — один из его элементов, но никак не предтеча. Активно и на системной основе, как свидетельствуют научные источники, эта форма организации общества получила развитие уже в XI веке — достаточно вспомнить Полоцк, Витебск, Туров. И даже мрачные времена Средневековья были не столь темны: формировались местные органы власти Великого Княжества Литовского, а знаменитое Магдебургское право в XIV—XVII веках имели почти 60 городов на территории современной Беларуси.
Автор этих строк не раз бывал в известной «огуречной» столице Ольшаны в Столинском районе, перенасыщенной личным легковым и грузовым транспортом. В этом агрогородке обилие магазинов и баров, ухоженных подворий и церквей — и полная катастрофа с дорогами, даже у солидных бронзовых ворот и калиток. Ведь дороги — сельсоветские, не свои. Впрочем, чего кивать на далекие и весьма трудолюбивые Ольшаны — достаточно заглянуть в подъезды большинства многоэтажек в Минске, Гомеле или Орше.
Конечно, можно говорить о скромном финансировании местных органов власти. Характерный пример озвучил на днях председатель Залесского сельского Совета депутатов Сморгонского района Зенон Гришкевич:
— У меня в агрогородке Залесье 18 улиц, не обслуживающихся ни одной организацией. А люди приходят с понятной претензией: дорожный сбор ими уплачен — почему же не сделаны дороги?
Но стоит признать, что потребительское отношение у ряда наших сограждан не только к деревенским улицам, но и к республиканским магистралям. Беседую недавно с председателем Третьяковского сельисполкома Лидского района. Александр Хвойницкий отмечает, казалось бы, позитивный факт: по территории его сельсовета проходят сразу две важнейшие магистрали — дорога М-6 Минск — Гродно и входящая в европейский маршрут Е-85 трасса М-11, идущая от погранперехода «Бенякони». Но такое магистральное обилие не только открывает большие возможности для развития придорожного бизнеса, но и несет местным властям головную боль:
— Воспитание и личная культура некоторых автомобилистов оставляют желать лучшего: мы регулярно чистим откосы, однако мусор появляется там вновь и вновь. Но страна, удобная для жизни, грязной не может быть по определению! Вот как убедить людей в этом?
Еще одна проблема сельисполкома — стихийные свалки мусора в лесных массивах и у дачных кооперативов, а также инертное отношение не только проезжающих автомобилистов, но и части местного населения к поддержанию порядка. В том же агрогородке Ёдки — центре Третьяковского сельсовета — проживают более тысячи жителей. А договоры на вывоз мусора заключены лишь у нескольких десятков домовладений. Как результат — появление на кладбищенских свалках, предназначенных исключительно для ритуальных отходов, старых диванов и матрацев, иного бытового мусора.
Александр Хвойницкий рассказывает:
— Все места воинских захоронений мы поддерживаем в идеальном состоянии. А на пути ежегодного автопробега формируется красочный торжественный коридор из флагов. Совсем недавно Главное организационно-мобилизационное управление Министерства обороны проверяло военкомат Лидского района — и для знакомства с тем, как обстоят дела на практике, выехали именно в наш сельсовет. Вынесенная по итогам увиденного оценка — отлично.
Именно так можно оценить и налаженную здесь работу с обращениями граждан. Способствуют тому не только 24 старосты, но и современные технологии:
— Люди знают номера моих телефонов, адрес электронной почты, обращаются на вайбер. То есть коммуникация с населением максимально упрощена и ускорена. Кстати, с каждым годом обращений от граждан становится все меньше. Потому что мы стремимся решить каждый вопрос максимально полно и окончательно, чтобы проблема исчезла раз и навсегда. В 2017 году было 30 обращений, в 2018-м — втрое меньше.
Но и работа с обращениями граждан — не самоцель местного управления. На это обратила внимание на недавнем круглом столе в БЕЛТА председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Татьяна Конончук:
— Мы сегодня скорее ушли к системе обращения граждан, но насущные вопросы более эффективно могут решаться, если вести с населением диалог. Многих обращений и жалоб не будет, если, планируя программы и планы на будущий год, собрать представителей органов территориального общественного самоуправления (ОТОС) города, района — и обсудить с ними приоритеты. То есть дать возможность населению участвовать в практическом решении своих проблем, вести с ним диалог.
А для этого стоит сделать главное — развенчать устоявшиеся стереотипы.
— К сожалению, у нас в стране ясного понимания в массах, что такое местное самоуправление, пока не существует, — констатировал на том же круглом столе председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Александр Попков. — Все привыкли к тому, что есть четко организованная государственная власть, которая своими скрепами решает все вопросы. Мы на каком-то этапе приучили население рассчитывать только на исполнительную власть. А ведь смысл местного самоуправления — и вообще всей региональной политики нашего государства — как раз и заключается в решении насущных проблем конкретного человека: здравоохранения, продовольствия, заработной платы, занятости.
«Конкретный человек! Конкретная проблема! Конкретное решение! Каждый день!» — призвал Президент в ходе апрельского Послания. Особая роль и новые возможности при этом — у местных органов самоуправления. Сегодня на разных уровнях государства и в экспертном сообществе все громче звучит мысль: условия для эволюционной децентрализации и передачи определенных полномочий на места имеются. Именно на это будет нацелена разрабатываемая ныне концепция нового Закона «О местном управлении и самоуправлении». И к этой теме «НГ» еще вернется.
ДОСЛОВНО
Михаил Мясникович, председатель Совета Республики:
— Реально работающие органы территориального общественного самоуправления — будь то единоличные (старосты, старейшины) либо коллегиальные (совет, комитет), созданные на территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, агрогородков, поселков, деревень, — востребованы людьми. Территориальное общественное самоуправление способствует воспитанию гражданского самосознания, организации сотрудничества власти и народа, возрождению и сохранению культурных ценностей, национальных обычаев и традиций, развитию творчества. А в целом — преодолению пассивности населения.
Игорь Голубицкий, начальник управления Национального центра законодательства и правовых исследований:
— Если мы посмотрим на местные Советы, особенно первичный уровень, то можем заметить, что они немного не сбалансированы. Например, административно-территориальная единица может быть с населением и 20 тысяч, и 3 тысячи. Неспроста мы подошли к вопросу совершенствования системы местного самоуправления. Конечно, не должно быть глобального перелома, потому что за такой реформой стоят люди.
Григорий Василевич, заведующий кафедрой конституционного права БГУ, заслуженный юрист Республики Беларусь:
— Даже не меняя законодательство, можно многое сделать, чтобы люди почувствовали себя хозяевами на своей территории. Например, активисты ОТОСов вполне могут стать участниками, пусть и с правом совещательного голоса, на сессиях местных Советов депутатов при решении кадровых вопросов, программных, бюджетных, имущественных. Нужен и обмен опытом между областями. Можно создать специализированный сайт, на котором граждане смогут оставлять свои мнения, в том числе по поводу развития местного самоуправления и управления.
osipov@sb.by
У местного управления и самоуправления на белорусской земле — весьма глубокие исторические корни. И знаменитый когда-то лозунг «Вся власть Советам!» — один из его элементов, но никак не предтеча. Активно и на системной основе, как свидетельствуют научные источники, эта форма организации общества получила развитие уже в XI веке — достаточно вспомнить Полоцк, Витебск, Туров. И даже мрачные времена Средневековья были не столь темны: формировались местные органы власти Великого Княжества Литовского, а знаменитое Магдебургское право в XIV—XVII веках имели почти 60 городов на территории современной Беларуси.
Автор этих строк не раз бывал в известной «огуречной» столице Ольшаны в Столинском районе, перенасыщенной личным легковым и грузовым транспортом. В этом агрогородке обилие магазинов и баров, ухоженных подворий и церквей — и полная катастрофа с дорогами, даже у солидных бронзовых ворот и калиток. Ведь дороги — сельсоветские, не свои. Впрочем, чего кивать на далекие и весьма трудолюбивые Ольшаны — достаточно заглянуть в подъезды большинства многоэтажек в Минске, Гомеле или Орше.
Конечно, можно говорить о скромном финансировании местных органов власти. Характерный пример озвучил на днях председатель Залесского сельского Совета депутатов Сморгонского района Зенон Гришкевич:
— У меня в агрогородке Залесье 18 улиц, не обслуживающихся ни одной организацией. А люди приходят с понятной претензией: дорожный сбор ими уплачен — почему же не сделаны дороги?
Но стоит признать, что потребительское отношение у ряда наших сограждан не только к деревенским улицам, но и к республиканским магистралям. Беседую недавно с председателем Третьяковского сельисполкома Лидского района. Александр Хвойницкий отмечает, казалось бы, позитивный факт: по территории его сельсовета проходят сразу две важнейшие магистрали — дорога М-6 Минск — Гродно и входящая в европейский маршрут Е-85 трасса М-11, идущая от погранперехода «Бенякони». Но такое магистральное обилие не только открывает большие возможности для развития придорожного бизнеса, но и несет местным властям головную боль:
— Воспитание и личная культура некоторых автомобилистов оставляют желать лучшего: мы регулярно чистим откосы, однако мусор появляется там вновь и вновь. Но страна, удобная для жизни, грязной не может быть по определению! Вот как убедить людей в этом?
Еще одна проблема сельисполкома — стихийные свалки мусора в лесных массивах и у дачных кооперативов, а также инертное отношение не только проезжающих автомобилистов, но и части местного населения к поддержанию порядка. В том же агрогородке Ёдки — центре Третьяковского сельсовета — проживают более тысячи жителей. А договоры на вывоз мусора заключены лишь у нескольких десятков домовладений. Как результат — появление на кладбищенских свалках, предназначенных исключительно для ритуальных отходов, старых диванов и матрацев, иного бытового мусора.
Александр Хвойницкий рассказывает:
— Все места воинских захоронений мы поддерживаем в идеальном состоянии. А на пути ежегодного автопробега формируется красочный торжественный коридор из флагов. Совсем недавно Главное организационно-мобилизационное управление Министерства обороны проверяло военкомат Лидского района — и для знакомства с тем, как обстоят дела на практике, выехали именно в наш сельсовет. Вынесенная по итогам увиденного оценка — отлично.
Именно так можно оценить и налаженную здесь работу с обращениями граждан. Способствуют тому не только 24 старосты, но и современные технологии:
— Люди знают номера моих телефонов, адрес электронной почты, обращаются на вайбер. То есть коммуникация с населением максимально упрощена и ускорена. Кстати, с каждым годом обращений от граждан становится все меньше. Потому что мы стремимся решить каждый вопрос максимально полно и окончательно, чтобы проблема исчезла раз и навсегда. В 2017 году было 30 обращений, в 2018-м — втрое меньше.
Но и работа с обращениями граждан — не самоцель местного управления. На это обратила внимание на недавнем круглом столе в БЕЛТА председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Татьяна Конончук:
— Мы сегодня скорее ушли к системе обращения граждан, но насущные вопросы более эффективно могут решаться, если вести с населением диалог. Многих обращений и жалоб не будет, если, планируя программы и планы на будущий год, собрать представителей органов территориального общественного самоуправления (ОТОС) города, района — и обсудить с ними приоритеты. То есть дать возможность населению участвовать в практическом решении своих проблем, вести с ним диалог.
А для этого стоит сделать главное — развенчать устоявшиеся стереотипы.
— К сожалению, у нас в стране ясного понимания в массах, что такое местное самоуправление, пока не существует, — констатировал на том же круглом столе председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Александр Попков. — Все привыкли к тому, что есть четко организованная государственная власть, которая своими скрепами решает все вопросы. Мы на каком-то этапе приучили население рассчитывать только на исполнительную власть. А ведь смысл местного самоуправления — и вообще всей региональной политики нашего государства — как раз и заключается в решении насущных проблем конкретного человека: здравоохранения, продовольствия, заработной платы, занятости.
«Конкретный человек! Конкретная проблема! Конкретное решение! Каждый день!» — призвал Президент в ходе апрельского Послания. Особая роль и новые возможности при этом — у местных органов самоуправления. Сегодня на разных уровнях государства и в экспертном сообществе все громче звучит мысль: условия для эволюционной децентрализации и передачи определенных полномочий на места имеются. Именно на это будет нацелена разрабатываемая ныне концепция нового Закона «О местном управлении и самоуправлении». И к этой теме «НГ» еще вернется.
ДОСЛОВНО
Михаил Мясникович, председатель Совета Республики:
— Реально работающие органы территориального общественного самоуправления — будь то единоличные (старосты, старейшины) либо коллегиальные (совет, комитет), созданные на территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, агрогородков, поселков, деревень, — востребованы людьми. Территориальное общественное самоуправление способствует воспитанию гражданского самосознания, организации сотрудничества власти и народа, возрождению и сохранению культурных ценностей, национальных обычаев и традиций, развитию творчества. А в целом — преодолению пассивности населения.
Игорь Голубицкий, начальник управления Национального центра законодательства и правовых исследований:
— Если мы посмотрим на местные Советы, особенно первичный уровень, то можем заметить, что они немного не сбалансированы. Например, административно-территориальная единица может быть с населением и 20 тысяч, и 3 тысячи. Неспроста мы подошли к вопросу совершенствования системы местного самоуправления. Конечно, не должно быть глобального перелома, потому что за такой реформой стоят люди.
Григорий Василевич, заведующий кафедрой конституционного права БГУ, заслуженный юрист Республики Беларусь:
— Даже не меняя законодательство, можно многое сделать, чтобы люди почувствовали себя хозяевами на своей территории. Например, активисты ОТОСов вполне могут стать участниками, пусть и с правом совещательного голоса, на сессиях местных Советов депутатов при решении кадровых вопросов, программных, бюджетных, имущественных. Нужен и обмен опытом между областями. Можно создать специализированный сайт, на котором граждане смогут оставлять свои мнения, в том числе по поводу развития местного самоуправления и управления.
osipov@sb.by