Фермеры Павел и Мария Говин из Березовского района побеждают конкурентов благодаря своему блогу
26.10.2024 16:33:00
Татьяна БЕЛЕЦКАЯ
«Оказывается, все наши покупатели сидят в TikTok», — до сих пор с удивлением говорят фермеры Павел и Мария Говин. Огородники из деревни Огородники Березовского района (совпадение или предначертанное судьбой дело жизни?..) изначально по традиции продавали продукцию на рынке. Недобросовестные перекупы с некачественными овощами по завышенной цене буквально выжили торговцев натуральными тепличными огурцами и помидорами. Надо было искать выход. И он нашелся в блоге, который семья так и назвала — «Овощи домашние». Сейчас у супругов суммарно около 11 тысяч подписчиков в соцсетях и почти тысяча клиентов.
– Паша всю жизнь живет в Огородниках, а я из Судиловичей — это 30 километров отсюда, — начинает рассказ Маша. — Познакомились в соцсетях, встретились и больше не расставались. Практически сразу знали, что будет свой дом, хотя успели пожить в Березе, а муж и в Минске. Для нас, сельских ребят, был заметен контраст: привыкли, что в деревне можно в любое время выйти на улицу и подышать воздухом, а в городе, пока из квартиры спустишься, уже и выходить расхочется.
— Планировали обычный огород, как у всех, — комментирует Паша. — Для того чтобы «освежить» землю, посадили пару рядов картошки. Часть оставили себе, часть решили продать на рынке. К нашему удивлению, торговля пошла на ура! Проанализировали и других продавцов — на прилавке были в основном помидоры. К тому, кто торговал огурцами, выстраивалась километровая очередь. Мысль занять нишу возникла сама собой. Подзаработали денег и вложили их в первую теплицу с огурцами.
— Мы тогда особо ничего не умели, — говорят они. — Завязи огурцов замерзали. Дежурили там практически сутками. Это было просто чудо, когда ни один овощ не пропал!
Весь урожай повезли на рынок в Слоним. Там-то и началась борьба за место под солнцем. Первой кочкой на пути фермеров было недоверие со стороны покупателей: продавцы — новенькие, да еще и молодые… Наверное, закупились заранее и продают втридорога, ходила в народе молва. Масла в огонь подливали конкуренты, которые как раз реализовывали продукцию от перекупов: доходило до того, что они откровенно лгали санэпидемстанции и налоговой инспекции, мол, у Говин непроверенные овощи и налоги те не платят. Соответствующие службы, конечно, проверили фермеров. Не найдя поводов для беспокойства, дали добро на развитие подсобного хозяйства.
— Какое-то количество покупателей на рынке у нас было, — продолжает Маша. — Они раз за разом убеждались: овощи хорошие и вкусные. Про редиску говорили: такой мягкой и сладкой никогда не ели. Но оставаться торговать на точке мы не хотели. Времени и нервов уходит много, а толку мало. Тогда решили создать чат, в котором люди напрямую заказывали бы наши огурцы, помидоры, кабачки.
Поначалу березовчане осторожничали. Потом сработало сарафанное радио — в чат стали добавляться будущие клиенты. Но и фермеры не могли просто создать сообщество и сидеть сложа руки, ждать заказов.
— Нужно было показать и доказать людям: посмотрите, у нас все свое, выращенное руками, кровью и потом! — добавляет Павел. — Начал снимать в Instagram все процессы. Подписчики набирались, но не быстро. Тогда друг посоветовал: «Тебе TikTok вести надо». Мы посмеялись, мол, какой TikTok?! Там же только подростки сидят. Шутки шутками, а потом понеслось: одно видео, второе… Ролик, в котором показываю, как сделать капельный полив, неожиданно набрал почти два миллиона просмотров. Оказалось, лайкает и комментирует не только молодежь. Наши сельчане тоже в курсе дела.
— Я стесняюсь камеры, — отвечает Маша. — Он себя чувствует более раскрепощенно и реально может рассказать, что у нас тут происходит. Да и к хейту никак не могу привыкнуть. Мужу все равно. Он считает, что хейт — основа продвижения.
В общем, сухая статистика и, главное, огонь в глазах блогеров показывают: фермерство — вполне успешное занятие. На продаже ранних овощей (именно на них делают ставку) в этом сезоне семья Говин заработала около 12 тысяч долларов. Можно, конечно, было улететь на моря и дать себе отдохнуть, но Паша и Маша остановиться уже не могут — около половины заработанной суммы вновь пустили в оборот.
— Решили поэкспериментировать с клубникой, — подводит итог Маша. — Так что в следующем году к овощам добавится ягода. Не буду лукавить: устаем от такой работы и ухода за детьми. Но вы бы видели Пашины глаза, когда он занимается огурцами! Кажется, он может в этих теплицах часами гулять. Да и благодарность от покупателей заставляет стараться. Понимаем, что все не зря. За эти годы не пожалели, что занялись овощами.
beleckaya@sb.by
«Вы еще молодые, поработайте на нормальной работе. Огородом еще успеете заняться», — как будто оберегая от трудностей, говорили Паше и Маше родители жены, которые тоже занимаются выращиванием сельхозпродукции. Откладывать любимое дело и заработок на потом наши герои не захотели и поэтому восемь лет назад рядом со строящимся домом приметили место для будущих теплиц. Но обо всем по порядку.
Паша и Маша Говин с детьми Алиной, Колей и младшенькой Настей.
– Паша всю жизнь живет в Огородниках, а я из Судиловичей — это 30 километров отсюда, — начинает рассказ Маша. — Познакомились в соцсетях, встретились и больше не расставались. Практически сразу знали, что будет свой дом, хотя успели пожить в Березе, а муж и в Минске. Для нас, сельских ребят, был заметен контраст: привыкли, что в деревне можно в любое время выйти на улицу и подышать воздухом, а в городе, пока из квартиры спустишься, уже и выходить расхочется.
На самом деле поработать на обычной работе, с восьми утра до пяти вечера, как хотели родители, ребята успели: Паша — электриком на Березовской ГРЭС, Маша — пару месяцев до декрета бухгалтером. Но девяти часов рабочего времени стало мало, решили трудиться 24/7. А во всем оказалась виновата… ранняя картошка.
Контент, который набирает популярность.
— Планировали обычный огород, как у всех, — комментирует Паша. — Для того чтобы «освежить» землю, посадили пару рядов картошки. Часть оставили себе, часть решили продать на рынке. К нашему удивлению, торговля пошла на ура! Проанализировали и других продавцов — на прилавке были в основном помидоры. К тому, кто торговал огурцами, выстраивалась километровая очередь. Мысль занять нишу возникла сама собой. Подзаработали денег и вложили их в первую теплицу с огурцами.
Энтузиазма начинающего фермера хватило с лихвой: первое время Паша ночевал в теплице, чтобы постоянно топить ее. Однако все-таки без потерь не обошлось — ушли в минус. Маша, со свойственной девушкам эмоциональностью, хотела все бросить. Муж решил: строим еще, в два раза больше.
От выращивания огурцов у Паши горят глаза!
— Мы тогда особо ничего не умели, — говорят они. — Завязи огурцов замерзали. Дежурили там практически сутками. Это было просто чудо, когда ни один овощ не пропал!
Весь урожай повезли на рынок в Слоним. Там-то и началась борьба за место под солнцем. Первой кочкой на пути фермеров было недоверие со стороны покупателей: продавцы — новенькие, да еще и молодые… Наверное, закупились заранее и продают втридорога, ходила в народе молва. Масла в огонь подливали конкуренты, которые как раз реализовывали продукцию от перекупов: доходило до того, что они откровенно лгали санэпидемстанции и налоговой инспекции, мол, у Говин непроверенные овощи и налоги те не платят. Соответствующие службы, конечно, проверили фермеров. Не найдя поводов для беспокойства, дали добро на развитие подсобного хозяйства.
В объективе — та самая сладкая и мягкая редиска.
— Нужно было показать и доказать людям: посмотрите, у нас все свое, выращенное руками, кровью и потом! — добавляет Павел. — Начал снимать в Instagram все процессы. Подписчики набирались, но не быстро. Тогда друг посоветовал: «Тебе TikTok вести надо». Мы посмеялись, мол, какой TikTok?! Там же только подростки сидят. Шутки шутками, а потом понеслось: одно видео, второе… Ролик, в котором показываю, как сделать капельный полив, неожиданно набрал почти два миллиона просмотров. Оказалось, лайкает и комментирует не только молодежь. Наши сельчане тоже в курсе дела.
С раскруткой аккаунта и появлением регулярного контента про работу на земле количество покупателей увеличилось кратно — только успевай доставлять. Сейчас число подписчиков перевалило за 8 тысяч в TikTok и 3 тысячи в Instagram. Главным контентмейкером остается Паша.
— Обычно мужчины скептически относятся к блогингу, но у вас, видимо, все наоборот, — говорю.
Чтобы топить теплицы, нужно постоянно заготавливать дрова.
— Я стесняюсь камеры, — отвечает Маша. — Он себя чувствует более раскрепощенно и реально может рассказать, что у нас тут происходит. Да и к хейту никак не могу привыкнуть. Мужу все равно. Он считает, что хейт — основа продвижения.
В общем, сухая статистика и, главное, огонь в глазах блогеров показывают: фермерство — вполне успешное занятие. На продаже ранних овощей (именно на них делают ставку) в этом сезоне семья Говин заработала около 12 тысяч долларов. Можно, конечно, было улететь на моря и дать себе отдохнуть, но Паша и Маша остановиться уже не могут — около половины заработанной суммы вновь пустили в оборот.
— Решили поэкспериментировать с клубникой, — подводит итог Маша. — Так что в следующем году к овощам добавится ягода. Не буду лукавить: устаем от такой работы и ухода за детьми. Но вы бы видели Пашины глаза, когда он занимается огурцами! Кажется, он может в этих теплицах часами гулять. Да и благодарность от покупателей заставляет стараться. Понимаем, что все не зря. За эти годы не пожалели, что занялись овощами.
beleckaya@sb.by