Зачем скупщики массово скупают у населения янтарь
13.09.2016 21:18:14
«Янтарная» тема, поднятая газетой в номере за 7 сентября (В.Козлович «Кто ищет, тех находят»), имеет продолжение. В Минске бум на янтарь. Со столбов и дверей подъездов объявления зазывают продавать бусы и прочую бижутерию из «солнечного камня». «Дорого. Очень дорого. Куплю от 1000 долларов» — наперебой обещают скупщики, конкурируя между собой. В особой цене — старые советские бусы правильной круглой формы. Пока, поддавшись «янтарной лихорадке», кто–то спешит опустошить бабушкину шкатулку с семейным антиквариатом, корреспонденты «СБ» решили разобраться: что это? Очередной «лохотрон» от любителей редких ценностей или выгодная сделка?
Некоторые предложения выглядят более чем заманчиво и... подозрительно. Скупщики–то обещают, что на вырученные от одного ожерелья деньги даже получится, к примеру, съездить на отдых или сделать ремонт. Цена за грамм хорошего камня может достигать 50 долларов, а за некоторые янтарные нити предлагают от 3000 и выше! Интересует дельцов и янтарь–сырец — необработанный камень. За него тоже готовы платить, однако с оговоркой: сумма зависит от цвета янтаря, наличия сколов, размеров и вида. Тем не менее обещают ценой не обидеть. И бесплатно предоставить услуги опытного геммолога — специалиста по камням. Правда, оценит он ваш янтарь только по фотографии. И только если скупщика все устроит, с вами свяжется курьер. Не настораживает? А зря. На самом деле в истории с янтарем не все так просто.
С миру по янтарной нитке — и мы в редакции собрали приличную горку камня, которую, по легенде, хотели «загнать». В нашей коллекции было фото и невероятно дорогого экземпляра из Музея землеведения географического факультета БГУ. Звоним по первому объявлению. Нас подробно расспрашивают о каждом экземпляре и разочаровывают: «Полупрозрачную янтарную бижутерию не покупаем!» Нужны только правильно круглые бусы, шары или куски необработанного сырца.
— Но это же авторская работа из балтийского янтаря!
— Не интересует, — глухо отвечает мужчина и вешает трубку.
По второму объявлению ответ аналогичный. Даже музейный экспонат, 60–сантиметровая нить из королевского (самого ценного) янтаря, никому не приглянулась. А что скажут специалисты? Оказалось, у нас в стране нет ни одного оценщика, который смог бы сделать экспертное заключение и назвать стоимость украшения из «солнечного камня»! В ломбардах его тоже не принимают. Для антикваров сама по себе янтарная бижутерия ничего не значит, если это не предмет старины. В ювелирных магазинах, где есть геммологи, предлагают только проверить камень на подлинность.
— Действительно, нет экспертов, которые могли бы назвать точную стоимость ювелирно–поделочных камней, к категории которых относится и янтарь, — рассказывает заведующая Музеем землеведения географического факультета БГУ Валентина Смолякова. — Даже в случае конфискации на границе нелегального янтаря таможенники обращаются к нам. Однако и наши заключения носят рекомендательный характер. Да, в Беларуси есть достаточно квалифицированные геммологи, однако они специализируются на драгоценных камнях...
Тем временем спрос на янтарь растет последние 3 года. А с ним и цена. Вот причина повышенной активности скупщиков, разглядевших в этом прибыльный бизнес. Но что происходит дальше с «солнечным камнем», после того как мы ударили по рукам с, заметим, нелегальным покупателем?
Но вряд ли «солнечный камень» скупают у нас на переработку для духов или лекарств, считает Валентина Смолякова. Это нерационально. Тем более скупщиков интересует только внешне привлекательный камень. Для промышленных и медицинских целей применяются только отходы ювелирного производства, мелкие зерна и загрязненный некондиционный янтарь. Куда же уходят янтарные бусы? Скупщики, работающие в Беларуси, отвечать отказались. Зато информацией поделились российские. Взамен на подборку интернет–площадок и электронных барахолок, на которых мы, белорусы, ищем всякую всячину. По рукам.
Так вот, «янтарный бум» в России и Украине начался уже давно. Скупщик Дмитрий из Санкт–Петербурга рассказал: в основном камень отправляется потом в Китай и Объединенные Арабские Эмираты. В последнее время туда вернулась мода на четки (вот почему требуются круглые бусины!). А для китайцев желтый круглый янтарь имеет еще и символическое значение. Спрос среди заграничных покупателей огромен. Цена высокая.
— В среднем белорусские скупщики покупают у вас бусы примерно за 20 — 50 долларов, — объясняет Дмитрий. — Редко больше, потому что мало кто знает их истинную цену. Лежит нитка от прабабушки в шкатулке — почему бы не избавиться, да еще и денег за это получить? А ведь потом эти бусы уходят минимум раз в 5 дороже. Причем чаще всего они сначала попадают в руки российских перекупщиков, а уж затем они перепродают их в Китай. Представляете, какая прибыль?
То, что скупщики в итоге предлагают за янтарь неоправданно низкую цену, подтвердили и в Музее землеведения.
— Каждый камень оценивается индивидуально, — показывает музейные экспонаты Валентина Смолякова. — Маленькие и непривлекательные, понятно, будут стоить дешевле. Цена зависит от вида, цвета, прозрачности, есть ли сколы и трещины. Для ювелирных и медицинских целей у янтаря будут различные критерии оценки. Цена за один килограмм хорошего камня может достигать 10 тысяч долларов! Внутри некоторых окаменевших кусочков смолы находятся насекомые, частицы растений, которые населяли планету миллионы лет назад. Это инклюзы. Цена такого янтаря сразу же возрастает в разы. Это ценный экспонат, интересный как для науки, так и для коллекционеров. Кроме того, стоимость янтаря поднимается пропорционально его размерам. Чем больше кусок, тем больше будет стоимость одного килограмма.
Только в Музее землеведения и смогли оценить наши украшения по достоинству: вся бижутерия сделана из качественного балтийского янтаря, которому приблизительно 40 — 35 млн лет. А вот определить стоимость (а главное, подлинность) камня по фото, как это делают скупщики, просто нельзя. И Валентина Смолякова отмечает: последнее время ей приходится все чаще иметь дело с подделками. Как–то таможенники задержали крупную партию янтаря на границе, и Валентину Леонтьевну попросили поучаствовать в его оценке. Существует несколько способов проверки подлинности камня, все процедуры были выполнены, и по всем параметрам выходило, что это настоящий камень. Но ее не покидало ощущение: нет, имитация. К тому же каждый янтарь уникален, в природе не бывает одинаковых камней, а эксперт видела, что все они какие–то однообразные. В итоге решили проверить плотность, и выяснилось, что янтарь в задержанной партии — подделка. Только хорошего качества.
С подобными случаями Валентина Смолякова встречалась не раз. К ней часто обращаются, особенно зарубежные гости. Ведь у них «солнечный камень» стоит в разы дороже, потому и покупают его в немалых количествах. И нередко, увы, сильно разочаровываются.
Кстати
В Беларуси подавляющее большинство месторождений янтаря находятся на территории Полесья, в основном на юго–западе. Выделено семь янтареносных провинций. Месторождения залегают на глубине примерно 0,3 — 7,5 м, а в некоторых местах — 25 — 80 м.
Как проверить подлинность янтаря в бытовых условиях?
В пресной воде настоящий янтарь опустится на дно, в соленой — будет плавать. На один стакан понадобится 7–8 чайных ложек соли. Камень–имитация будет тонуть и в том, и в другом случае.
Если к янтарю легко и осторожно прикоснуться раскаленной иглой, то мы почувствуем характерный ароматный запах.
Настоящий янтарь, если провести по нему острым предметом, будет крошиться. Искусственный — осыпаться стружкой.
Проверяют подлинность и под ультрафиолетом. Натуральный камень будет люминесцировать.
Однако при современных технологиях производства подделок иногда очень сложно выявить имитации янтаря, которые все чаще проникают на прилавки магазинов. Поэтому будьте бдительны.
savitskaya@sb.by
Советская Белоруссия № 176 (25058). Среда, 14 сентября 2016