Новые темные стороны громких криминальных историй об автопирамидах

Темная сторона автопирамиды

В многотомниках уголовных дел о скандальных автохаусах, в которых, казалось бы, суд поставил точку, вскрылась еще одна мрачная глава. Люди, купившие автомобили, как они считали, у собственников и законно оформившие сделку, теперь лишаются и машин, и потраченных на них денег. По уголовным делам обманутые белорусы проходили свидетелями, теперь по гражданским — ответчиками или соответчиками наряду с осужденными мошенниками. Как такое стало возможным?

Недавнее приобретение Ирины Семеняко, которого её лишили по суду.

Уголовники, провернувшие мошеннические схемы, отправились за решетку. А обе пострадавшие стороны, по сути, столкнулись лбами. Сейчас первоначальные владельцы автомобилей, обращавшиеся несколько лет назад в автохаусы, подают гражданские иски на признание договоров комиссии недействительными и возврат своего транспорта. Но ведь и другие люди приобретали его законным путем. Вот только у первых велик шанс вернуть свое, вторые от безысходности опускают руки.

Эти истории — отголоски тех дел, что наворотили автохаусы вроде «Автокомпанисевен» (в народе контору прозвали АК7). С 2012 по 2014 год компания продавала подержанные авто, затягивая сроки продажи и задерживая выплаты клиентам. Взятые на реализацию машины сбывались через перекупщиков по цене ниже рыночной, судьба многих автомобилей оказалась неизвестной. Так обманули около 500 человек, а пятерка работников фирмы во главе с директором Д.Довнаром получила сроки от 8 до 9,5 года колонии. Недавно осужденным предъявили обвинения по новым фактам завладения ТС.

«Самое страшное начинается для нас теперь, когда первые собственники авто подали на нас, честных покупателей, гражданские иски. Почему мы поставлены на одну планку с преступниками?» — удивлена Татьяна Погудо. На машину они с мужем и родственниками собирали не один год. Все же в семье появился ребенок, да и к родителям в другой регион ездить надо. В апреле 2014–го нашли подходящий вариант: синюю «Тойоту» через сайт продавал Дмитрий К. Встретились у рынка «Ждановичи». К. рассказал о некоторых неисправностях, а попутно — что машина отцовская.

— Сын помогает отцу продать машину. Что в том криминального? — задается вопросом моя собеседница. — По рекомендации К. сделку оформили там же, возле рынка, в ООО «Миткус». Муж рассчитался (отдал продавцу 13 тысяч долларов), и по счет–справке «Тойоту» поставили на учет в ГАИ. Нам выдали техпаспорт, мы оплатили госномер, страховку, техосмотр. А через два месяца сотрудник ДПС прямо на дороге сообщил: машина в розыске. В отделении узнали, что на самом деле продавалась она через комиссионку и является уликой в уголовном деле между «Автокомпанисевен» и первым автовладельцем.

В семье Погудо говорят, что знай они о продаже через перекупщика и автохаус, ни за что бы не ввязывались. Но все было представлено так, будто продавец — обычное, как говорят юристы, физлицо. Теперь «Тойота» под арестом и передана Погудо на ответственное хранение. До тех пор, пока суд не решит ее изъять. А это наиболее вероятный сценарий, уверены пострадавшие. Ирина Семеняко — одна из них. Бывший собственник ее транспортного средства в исковом заявлении тоже настаивал на аннулировании договора комиссии с «Автокомпанисевен» и всех последующих сделок. «16 мая иск был удовлетворен. Машину у меня отнимут. — Ирина описывает ситуацию: — Продавец, чье объявление мы нашли на сайте в 2014–м, тоже уверял, будто продает родительский автомобиль. Счет–справку оформляли через индивидуального предпринимателя. Зарегистрировались в ГАИ, рассчитались и разошлись, а потом нам позвонил следователь... Когда поняли, что нас обманули, попытались подать заявление в правоохранительные органы. Ответ удивил: пока разбираться не с чем, так как машина еще в нашей собственности».

Обманутые покупатели  подготовили коллективное обращение.

Юрий Иванов, еще один обманутый покупатель, тоже просил дать правовую оценку действиям организации «АвтоСторБай» по факту продажи ему «Рено» (машина — тоже вещдок в деле «Автокомпанисевен») на ждановичском рынке в 2014 году. В возбуждении уголовного дела было отказано. Теперь Юрия Геннадьевича самого призвал к ответу первый собственник Renault, обратившийся когда–то в АК7: «По моему иску было четыре гражданских судебных заседания. Сделку на приобретение мы оформляли в «АвтоСторБай» на Тимирязева. Все законно, и я был уверен, что автомобиль «чистый», что его продает физическое лицо. Теперь же мне предыдущий автовладелец предъявил иск о возмещении морального и материального вреда, возврате машины. При этом не предъявив требований к непосредственным виновникам. Видимо, ко мне путь короче. Я, по сути, являюсь третьим владельцем. Но как, скажите, я мог об этом узнать?»

Никак. Казалось бы: выяснять сей факт и сообщать покупателю должны оформлявшие сделку фирмы. Да только в нормативно–правовой базе нет ни строчки, которая бы обязывала их это делать. То есть такие вот «миткусы» просто механически заполняют бумаги, не особо вдаваясь в «биографию» товара. Кстати, найти тот самый «Миткус» оказалось проблематично. Указанный номер телефона принадлежит абсолютно другой организации, а по юридическому адресу (на ул. Кирова) есть все что угодно, только не данная фирма. Парадокс еще и в том, что никак не накажешь и перекупщиков вроде Дмитрия К. Этот нюанс тоже законодательно не урегулирован.

По уголовному делу пострадавшими именуют тех, кто доверил продажу своего автомобиля автохаусу. Покупатели участвовали в процессе свидетелями: «Мы не могли ни о чем спрашивать, отстаивать свои права. Только давали показания. Самое обидное, что в приговоре объектом мошенничества признаны автомобили, а не деньги. Но ведь преступники завладели именно деньгами, а транспортное средство — лишь способ их получить».

Мне кажется, давно пора глубже взглянуть на проблему автохаусов, где, похоже, полно возможностей для «серых» схем. А значит, и почвы для роста числа аферистов. Кстати, вот любопытное предположение. Есть мнение, что в числе первичных автовладельцев — те, на кого перекупщик (чтобы не засветить свою деятельность) просто оформил автомобили. Затем продал их через автохаус и далее — посредника. Теперь, заметьте, законным путем, по суду возвращает себе же машины, нажившись на них дважды... Единственное, чего хотят обманутые покупатели, — защитить свои права, а не расплачиваться за чужие преступления.

Сейчас людям, оказавшимся третьей стороной сомнительных сделок, предлагают взыскивать потери через суд с непосредственных преступников. При этом все прекрасно понимают: осужденные вряд ли сумеют так разбогатеть на невеликих зарплатах, чтобы вернуть деньги всем потерпевшим. Очевидно, что кроме устранения пробелов в законодательстве, необходимо создание государственного фонда для пострадавших от преступлений. Его можно было бы пополнять за счет конфискованного имущества, взысканных штрафов. А полученные средства направлять на восстановление здоровья и реальное возмещение материального вреда.

Комментарий


Описанная ситуация хорошо знакома Сергею Иванову, адвокату специализированной юридической консультации «Транспорт и право»:


— Ко мне за консультацией обращались люди, купившие таким образом машины и оказавшиеся в итоге свидетелями по уголовным делам в отношении автохаусов и ответчиками — по гражданским. На мой взгляд как юриста, изначально были неверно квалифицированы действия виновных. Им вменялось мошенническое завладение автомобилями, хотя по ситуации логичнее — хищение денег. И тогда транспорт остался бы у добросовестного приобретателя, который был последним в цепочке. А виновные возвращали бы деньги от продажи, как и было оговорено в договоре комиссии.

Теперь вышло так, что покупатели не могли обжаловать приговор по уголовному делу, поскольку являлись свидетелями. Если им следовать по пути гражданского судопроизводства, то опять же все упирается в приговор. Поэтому им остается только пытаться взыскать стоимость машины с виновных лиц.

Официально


Сергей Кабакович, официальный представитель СК:


— Следственный комитет всесторонне, полно и объективно расследовал уголовные дела, связанные с деятельностью автохаусов, о которых идет речь. Кроме того, что следователи проделали большую работу по сбору и закреплению доказательственной базы, было найдено более 500 машин. Потерпевшими признаны, разумеется, согласно законодательству, граждане, которым непосредственно преступлением причинен вред. Каждый отдельный случай рассматривался индивидуально. Все последующие вопросы по определению права собственности на автомобили должны решаться в гражданском суде.

gladkaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter