Эмигранты прошлого бежали за границу от смерти. Релоканты нынешние бегут за комфортом. И теряют его
12.05.2022 07:45:10
К релокейтам, то бишь миграции (чаще всего приводящей к эмиграции), из Беларуси за последние два года мы уже привыкли. Крику, особенно на экстремистских медиа, много, толку — чуть.
Ну в самом деле, если люди разумные, они в жизни не поверят, что местные отдадут им непыльную и недешевую работу, а сами пойдут убирать, мыть, чистить, ухаживать… И правильно, оно именно так и случается: приходится браться за то, чем местные заниматься не хотят.
Плюс бытовые привычки, круг общения, своя (то есть совершенно другая) бюрократия — вокруг чужая по всем параметрам жизнь. И ты никогда в ней не станешь «своим», и дети не станут. Не примут их.
Свежие подтверждения валом идут из Европы от беженок-украинок, которые хвастают, что «удалось устроиться маникюрщицей, парикмахером, массажисткой, стилистом». Мечта всей жизни. Впрочем, кто-то же должен и европейцев обихаживать, а то ж они там заросли…
Или свежее от соседей: «Из трех с лишним миллионов украинских беженцев работу в Польше нашли только 102 тысячи», — сообщает Polska Agencja Prasowa. Трое из ста. Остальные пока сидят «на евровыплатах».
Пока сидят — пока им платят.
* * *
Но давайте посмотрим на другое поколение и на других, в общем-то, людей. Хипстеров, блогерок, зумеров, урбанисток, для кого жизненно важно посерфить там, отлайкать фрэнда здесь, оставить твит, зачекиниться в очередном шопе. Кто уже не представляет жизни без коворкингов, опенспейсов, лаунжей, комьюнити и вот этих вот хакатонов. Может, у таких за границами все складывается иначе?
Берем среднего айтишника как сбычу мечт, пример для подражания и, что важно, законодателя мод у новых поколений. Сразу повторю (несколько раз уже писал об этом, например: «IT и IQ», 03.12.2020): многие айти-компании воспитывают из своих сотрудников апатридов, раз. Потому что где клавиатура, там и родина.
И пешек, что бы они о себе ни воображали. Ибо код, который ты пишешь (проверяешь, продаешь), — он лишен морали. Цифра не знает о совести. Следовательно, с одинаковым рвением средний айтишник будет писать программы для расчленения детей и для их развлечения «Маскарадом». Для урбанистики и для терроризма. Ему пофиг, лишь бы код был оптимизирован и продолжали много платить.
Переходим к реальной жизни. Средний минский айтишник («29 лет, жена и ребенок детсадовского возраста») недавно релоцировался. В Грузию. Из их компании «таких — 40 %». А потом вернулся обратно. Че так? «Цены и качество услуг — несоизмеримы. Например, в комнате без окон стоит старая кровать, стоит все это 500 долларов».
Может, это просто понаехали? Да нет: «Я бы сказал, в Грузии цены на продукты выше на 10—15 %. Что касается продуктов в магазине, то выбор скудный. Например, творог на полках только 2—3 видов, а у нас на час можно пропасть, выбирая по жирности, производителю. Колбас тоже мало и стоят дорого. Как-то зашел в достаточно большой супермаркет, как «Грин Сити» на Каменной Горке, так там в мясном отделе стоит всего 4—5 тазиков мяса. Видно, продуктов у них мало, а я всегда считал Грузию мясным государством, можно сказать, шашлычным. Зато много украинских продуктов: чипсы, орешки».
Человек семейный уже понимает, что чипсы и орешки — не вариант. И вообще средний айтишник — человек разумный: за 1000 долларов в Тбилиси не полетел, «жаба душила отдавать такие деньги, поэтому от Минска до Москвы добирался на поезде, потом ехал до Владикавказа и уже оттуда на машине в Тбилиси. Вся дорога заняла больше двух дней и стоила рублей 600—700».
А вы говорите: «Айти, белы ручки, хилы ножки»… пешком бы пошел по Военно-Грузинской! Наш человек, расчетливый и терпеливый белорус.
И он замечает: «Видел много современных построек, например, хорошо сделанный 20-этажный дом под европейский стиль. Но на первом этаже уже отвалилась штукатурка, и никто ничего не делает. В Беларуси бы уже быстренько починили, это же некрасиво, в Грузии на это наплевать. Люди живут, как умеют.
Например, старый район напичкан жильем 1980-х годов. Там что-то снесли и поставили современную многоэтажку. Буквально впихнули ее в ужасную застройку, а старые дома выглядят так, будто там война была: все обшарпанное, не окрашено, не оштукатурено. Кажется, вот-вот начнет разваливаться».
Кстати, а вы в Вильнюсе район Шнипишкес, где деловой центр на берегу реки, сзади видели? Со стороны, обратной стеклянным фасадам? Там еще хуже. Местные деликатно пишут: «Путаница захолустных улиц с низкоэтажной малоценной застройкой». Никто ничего не делает — и делать не будет. Плевать.
Возвращаемся в Грузию: «Если в Беларуси поставишь на тротуаре машину, скорее всего, кто-то попросит убрать или позвонит в ГАИ. В Тбилиси же машины ставят где попало, чтобы пройти куда-то, надо постоянно их обходить. Если гуляешь на улице с ребенком, вероятность наезда на пешехода — колоссальная».
Так это отец ребенка еще не сталкивался с западной медициной, которая устроена так: или плати бешеные деньги (айтишников, как мы знаем, жаба душит точно так же, как и обычных людей). Или если у дитенка заболит ушко, жди месяц-два приема у терапевта, чтобы он направил к специалисту, иначе никак. А там, глядишь, и ушко пройдет. Хорошо, если не вместе с головкой.
Не сталкивался с западным образованием. Где с первых классов (а то и с детского сада) деточку начнут учить не писать «папа-мама», а считать «15 гендеров и знать их сексуальные предпочтения». Как это обязаны выучить назубок «учителя начальных классов провинции Онтарио».
Не сталкивался со стремительно растущей русофобией. Когда бандеровец может прямо на улице поучить, что тебе в наушниках слушать надо, а что «я тобi забороняю». Когда местный нацист может подойти в ресторане и включить телефон с оскорблениями и матами в адрес твоей бывшей родины — и тебе придется молча сидеть и слушать. А остальные будут смотреть.
Про проколотые шины, краску, травлю детей, отказы в обслуживании и прочее отношение к унтерменшам даже не говорю: примеры приходят каждый день.
И напомню, вернувшийся релокант рассказывает про Грузию. Страну все еще близкую, понятную, в общем дружелюбную. А не про чужую — и в ментальном, и в историческом, и в бытовом смысле страну.
«Почему вернулся домой? В Тбилиси был некомфортный уровень жизни после Минска. Там нет детских площадок во дворе, тротуаров, нормальных пешеходных зон без машин, чтобы можно было отпустить ребенка и не бояться, что будет лететь очередное авто. Там ездят не по правилам, а кто как умеет. Мне кажется, Грузия удобна для путешествий, но не для жизни семей с детьми».
* * *
В этом месте вновь обращаюсь к владельцам и топам тех айти-компаний (да и не только айти), которые хотят считаться патриотичными. Лояльными. Нужными своей стране. Ее гордостью.
Учите своих! Они ж у вас, оказывается, не понимают: «комфортный уровень» для них обеспечивает вся страна. Наша Беларусь. И медицину, и ремонты домов, и соблюдение ПДД, и зеленые зоны, и тротуары, и школы с садиками, и все остальное, что окружает человека всегда и везде (и оказывается «комфортом»), — все это ежедневно и ежечасно создает, развивает и поддерживает наше государство! Живущие в нем, работающие в нем и его поддерживающие простые белорусы вокруг!
Оно не само берется — и это надо уметь замечать. Понимать. И ценить. Учите своих!
А то ведь: «ИП в Грузии открыл, теперь можно работать свободно и удаленно, получая зарплату на грузинский счет» — ровно до его закрытия. Как у Авена. Или у Фридмана. Они ведь не дурнее нашего среднего айти были?
Наверное, нет: «Раз у меня есть идея пожить за рубежом, планирую поехать в Албанию. Правда, есть ощущение, что даже из Албании придется вернуться в Беларусь по финансовым и другим вопросам».
У меня нет слов. Пока человек самолично не переберет все грабли, он, похоже, не успокоится. Вот только с каждым очередным черенком по лбу есть опасение получить и окончательное сотрясение мозга.
Это мы с вами рассмотрели айтишника нормального. Среднего. Не зараженного бчбесием. И — что важно! — имеющего возможность съездить, наступить, охнуть и быстро назад. Чтобы повторить. Для большинства же релокантов отъезд обычно превращается в эмиграцию. Без шансов вернуться и что-то изменить в жизни, пущенной под откос. Своей жизни и жизни своей семьи.
Чужая страна — это всегда чужая жизнь, чужой дискомфорт, чужие правила, которые никто ради чужаков менять не будет. А комфорт — он дома. Там, где мы все его и создаем каждый день. Для себя, для детей, для других белорусов — каждый на своем месте и в меру сил.
Потому в Беларуси и «комфортно», что строим страну для себя. Свою страну на своей земле. Это надо бы как-то выучить всему интернет-поколению, начав с айтишников.
Ну, или есть другой способ — грабли. Можно ехать и на них наступать. Сколько раз выдержишь. Для многих, к сожалению, попытка бывает единственной.
Уж простите, накипело.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
По данным Управления по делам иностранцев (Польша):
♦ в Польше на 22 марта 2022 года проживает 44 619 граждан Беларуси, имеющих вид на жительство в Польше.
Где находятся «сотни тысяч и миллионы покинувших Беларусь», о которых врут иностранцам (и особенно швейцарцам) сашифилипенки, до сих пор неизвестно.
♦ за 2021—2022 годы белорусам было выписано 27 571 позитивное решение о выдаче видов на жительство в Польше всех типов. А еще 7099 — отрицательных решений.
Иначе говоря, поляки каждому пятому белорусу говорят: пожил здесь, денег оставил, поработал на нас — дзенькуе, до видзеньня! Будут деньги — приезжай еще.
♦ из всех перечисленных 26 000 видов на жительство являются постоянными.
И заметьте, почти все они получены по «карте поляка». Эта, как теперь понятно, враждебная по отношению к Беларуси программа стартовала в Польше принятием целого закона в 2007 году.
Даже несмотря на до сих пор встречающиеся в интернете объявления типа «Помогу с картой поляка» или «Карта поляка срочно», получается вот что: за вот уже 15 лет оголтелой и нескрываемой польской пропаганды «картами поляка» в целях миграции пользовались всего 1700 человек в год. Не дурные белорусы, не дурнее панов.
♦ за 2020—2021 годы прошения о предоставлении международной защиты в Польше подали 2844 человека.
Вот это и есть количество настоящих, махровых белорусских «протестунов». Которые трудиться и не собираются, а будут жить на европейско-американско-соросовские гранты. Как и привыкли.
Остальным придется работать.
На пана. И это их собственный выбор.