Почему арестовали Павла Дурова и как Запад контролирует информационное пространство
01.09.2024 19:39:00
Анна КУРАК
Основателя и владельца одного из самых популярных и быстро развивающихся мессенджеров планеты задержали во французском аэропорту Ле-Бурже. Прокуратура Парижа предъявила обвинение в шести преступлениях, среди которых незаконные транзакции, распространение порнографии и незаконный оборот наркотиков. Но главное, что инкриминируют Павлу Дурову, — отказ передавать силовым ведомствам информацию или документы по запросу.
А всего каких-то пару месяцев назад в интервью американскому журналисту Такеру Карлсону русский IT-миллиардер Павел Дуров с нескрываемой гордостью рассказывал: ни в одной стране власти или конкуренты не смогли склонить его к сотрудничеству со спецслужбами. Ни ФСБ России, ни ФБР Соединенных Штатов, ни корпорации Google и Apple — все пытались, да не вышло. Telegram, по словам предпринимателя, является единственным в мире «мессенджером, правила которого применяются одинаково ко всем сторонам».
Тогда же Павел Дуров, не скрывая, признался, что оппозиция в разных странах использует Telegram. В 2020-м «наследил» он и в Беларуси. Однако скоро все может измениться. На прошлой неделе бизнесмена взяли под белы рученьки жандармы в Париже, куда он прилетел на частном самолете из Азербайджана. По данным местной прессы, Дуров был объявлен во Франции персоной нон-грата. Более того, он об этом знал. Зачем в таком случае испытывал судьбу? Неужели понадеялся на «великую и всеобъемлющую европейскую демократию»? Если так, то, конечно, глупо вышло.
Справедливо на этот счет высказался Александр Лукашенко, выступая на днях перед педагогами Беларуси:
— Знаете, демократия — это «можно женщину головой о стенку, кровь хлещет во все стороны». В Америке можно там чернокожего задушить, и ничего не будет. А сегодня Дурова арестовали. Поэтому я хочу, чтобы вы вот это (суть западной демократии. — Прим. ред.) прочувствовали и вложили в голову нашим школьникам.
— Мнение, что сегодня может быть абсолютно независимая ни от кого площадка, которую не будут контролировать государства, крупнейшие политические структуры, глубоко ошибочное. Платформа Telegram как одна из более-менее свободных и неангажированных площадок давно была костью в горле у Запада, — отмечает политолог. — Мы видим, что в их юрисдикции, под их контролем почти все мессенджеры, платформы для обмена информацией. Facebook — это вообще, можно сказать, запатентованное оружие Запада, которое он использует в информационной войне против России, Беларуси и Китая. Сеть TikTok они тоже пытаются прижать к ногтю, взять под контроль. Западные силы провели серьезную работу над YouTube, где тоже не всегда дают возможность высказаться. Telegram был одним из немногих мест, где еще сохранялись какие-то возможности для политической деятельности, высказываний. Поэтому задержание Дурова — это абсолютно политическая акция в контексте мировой информационной войны.
По мнению эксперта, для Запада не существует способов честной конкуренции. Свобода слова должна быть либо такой, как ее видят за океаном, либо это уже не свобода слова, а преступление, как в случае с Павлом Дуровым.
— На него будут оказывать давление, чтобы получить доступ к внутренней информации, ключи шифрования и каким-то образом заставить Павла Дурова пойти с ними на сотрудничество, — заключает Алексей Беляев.
— Известно, что несколько лет назад сотрудничество и доступ американским властям к данным пользователей предоставил глава компании Meta Марк Цукерберг (владелец Facebook, Instagram, WhatsApp), — напоминает эксперт и отмечает, к чему это в итоге привело: — Не просто так данная компания признана экстремистской и запрещена в России. Это прямое следствие того, что Марк Цукерберг под давлением властей США предоставил доступ к аккаунтам пользователей. То есть ни о какой конфиденциальности не может быть и речи.
При этом, по словам политолога, главе Meta также можно предъявить обвинения по статьям, которые выдвинуты в адрес Павла Дурова. Ведь и в Facebook, и в Instagram совершается немало преступлений. Достаточно вспомнить хотя бы то, как через эти соцсети орудуют мошенники, пытающиеся обобрать белорусов. В теории могли бы быть претензии также к соцсети Х и ее владельцу Илону Маску.
— Возможно, не последнюю роль играет и российское происхождение Дурова. В свете русофобской политики Запада любой факт связи с Россией представляется в общественном пространстве как угроза национальным интересам всех остальных государств. Но в целом в ХХI веке ведется очередная охота на ведьм — лиц неугодных и неудобных. Под видом «защиты демократии» наступает эра цифрового контроля. И если в случае с Цукербергом Белый дом подвергал цензуре и пытался контролировать контент, связанный с COVID-19 (об этом на днях заявил сам глава Meta), — акцентирует Олег Лешенюк, — то в случае с Telegram можно лишь предположить, что желаемым объектом контроля является весь контент, связанный с проведением СВО, неправомерными действиями стран Запада и геополитической обстановкой на разных континентах. Взяв Telegram под контроль, гораздо проще обвинять Россию и ее союзников в любых преступлениях.
Кроме того, мессенджер Павла Дурова использует настолько огромная аудитория (почти миллиард пользователей), что США становится все труднее сохранять доминирование в инфопространстве. Telegram-каналы сейчас буквально заменяют традиционные СМИ и отбирают аудиторию у соцсетей.
— В этом контексте стремления США вполне понятны. Их логика: править миром гораздо проще, если население разных стран видит гегемона в розовом свете, — подчеркивает Олег Лешенюк. — По словам президента Франции Эмманюэля Макрона, решение о задержании Дурова «ни в коем случае не политическое». Тем не менее само заявление и интерес к этому делу свидетельствуют об обратном. Франция, гражданство которой имеет основатель Telegram, фактически выступает марионеткой американского истеблишмента, для которого в преддверии президентских выборов важно сохранить статус-кво.
Исходя из выдвинутых прокуратурой обвинений, Павлу Дурову грозит до 10 лет тюремного заключения. Но не стоит исключать того, что ему удастся договориться со следствием — предоставить заинтересованным сторонам доступ к мессенджеру. Конечно, вслух об этом никто не скажет. Да и пользователи поначалу ничего не заметят. К тому же IT-гению не привыкать расставаться со своими бизнес-проектами (популярную и вполне успешную соцсеть «ВКонтакте» он ведь когда-то продал).
Другой вариант: Дуров все-таки проявит принципиальность и ничего никому не отдаст. И тут в лучшем случае его ждет судьба Джулиана Ассанжа, в худшем… А как будет — время покажет.
У дела Дурова есть еще одно важное обстоятельство. На него обратил внимание Президент во время Республиканского педсовета:
— Видели вчера во Франции, как лучше. И я их не осуждаю. Они правильно поступают. Дуровы — не Дуровы… Виноват — иди отвечай. Только к нам зачем предъявлять претензии, когда мы начинаем себя защищать такими же методами, как они?
Ситуация с основателем Telegram показательна в первую очередь тем, что возможность скрыться в виртуальном мире от реальных преступлений иллюзорна. Время покажет, на сколько убедительно будут доказаны обвинения. Если да, Дурова ждет не блокировка аккаунта, а самая настоящая тюрьма. Наглядный урок всем наивным, которые все еще верят, что в интернете можно все и за это ничего не будет.
kurak@sb.by
Персона нон-грата
Несколько дней Дуров провел под стражей. Сейчас он формально на свободе, но взят под судебный контроль. Бизнесмен внес залог в 5 миллионов евро и обязан дважды в неделю отмечаться в полиции, не покидая Францию.А всего каких-то пару месяцев назад в интервью американскому журналисту Такеру Карлсону русский IT-миллиардер Павел Дуров с нескрываемой гордостью рассказывал: ни в одной стране власти или конкуренты не смогли склонить его к сотрудничеству со спецслужбами. Ни ФСБ России, ни ФБР Соединенных Штатов, ни корпорации Google и Apple — все пытались, да не вышло. Telegram, по словам предпринимателя, является единственным в мире «мессенджером, правила которого применяются одинаково ко всем сторонам».
Тогда же Павел Дуров, не скрывая, признался, что оппозиция в разных странах использует Telegram. В 2020-м «наследил» он и в Беларуси. Однако скоро все может измениться. На прошлой неделе бизнесмена взяли под белы рученьки жандармы в Париже, куда он прилетел на частном самолете из Азербайджана. По данным местной прессы, Дуров был объявлен во Франции персоной нон-грата. Более того, он об этом знал. Зачем в таком случае испытывал судьбу? Неужели понадеялся на «великую и всеобъемлющую европейскую демократию»? Если так, то, конечно, глупо вышло.
Справедливо на этот счет высказался Александр Лукашенко, выступая на днях перед педагогами Беларуси:
— Знаете, демократия — это «можно женщину головой о стенку, кровь хлещет во все стороны». В Америке можно там чернокожего задушить, и ничего не будет. А сегодня Дурова арестовали. Поэтому я хочу, чтобы вы вот это (суть западной демократии. — Прим. ред.) прочувствовали и вложили в голову нашим школьникам.
Очевидное и вероятное
Декан факультета журналистики Белорусского государственного университета, политолог Алексей Беляев обращает внимание: задержание Павла Дурова было ожидаемым. Запад пытается дотянуться до всех, кто отказывается с ним сотрудничать в информационной сфере.— Мнение, что сегодня может быть абсолютно независимая ни от кого площадка, которую не будут контролировать государства, крупнейшие политические структуры, глубоко ошибочное. Платформа Telegram как одна из более-менее свободных и неангажированных площадок давно была костью в горле у Запада, — отмечает политолог. — Мы видим, что в их юрисдикции, под их контролем почти все мессенджеры, платформы для обмена информацией. Facebook — это вообще, можно сказать, запатентованное оружие Запада, которое он использует в информационной войне против России, Беларуси и Китая. Сеть TikTok они тоже пытаются прижать к ногтю, взять под контроль. Западные силы провели серьезную работу над YouTube, где тоже не всегда дают возможность высказаться. Telegram был одним из немногих мест, где еще сохранялись какие-то возможности для политической деятельности, высказываний. Поэтому задержание Дурова — это абсолютно политическая акция в контексте мировой информационной войны.
По мнению эксперта, для Запада не существует способов честной конкуренции. Свобода слова должна быть либо такой, как ее видят за океаном, либо это уже не свобода слова, а преступление, как в случае с Павлом Дуровым.
— На него будут оказывать давление, чтобы получить доступ к внутренней информации, ключи шифрования и каким-то образом заставить Павла Дурова пойти с ними на сотрудничество, — заключает Алексей Беляев.
Под любым предлогом
Основатель Telegram не первый, кто подвергается давлению, обращает внимание политолог Олег Лешенюк.— Известно, что несколько лет назад сотрудничество и доступ американским властям к данным пользователей предоставил глава компании Meta Марк Цукерберг (владелец Facebook, Instagram, WhatsApp), — напоминает эксперт и отмечает, к чему это в итоге привело: — Не просто так данная компания признана экстремистской и запрещена в России. Это прямое следствие того, что Марк Цукерберг под давлением властей США предоставил доступ к аккаунтам пользователей. То есть ни о какой конфиденциальности не может быть и речи.
При этом, по словам политолога, главе Meta также можно предъявить обвинения по статьям, которые выдвинуты в адрес Павла Дурова. Ведь и в Facebook, и в Instagram совершается немало преступлений. Достаточно вспомнить хотя бы то, как через эти соцсети орудуют мошенники, пытающиеся обобрать белорусов. В теории могли бы быть претензии также к соцсети Х и ее владельцу Илону Маску.
— Возможно, не последнюю роль играет и российское происхождение Дурова. В свете русофобской политики Запада любой факт связи с Россией представляется в общественном пространстве как угроза национальным интересам всех остальных государств. Но в целом в ХХI веке ведется очередная охота на ведьм — лиц неугодных и неудобных. Под видом «защиты демократии» наступает эра цифрового контроля. И если в случае с Цукербергом Белый дом подвергал цензуре и пытался контролировать контент, связанный с COVID-19 (об этом на днях заявил сам глава Meta), — акцентирует Олег Лешенюк, — то в случае с Telegram можно лишь предположить, что желаемым объектом контроля является весь контент, связанный с проведением СВО, неправомерными действиями стран Запада и геополитической обстановкой на разных континентах. Взяв Telegram под контроль, гораздо проще обвинять Россию и ее союзников в любых преступлениях.
Кроме того, мессенджер Павла Дурова использует настолько огромная аудитория (почти миллиард пользователей), что США становится все труднее сохранять доминирование в инфопространстве. Telegram-каналы сейчас буквально заменяют традиционные СМИ и отбирают аудиторию у соцсетей.
— В этом контексте стремления США вполне понятны. Их логика: править миром гораздо проще, если население разных стран видит гегемона в розовом свете, — подчеркивает Олег Лешенюк. — По словам президента Франции Эмманюэля Макрона, решение о задержании Дурова «ни в коем случае не политическое». Тем не менее само заявление и интерес к этому делу свидетельствуют об обратном. Франция, гражданство которой имеет основатель Telegram, фактически выступает марионеткой американского истеблишмента, для которого в преддверии президентских выборов важно сохранить статус-кво.
Исходя из выдвинутых прокуратурой обвинений, Павлу Дурову грозит до 10 лет тюремного заключения. Но не стоит исключать того, что ему удастся договориться со следствием — предоставить заинтересованным сторонам доступ к мессенджеру. Конечно, вслух об этом никто не скажет. Да и пользователи поначалу ничего не заметят. К тому же IT-гению не привыкать расставаться со своими бизнес-проектами (популярную и вполне успешную соцсеть «ВКонтакте» он ведь когда-то продал).
Другой вариант: Дуров все-таки проявит принципиальность и ничего никому не отдаст. И тут в лучшем случае его ждет судьба Джулиана Ассанжа, в худшем… А как будет — время покажет.
У дела Дурова есть еще одно важное обстоятельство. На него обратил внимание Президент во время Республиканского педсовета:
— Видели вчера во Франции, как лучше. И я их не осуждаю. Они правильно поступают. Дуровы — не Дуровы… Виноват — иди отвечай. Только к нам зачем предъявлять претензии, когда мы начинаем себя защищать такими же методами, как они?
Ситуация с основателем Telegram показательна в первую очередь тем, что возможность скрыться в виртуальном мире от реальных преступлений иллюзорна. Время покажет, на сколько убедительно будут доказаны обвинения. Если да, Дурова ждет не блокировка аккаунта, а самая настоящая тюрьма. Наглядный урок всем наивным, которые все еще верят, что в интернете можно все и за это ничего не будет.
kurak@sb.by