Компетентный вторник: есть ли противоядие от гибридных технологий и войн
06.10.2020 00:00:03
Максим ОСИПОВ
Складывающаяся вокруг нашей страны геополитическая ситуация имеет все шансы войти в учебники как яркий пример циничного, беспардонного и многопланового вмешательства посторонних субъектов мировой политики во внутренние дела Беларуси. Чем подобное чревато и можно ли говорить о том, что вмешательство во внутренние дела извне стало долгосрочным трендом современной геополитики? Не является ли нынешний конфликт в Нагорном Карабахе примером того, к чему приводит такое поведение третьих стран? И есть ли противоядие от гибридных технологий и войн? Порассуждать над этим «СБ. Беларусь сегодня» предложила компетентным собеседникам. Участниками круглого стола в редакции стали председатель Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Сергей Рачков, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Андрей Савиных и научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, политолог Алексей Дзермант.
Внешнее давление как глобальный тренд
С. Рачков: Происходящее вокруг Беларуси и с Беларусью в какой-то степени неожиданно. В последние несколько лет страна совместно со своими партнерами нащупывала конкретные пути продвижения вперед, искала точки соприкосновения и взаимопонимания. И те визиты на высоком и высшем уровне, которые осуществлялись представителями западного сообщества, давали основание полагать, что мы на правильном пути — пути развития позитивной и конструктивной повестки дня. Но то, что происходит ныне, вызывает удивление и заставляет задуматься, насколько годы большой работы соответствовали формировавшемуся духу доверия.
Нет сомнения, что против Беларуси развязана гибридная война, ведутся весьма агрессивные действия. Президент весьма четко охарактеризовал и проанализировал семь этапов этих действий. Почему вдруг наши партнеры избрали такую тактику и такую стратегию — не разобравшись в ситуации, не выслушав белорусскую сторону и уже в день выборов начав давать свои негативные критические оценки, — это остается вопросом, на который нам предстоит искать ответ.
А. Савиных: Вмешательство во внутренние дела стало нормой еще 30 лет назад — в момент формирования глобального мира под западные стандарты. Уже тогда западный мир четко продекларировал, что у него есть экстерриториальные интересы и он имеет право вмешиваться в вопросы организации социального устройства той или иной страны — под предлогом соблюдения прав человека (это стало универсальным инструментом вмешательства в политической сфере), под предлогом создания единого торгового пространства в рамках ВТО, под предлогом защиты окружающей среды и выработки общих стандартов борьбы с изменениями климата и т.д. Конечно, против этого всегда выступали Беларусь, Россия и множество иных государств, старающихся защитить свое право на выбор собственного пути развития. Но такое вмешательство, к сожалению, давно норма.
А. Дзермант: Политика силы, давления и санкций не просто не ушла в прошлое — она цветет буйным цветом. И мы все это видим воочию. Поэтому, увы, я думаю, что эта политика надолго — пока не появится некая суперсила, которая это одностороннее давление все-таки опрокинет и не позволит диктовать одному из полюсов современного мира (конкретно — Западу) то, как понимать правильность проведения внутренней политики, демократии, прав человека и т.д.
К сожалению, мы видим, что Запад не хочет отказываться от своей монополии диктовать и навязывать остальным свое видение. Поэтому, думаю, пока нам предстоит этап противостояния — дай бог, чтобы не сильно горячего, ведь это все может быть чревато самыми непредсказуемыми последствиями. Лучше пусть все ограничивается дипломатическими нотами, хотя мы все равно видим, что они становятся все более резкими и острыми.
Уроки Нагорного Карабаха
А. Дзермант: Кавказский узел очень сложный. Любая «цветная революция», в том числе случившееся в Армении, смена власти неконституционным образом в принципе ослабляют государство. И этим пользуются самые различные силы. Я бы не искал в карабахском конфликте правых или виноватых — стороны нужно примирять. Но, с другой стороны, в ситуации внешнего давления сопредельных стран любой момент ослабления государства немедленно используется, что мы сегодня и наблюдаем.
Вирусы распада, раскола и раздробления общества есть в каждом государстве, и наше не исключение. На мой взгляд, мы их все же отбили, и это говорит об устойчивости нашего государства. Но это не означает, что мы изжили все причины-вирусы. А потому существовать в расслабленном состоянии в современном мире нельзя. И угрозы, увы, никуда не уйдут.
А. Савиных: Проводить параллели между ситуацией на Кавказе и в Беларуси невозможно. Но вывод, который можно сделать, заключается в следующем.
Как только мы теряем консолидацию и взаимопонимание внутри общества, мы мгновенно становимся добычей для более сильных конкурентов извне. Причем это могут быть не обязательно государства — это могут быть даже транснациональные корпорации и международные общественные структуры, которые действуют по всему миру.
Второй момент, который мы должны четко понимать: скорость внутренних трансформаций, то есть развития и модернизации общественных сил внутри страны, должна быть выше, чем у изменений, происходящих за нашими границами. Это позволит нам всегда предвосхищать будущие вызовы и быть готовыми к ним в момент, когда они получат зримое воплощение и станут реально угрожать Беларуси. Нужна постоянная работа над внутренними процедурами, правилами, законами, диалоговыми каналами, которая будет направлена на укрепление общества, на гармонизацию отношений между различными социальными группами, на выработку единого представления о будущем нашей страны и путях достижения этого будущего. Мы должны меняться быстрее, чем окружающий нас мир, — и тогда мы всегда будем успешными.
С. Рачков: Вывод из происходящего на Кавказе должно сделать все наше общество, в том числе гражданское.
Карабах — свежий пример того, к чему могут привести и гибридные войны, и попытки разрушения своего государства.
Современное государство должно быть сильным и мощным, стоять на страже безопасности своих граждан — военной, общественной, экономической и информационной. Я долгие годы работал послом в арабских странах, видел «цветные революции», осуществляемые через социальные сети. И видел, к каким плачевным последствиям приводит подобное. Поэтому огромное внимание мы должны сегодня уделить информационной безопасности страны, чтобы и в этой сфере был обеспечен наш суверенитет. С учетом развития информационных технологий задача это крайне непростая. Но я уверен, что прогресс развивается и любому яду будет найдено противоядие.
Перспективы евразийской интеграции
А. Савиных: В настоящее время определяются зоны влияния ЕАЭС, нашего макрорегиона. Это так называемый Евразийский heartland, который включает в себя Беларусь, Россию и еще целый ряд стран Центральной Азии и Закавказья. Но главное — не угрозы, исходящие извне. Прежде всего надо обращать внимание на внутренние слабости. Насколько мы готовы выстроить единую экономическую, политическую, социальную платформу в рамках ЕАЭС, которая станет привлекательной как для наших граждан, так и для других государств, которые могут быть заинтересованы в присоединении к ЕАЭС? Насколько мы можем внутри себя создать условия, которые будут способствовать развитию, повышению благосостояния — и дадут всем людям возможность развиваться и повышать свое благосостояние? Если мы это сделаем, то со всеми внешними угрозами и атаками нам будет справиться легко.
С. Рачков: События в нашей стране, обострение конфликта в Карабахе — звенья одной цепи.
Вопрос даже не в Беларуси, Азербайджане или Армении — идет попытка создать напряженность вокруг России. И мы становимся определенным инструментарием в этой геополитической борьбе.
Я думаю, что Евразийский экономический союз, несмотря ни на что, демонстрирует, что у него есть будущее. События в Беларуси показали, что Россия является настоящим партнером и союзником нашей страны. Наши лидеры в Сочи договорились о том, что более оперативными станут совместные решения по ряду экономических вопросов. Думаю, что у нас есть шанс и возможность отработать некоторые экономические решения более оперативно — для того, чтобы их потом предложить нашим партнерам по ЕАЭС и в еще большей степени укрепить этот союз.
А. Дзермант: На днях из печати вышла моя книга «Беларусь — Евразия. Пограничье России и Европы», попавшая просто «в нерв» происходящего. Она о выборе — судьбы и будущего, о Европе и Евразии, о нашем месте, которое я определяю как западный форпост Евразийского блока. Не столько описываю этот выбор, сколько обосновываю его логичность и безальтернативность. Один из главных выводов книги: для Беларуси сейчас самое время стать одним из драйверов интеграции, ее генератором идей и смыслов. Потенциал для этого в стране есть, его лишь нужно конвертировать в союзную геополитическую и геоэкономическую реальность. И это было бы величайшей исторической миссией белорусского государства и его руководства.
osipov@sb.by