Тайный посетитель и деловой стиль одежды. Как Минюст мониторит работу служб «одно окно»
08.12.2024 10:15:12
Заместитель министра юстиции Валентина Якимович рассказала, как Министерство юстиции мониторит работу служб «одно окно». Об этом сообщает БЕЛТА.
Фото из архива «СБ»
Куратором направления работы службы «одно окно» является Министерство юстиции. Соответственно, процесс мониторинга для дальнейшего совершенствования также лежит на плечах специалистов ведомства.
«Процесс мониторинга мы связываем именно с выявлением каких-то проблемных моментов в работе службы, содействием их разрешению. Также благодаря мониторингам выявляем положительный опыт для масштабирования в рамках республики, чтобы между службами было взаимодействие, — рассказала Валентина Якимович. — В рамках мониторинга мы смотрим внешнюю составляющую, потому что Главой государства поставлена задача о создании комфортных и благоприятных условий для осуществления административных процедур. С точки зрения организации работы службы «одно окно» мы смотрим, насколько оборудованы рабочие места сотрудников, посетителей, наличие зон ожидания, зоны обслуживания, соблюдение конфиденциальности обращения гражданина. Кроме того, мы обращаем внимание на наличие детских уголков, потому что много людей приходит с детьми, а также на какие-то элементарные вещи такие, как питьевая вода, компьютер для самостоятельной подачи заявления, если у гражданина нет его дома».
Помимо этого, практикуются проверки тайным посетителем. «Здесь основной эффект в том, что нас не ждут. Мы даже не предусматриваем даты командировок, когда они формируются, чтобы регионы не ориентировать на то, что в каком-то месяце к ним ожидается посещение Министерства юстиции. В данном случае специалист ведомства приезжает в службу «одно окно», заходит под видом обычного гражданина и обращается за осуществлением административной процедуры, просит консультацию. Это основной момент, для чего мы его ввели, потому что задача службы — максимально проконсультировать заинтересованное лицо, уточнить, какой пакет документов ему нужен и может ли он решить в рамках этой административной процедуры свои вопросы. Именно это должна делать служба «одно окно». Но когда мы только начинали этот эксперимент с тайным посетителем, а он уже идет второй год, действительно было много случаев, когда специалисты отправляли граждан в уполномоченный орган, в комитет по труду. Также были вопросы истребования документов, не предусмотренных перечнем. Они выявлялись на первоначальном этапе мониторинга», — сказала замминистра.
Нынешний год проведения такого эксперимента доказал свою эффективность. Сейчас уже редко выявляются такие перенаправления и истребования, это единичные случаи, отметила Валентина Якимович. «В прошлом году во взаимодействии с главными управлениями юстиции было свыше 70 таких выездов. Мы берем регион один и обрабатываем его, обобщаем все проблемные вопросы, и информация доводится до сведения председателя облисполкома, чтобы что-то улучшить», — рассказала она.
В рамках мониторинга основная проблема служб состоит в том, что не всегда информация, которая размещается на сайтах, достоверна и учитывает все изменения законодательства. «Это стандартно, и мы боремся с этим, но законодательство мобильно, поэтому периодически эти проблемы возникают. Есть вопросы по деловому стилю одежды, тем же перенаправлениям и истребованиям. Многие области пошли по пути единой униформы, поэтому мы обращаем внимание на внешний вид сотрудников. Это в том числе требования законодательные», — пояснила заместитель министра.
Кроме того, в рамках мониторинга рассматривается работа программного комплекса «одно окно» — насколько хорошо работает, какие проблемы возникают в рамках работы с документами. «Мы обобщаем эти вопросы, доводим их до органов, регуляторов, чтобы корректировать законодательство и устранять эти нюансы. Мониторинг — это не контроль, а больше методология, координация, выявление каких-то практических проблем и содействие в их разрешении. Но если есть действительно вопиющие факты, то принимаются меры дисциплинарного взыскания к сотрудникам, были и случаи увольнения», — обратила она внимание.
Приводя пример из практики, Валентина Якимович отметила, что были больше не вопиющие случаи, а скорее просто небрежное отношение к работе, когда сотрудник ответила: «У меня рабочий день закончился, я целый день разговаривала и я уже устала с вами разговаривать».
Фото из архива «СБ»
Куратором направления работы службы «одно окно» является Министерство юстиции. Соответственно, процесс мониторинга для дальнейшего совершенствования также лежит на плечах специалистов ведомства.
«Процесс мониторинга мы связываем именно с выявлением каких-то проблемных моментов в работе службы, содействием их разрешению. Также благодаря мониторингам выявляем положительный опыт для масштабирования в рамках республики, чтобы между службами было взаимодействие, — рассказала Валентина Якимович. — В рамках мониторинга мы смотрим внешнюю составляющую, потому что Главой государства поставлена задача о создании комфортных и благоприятных условий для осуществления административных процедур. С точки зрения организации работы службы «одно окно» мы смотрим, насколько оборудованы рабочие места сотрудников, посетителей, наличие зон ожидания, зоны обслуживания, соблюдение конфиденциальности обращения гражданина. Кроме того, мы обращаем внимание на наличие детских уголков, потому что много людей приходит с детьми, а также на какие-то элементарные вещи такие, как питьевая вода, компьютер для самостоятельной подачи заявления, если у гражданина нет его дома».
Помимо этого, практикуются проверки тайным посетителем. «Здесь основной эффект в том, что нас не ждут. Мы даже не предусматриваем даты командировок, когда они формируются, чтобы регионы не ориентировать на то, что в каком-то месяце к ним ожидается посещение Министерства юстиции. В данном случае специалист ведомства приезжает в службу «одно окно», заходит под видом обычного гражданина и обращается за осуществлением административной процедуры, просит консультацию. Это основной момент, для чего мы его ввели, потому что задача службы — максимально проконсультировать заинтересованное лицо, уточнить, какой пакет документов ему нужен и может ли он решить в рамках этой административной процедуры свои вопросы. Именно это должна делать служба «одно окно». Но когда мы только начинали этот эксперимент с тайным посетителем, а он уже идет второй год, действительно было много случаев, когда специалисты отправляли граждан в уполномоченный орган, в комитет по труду. Также были вопросы истребования документов, не предусмотренных перечнем. Они выявлялись на первоначальном этапе мониторинга», — сказала замминистра.
Нынешний год проведения такого эксперимента доказал свою эффективность. Сейчас уже редко выявляются такие перенаправления и истребования, это единичные случаи, отметила Валентина Якимович. «В прошлом году во взаимодействии с главными управлениями юстиции было свыше 70 таких выездов. Мы берем регион один и обрабатываем его, обобщаем все проблемные вопросы, и информация доводится до сведения председателя облисполкома, чтобы что-то улучшить», — рассказала она.
В рамках мониторинга основная проблема служб состоит в том, что не всегда информация, которая размещается на сайтах, достоверна и учитывает все изменения законодательства. «Это стандартно, и мы боремся с этим, но законодательство мобильно, поэтому периодически эти проблемы возникают. Есть вопросы по деловому стилю одежды, тем же перенаправлениям и истребованиям. Многие области пошли по пути единой униформы, поэтому мы обращаем внимание на внешний вид сотрудников. Это в том числе требования законодательные», — пояснила заместитель министра.
Кроме того, в рамках мониторинга рассматривается работа программного комплекса «одно окно» — насколько хорошо работает, какие проблемы возникают в рамках работы с документами. «Мы обобщаем эти вопросы, доводим их до органов, регуляторов, чтобы корректировать законодательство и устранять эти нюансы. Мониторинг — это не контроль, а больше методология, координация, выявление каких-то практических проблем и содействие в их разрешении. Но если есть действительно вопиющие факты, то принимаются меры дисциплинарного взыскания к сотрудникам, были и случаи увольнения», — обратила она внимание.
Приводя пример из практики, Валентина Якимович отметила, что были больше не вопиющие случаи, а скорее просто небрежное отношение к работе, когда сотрудник ответила: «У меня рабочий день закончился, я целый день разговаривала и я уже устала с вами разговаривать».