Танцуй, пока молодой
15.08.2001
Дорога непонимания разделяет в деревне Старые Шарабаи директора Дома культуры и сельскую молодежь
Звучит песня - живет деревня
Пока дожидалась заведующую отделом культуры Глубокского райисполкома Марию Поляк, успела я и на праздник в "неперспективную" деревню Латыголь заглянуть, и с местными семейными талантами познакомиться. Благо есть у районной культуры своя видеотехника, вместо скучных справок и отчетов можно все увидеть и услышать "вживую".
Голосиста Латыголь, несмотря на свой пенсионный возраст! Считай, половина населения - ветераны, а поют - заслушаешься. Молодых семей в деревне раз-два и обчелся, но традиции соблюдают, в песнях стариков поддерживают. Этому искреннему, безыскусному веселью оставалось только позавидовать. Не зря говорят: пока звучит песня - живет деревня.
Я же все выглядывала - не появятся ли где на экране со своими талантами жители деревни Старые Шарабаи? К сожалению, так и не увидела. А уж Старые Шарабаи, не в пример Латыголи, на молодежь куда богаче. Тут и центр колхоза "Парижская коммуна", и сельский Дом культуры, но, как оказалось, с досугом проблемы.
При встрече Мария Константиновна Поляк дипломатий разводить не стала. Первым делом поинтересовалась: наверняка не за песнями приехал корреспондент "СБ", скорее всего, по чьей-нибудь жалобе?
Действительно, не за песнями. Хотя и за ними в сельскую глубинку из столицы не грех наведываться почаще. Достала из папки письмо.
Конфликт местного значения
"Паважаная рэдакцыя! Да вас звяртаюцца моладзь i бацькi калгаса "Парыжская камуна" Глыбоцкага ра„на Вiцебскай вобласцi. У мiнулым годзе купiлi для нашага клуба музыкальную апаратуру. Павесялела жыцц„ моладзi. Збiралiся да нас патанцавать хлопцы i дзя›чаты i з другiх в„сак. Але › жнi›нi знiк дзесьцi магнiтафон i зно› засумавала моладзь. Тады ж у клубе пачалi рамонт, якi зацягну›ся да гэтага часу. Пра›да, глядзельная зала адкрыта, там круцяць кiно, але пасля яго адразу клуб закрываюць. Чаму ж нельга дазволiць моладзi патанцаваць у гэтай зале? Ды дзе там, загадчыца клуба Таццяна Пучынская вешае на дзверы замок i знiкае. Так i не могуць зразумець нi моладзь, нi iх бацькi, цi на самай справе нельга, цi культработнiкам вельмi ›жо спадабалася цiхае жыцц„? А молодзь не хоча жыць цiха. Хлопцы i дзя›чаты за некалькi в„рст дабiраюцца да нейкага чужога клуба, а дома бацькi непакояцца за сваiх дзяцей".
Дальше шли подписи - на русском - "Е.Ловцевич, И.Божко, Е.Гушпит, А.Михалевич, Т.Гушпит, А.Новик и другие жители деревни Старые Шарабаи". Заканчивалось письмо припиской: "Очень просим вас - помогите, чтобы наши дети и мы могли провести свободное от учебы и работы время в своем клубе".
Нечасто приходят в редакцию из деревни такие письма. Сельские жители все больше пишут о хлебе насущном, различных бытовых неурядицах. А тут речь не о "хлебе" - он есть - "зрелища" требуются, культуру селу подавай. Да не в осенне-зимнее деревенское затишье, а в самую что ни на есть страдную пору, когда и в колхозном поле, и на собственном подворье забот невпроворот.
На место конфликта - в Зарубинский СДК (таково официальное название клуба, о котором шла речь в письме) мы приехали с Марией Константиновной Поляк. Нас ждали директор Дома культуры Татьяна Пучинская и председатель колхоза "Парижская коммуна" Зигфрид Черепковский.
Типовое двухэтажное здание уныло-серого цвета с отвалившейся местами облицовкой. На первом этаже танцевальный и зрительный залы, библиотека. На втором - правление колхоза. Он когда-то и строил этот очаг культуры. Но в последние годы, когда у хозяйства возникли финансовые проблемы, поддерживать в нем "огонь" стало не по средствам. Чтобы "очаг" не погас окончательно, его принял на свой баланс райисполком.
У районной культуры тоже каждый рубль на жестком учете - непросто поделить скудный бюджет на 96 учреждений. Но тем не менее "бойкую точку" (в колхозе и окрестных деревнях немало молодежи) вниманием не обходят, рассказывала М.К.Поляк. В прошлом году купили новую аппаратуру для дискотеки. Но не прошло и месяца, как ее похитили. Кто - милиция до сих пор не нашла.
Затянувшийся на год капитальный ремонт Мария Константиновна объяснила бюджетным дефицитом. Работы шли по мере появления денег. Выделенных 10 млн. рублей хватило лишь на замену крыши и столярки. Ремонт танцевального зала, в котором по выходным дням проходила дискотека, собиравшая всю окрестную молодежь, практически уже заканчивается. А вот с обновлением зрительного зала на 360 мест пришлось повременить. Выглядит он относительно неплохо, а черные следы минувшей зимы - когда из-за поломки системы отопления от сырости и влаги часть зала покрылась плесенью, решили привести в порядок с помощью воды и швабры. Разговор об этом с директором СДК Т.Пучинской шел еще весной. Но дальше слов дело не пошло.
Дорога, которая разъединяет
Истинная причина конфликта стала ясна, когда мы встретились с авторами письма. Для этого и ходить далеко не пришлось. По соседству с Домом культуры - стоит только перейти дорогу - расположился колхозный мехдвор. Тут рядом с опытными механизаторами работала молодежь - учащиеся Глубокского профтехлицея, будущие трактористы, комбайнеры, а пока - помощники-практиканты.
К предложению поговорить о том, как отдыхают после работы, ребята отнеслись заинтересованно. Дискотека в их досуге занимает одно из первых мест. Дело молодое - как бы ни намаялись на работе за день, а вечером готовы бежать на танцы. "Без них в деревне скука, - сказал Петр Черепковский. - В библиотеку не хожу. Все, что было интересно, давно перечитал, а новых книг нет".
Петру 18 лет, помощник комбайнера. Вырос в Старых Шарабаях, тут в "Парижской коммуне" работают родители. Когда пришла пора определяться в жизни, остался в родном колхозе. Сварщику Дмитрию Горбачеву тоже 18, тракторист Александр Михалевич на год постарше. Услышав наш разговор, на минуту оставил работу тракторист Николай Голышко. Самому-то Николаю Иосифовичу не до танцев, вышел из того возраста, но молодежь поддержал: скучно без дискотеки. За сына с дочкой беспокоится, когда те на танцы в чужую деревню отправляются.
Присоединился к разговору электромонтер Михаил Колос. Бронзовый от загара, атлетически сложенный, сразу видно - дружит парень со спортом. И вопрос у него к директору СДК Татьяне Пучинской и к заведующей отделом культуры Марии Поляк касался этого увлечения. Танцы, разумеется, хорошо, но не надо забывать и о физической культуре. Почему бы не выделить в СДК место, чтобы установить тренажеры? "Качали" бы ребята силу, наращивали мускулатуру. В этом Михаил для них вполне может послужить примером - не пьет, не курит, ведет здоровый образ жизни. Все успевает: работает, хозяйство большое держит, жаль - хозяйки нет в доме, холостяк. Чем не жених?
Предложения об организации досуга посыпались как из рога изобилия. Правда, звучала в них больше иждивенческая позиция: вы для нас сделайте... Мария Константиновна возразила: "А что же вы сами-то в стороне? Вы в своем доме должны быть хозяевами. Свою жизнь можете сделать интересной сами - с нашей, разумеется, помощью". Татьяна ребят упрекнула: сразу после ремонта в Доме культуры разбили окна. Поскольку виновного не нашли, ни о каких танцах речи быть не может. "Что же это получается - за неизвестного хулигана мы все наказаны", - возмутились ребята. Вообще же во время этой встречи директор Дома культуры больше молчала.
Не случайно кто-то из парней произнес: "Она - сама по себе, мы - сами по себе..." Про это говорили с обидой и другие жители деревни Старые Шарабаи - "бацькi", подписи которых стояли под письмом в редакцию.
Мы встретились с Таисией Владимировной Гушпит. Эта фамилия в письме повторялась несколько раз. Большая семья Гушпитов - три дочери, внуки - сетовали: некуда молодежи деваться в свободное время. "Да и о старшем поколении забыли, - высказала обиду Таисия Владимировна. - Раньше, когда Домом культуры Маша Шершнева заведовала, у нас хорошая художественная самодеятельность была. Мы семьей в ансамбле пели. Когда Татьяна пришла, ей наши песни не понравились. Сказала, что не так поем. Сейчас к нам чужие выступать приезжают, из других клубов. А мы теперь в Дом культуры не ходим, но петь не бросаем. Дома собираемся и поем".
Не тлеть, а гореть
Директору СДК Т.Пучинской 28 лет. Во главе сельского очага культуры она стала 4 года назад. К тому времени был у нее за плечами Минский политехникум и специальность электромеханика по эксплуатации кино- и видеотехники. Уже работая директором Зарубинского СДК, Татьяна заочно окончила Витебское училище искусств по специальности народное творчество. Приобрела профессиональные навыки, научилась, как сказано в дипломе о специализации, "организации культурно-досуговой деятельности, обрядов и праздников". Да только, как выяснилось, теория с практикой не в ладах. Судя по разгоревшемуся конфликту, не дано молодому работнику культуры самое главное - умение работать с людьми, идти к ним с открытым сердцем, зажигать. На то он и очаг культуры, чтобы не тлеть, а гореть.
"Надо так удивить людей, чтобы они пошли за тобой, заинтересовать", - эти слова в тот же день я услышала в деревне Озерцы от Лидии Завадской - директора местного культурно-спортивного центра, который она возглавляет более 15 лет. Удивлять в Озерцах умеют, а на дискотеку собирается не только вся окрестная молодежь, но и приезжают из Глубокого. Лидия Константиновна старше Татьяны почти вдвое, но ее контакту с молодыми, умению увлечь и 20-летних, и тех, кому за 60, остается только позавидовать. А все объясняется просто - истинной любовью к своему делу, состоянием души, которая и в 20 лет может состариться.
...Когда материал был написан, позвонила в Глубокое. Заведующая отделом культуры М.К.Поляк обещание сдержала: ремонт танцевального зала в Зарубинском СДК закончился. Действительно, зал отремонтировать не так уж сложно. Куда сложнее снять возникший конфликт, сделать шаг навстречу людям, понять друг друга. Очень хочется верить, что директор Дома культуры Татьяна Пучинская сможет это сделать.
Звучит песня - живет деревня
Пока дожидалась заведующую отделом культуры Глубокского райисполкома Марию Поляк, успела я и на праздник в "неперспективную" деревню Латыголь заглянуть, и с местными семейными талантами познакомиться. Благо есть у районной культуры своя видеотехника, вместо скучных справок и отчетов можно все увидеть и услышать "вживую".
Голосиста Латыголь, несмотря на свой пенсионный возраст! Считай, половина населения - ветераны, а поют - заслушаешься. Молодых семей в деревне раз-два и обчелся, но традиции соблюдают, в песнях стариков поддерживают. Этому искреннему, безыскусному веселью оставалось только позавидовать. Не зря говорят: пока звучит песня - живет деревня.
Я же все выглядывала - не появятся ли где на экране со своими талантами жители деревни Старые Шарабаи? К сожалению, так и не увидела. А уж Старые Шарабаи, не в пример Латыголи, на молодежь куда богаче. Тут и центр колхоза "Парижская коммуна", и сельский Дом культуры, но, как оказалось, с досугом проблемы.
При встрече Мария Константиновна Поляк дипломатий разводить не стала. Первым делом поинтересовалась: наверняка не за песнями приехал корреспондент "СБ", скорее всего, по чьей-нибудь жалобе?
Действительно, не за песнями. Хотя и за ними в сельскую глубинку из столицы не грех наведываться почаще. Достала из папки письмо.
Конфликт местного значения
"Паважаная рэдакцыя! Да вас звяртаюцца моладзь i бацькi калгаса "Парыжская камуна" Глыбоцкага ра„на Вiцебскай вобласцi. У мiнулым годзе купiлi для нашага клуба музыкальную апаратуру. Павесялела жыцц„ моладзi. Збiралiся да нас патанцавать хлопцы i дзя›чаты i з другiх в„сак. Але › жнi›нi знiк дзесьцi магнiтафон i зно› засумавала моладзь. Тады ж у клубе пачалi рамонт, якi зацягну›ся да гэтага часу. Пра›да, глядзельная зала адкрыта, там круцяць кiно, але пасля яго адразу клуб закрываюць. Чаму ж нельга дазволiць моладзi патанцаваць у гэтай зале? Ды дзе там, загадчыца клуба Таццяна Пучынская вешае на дзверы замок i знiкае. Так i не могуць зразумець нi моладзь, нi iх бацькi, цi на самай справе нельга, цi культработнiкам вельмi ›жо спадабалася цiхае жыцц„? А молодзь не хоча жыць цiха. Хлопцы i дзя›чаты за некалькi в„рст дабiраюцца да нейкага чужога клуба, а дома бацькi непакояцца за сваiх дзяцей".
Дальше шли подписи - на русском - "Е.Ловцевич, И.Божко, Е.Гушпит, А.Михалевич, Т.Гушпит, А.Новик и другие жители деревни Старые Шарабаи". Заканчивалось письмо припиской: "Очень просим вас - помогите, чтобы наши дети и мы могли провести свободное от учебы и работы время в своем клубе".
Нечасто приходят в редакцию из деревни такие письма. Сельские жители все больше пишут о хлебе насущном, различных бытовых неурядицах. А тут речь не о "хлебе" - он есть - "зрелища" требуются, культуру селу подавай. Да не в осенне-зимнее деревенское затишье, а в самую что ни на есть страдную пору, когда и в колхозном поле, и на собственном подворье забот невпроворот.
На место конфликта - в Зарубинский СДК (таково официальное название клуба, о котором шла речь в письме) мы приехали с Марией Константиновной Поляк. Нас ждали директор Дома культуры Татьяна Пучинская и председатель колхоза "Парижская коммуна" Зигфрид Черепковский.
Типовое двухэтажное здание уныло-серого цвета с отвалившейся местами облицовкой. На первом этаже танцевальный и зрительный залы, библиотека. На втором - правление колхоза. Он когда-то и строил этот очаг культуры. Но в последние годы, когда у хозяйства возникли финансовые проблемы, поддерживать в нем "огонь" стало не по средствам. Чтобы "очаг" не погас окончательно, его принял на свой баланс райисполком.
У районной культуры тоже каждый рубль на жестком учете - непросто поделить скудный бюджет на 96 учреждений. Но тем не менее "бойкую точку" (в колхозе и окрестных деревнях немало молодежи) вниманием не обходят, рассказывала М.К.Поляк. В прошлом году купили новую аппаратуру для дискотеки. Но не прошло и месяца, как ее похитили. Кто - милиция до сих пор не нашла.
Затянувшийся на год капитальный ремонт Мария Константиновна объяснила бюджетным дефицитом. Работы шли по мере появления денег. Выделенных 10 млн. рублей хватило лишь на замену крыши и столярки. Ремонт танцевального зала, в котором по выходным дням проходила дискотека, собиравшая всю окрестную молодежь, практически уже заканчивается. А вот с обновлением зрительного зала на 360 мест пришлось повременить. Выглядит он относительно неплохо, а черные следы минувшей зимы - когда из-за поломки системы отопления от сырости и влаги часть зала покрылась плесенью, решили привести в порядок с помощью воды и швабры. Разговор об этом с директором СДК Т.Пучинской шел еще весной. Но дальше слов дело не пошло.
Дорога, которая разъединяет
Истинная причина конфликта стала ясна, когда мы встретились с авторами письма. Для этого и ходить далеко не пришлось. По соседству с Домом культуры - стоит только перейти дорогу - расположился колхозный мехдвор. Тут рядом с опытными механизаторами работала молодежь - учащиеся Глубокского профтехлицея, будущие трактористы, комбайнеры, а пока - помощники-практиканты.
К предложению поговорить о том, как отдыхают после работы, ребята отнеслись заинтересованно. Дискотека в их досуге занимает одно из первых мест. Дело молодое - как бы ни намаялись на работе за день, а вечером готовы бежать на танцы. "Без них в деревне скука, - сказал Петр Черепковский. - В библиотеку не хожу. Все, что было интересно, давно перечитал, а новых книг нет".
Петру 18 лет, помощник комбайнера. Вырос в Старых Шарабаях, тут в "Парижской коммуне" работают родители. Когда пришла пора определяться в жизни, остался в родном колхозе. Сварщику Дмитрию Горбачеву тоже 18, тракторист Александр Михалевич на год постарше. Услышав наш разговор, на минуту оставил работу тракторист Николай Голышко. Самому-то Николаю Иосифовичу не до танцев, вышел из того возраста, но молодежь поддержал: скучно без дискотеки. За сына с дочкой беспокоится, когда те на танцы в чужую деревню отправляются.
Присоединился к разговору электромонтер Михаил Колос. Бронзовый от загара, атлетически сложенный, сразу видно - дружит парень со спортом. И вопрос у него к директору СДК Татьяне Пучинской и к заведующей отделом культуры Марии Поляк касался этого увлечения. Танцы, разумеется, хорошо, но не надо забывать и о физической культуре. Почему бы не выделить в СДК место, чтобы установить тренажеры? "Качали" бы ребята силу, наращивали мускулатуру. В этом Михаил для них вполне может послужить примером - не пьет, не курит, ведет здоровый образ жизни. Все успевает: работает, хозяйство большое держит, жаль - хозяйки нет в доме, холостяк. Чем не жених?
Предложения об организации досуга посыпались как из рога изобилия. Правда, звучала в них больше иждивенческая позиция: вы для нас сделайте... Мария Константиновна возразила: "А что же вы сами-то в стороне? Вы в своем доме должны быть хозяевами. Свою жизнь можете сделать интересной сами - с нашей, разумеется, помощью". Татьяна ребят упрекнула: сразу после ремонта в Доме культуры разбили окна. Поскольку виновного не нашли, ни о каких танцах речи быть не может. "Что же это получается - за неизвестного хулигана мы все наказаны", - возмутились ребята. Вообще же во время этой встречи директор Дома культуры больше молчала.
Не случайно кто-то из парней произнес: "Она - сама по себе, мы - сами по себе..." Про это говорили с обидой и другие жители деревни Старые Шарабаи - "бацькi", подписи которых стояли под письмом в редакцию.
Мы встретились с Таисией Владимировной Гушпит. Эта фамилия в письме повторялась несколько раз. Большая семья Гушпитов - три дочери, внуки - сетовали: некуда молодежи деваться в свободное время. "Да и о старшем поколении забыли, - высказала обиду Таисия Владимировна. - Раньше, когда Домом культуры Маша Шершнева заведовала, у нас хорошая художественная самодеятельность была. Мы семьей в ансамбле пели. Когда Татьяна пришла, ей наши песни не понравились. Сказала, что не так поем. Сейчас к нам чужие выступать приезжают, из других клубов. А мы теперь в Дом культуры не ходим, но петь не бросаем. Дома собираемся и поем".
Не тлеть, а гореть
Директору СДК Т.Пучинской 28 лет. Во главе сельского очага культуры она стала 4 года назад. К тому времени был у нее за плечами Минский политехникум и специальность электромеханика по эксплуатации кино- и видеотехники. Уже работая директором Зарубинского СДК, Татьяна заочно окончила Витебское училище искусств по специальности народное творчество. Приобрела профессиональные навыки, научилась, как сказано в дипломе о специализации, "организации культурно-досуговой деятельности, обрядов и праздников". Да только, как выяснилось, теория с практикой не в ладах. Судя по разгоревшемуся конфликту, не дано молодому работнику культуры самое главное - умение работать с людьми, идти к ним с открытым сердцем, зажигать. На то он и очаг культуры, чтобы не тлеть, а гореть.
"Надо так удивить людей, чтобы они пошли за тобой, заинтересовать", - эти слова в тот же день я услышала в деревне Озерцы от Лидии Завадской - директора местного культурно-спортивного центра, который она возглавляет более 15 лет. Удивлять в Озерцах умеют, а на дискотеку собирается не только вся окрестная молодежь, но и приезжают из Глубокого. Лидия Константиновна старше Татьяны почти вдвое, но ее контакту с молодыми, умению увлечь и 20-летних, и тех, кому за 60, остается только позавидовать. А все объясняется просто - истинной любовью к своему делу, состоянием души, которая и в 20 лет может состариться.
...Когда материал был написан, позвонила в Глубокое. Заведующая отделом культуры М.К.Поляк обещание сдержала: ремонт танцевального зала в Зарубинском СДК закончился. Действительно, зал отремонтировать не так уж сложно. Куда сложнее снять возникший конфликт, сделать шаг навстречу людям, понять друг друга. Очень хочется верить, что директор Дома культуры Татьяна Пучинская сможет это сделать.