Рисование для взрослых: можно ли стать Пикассо и Дали за день
27.01.2020 08:12:00
Кристина ХИЛЬКО
Бытует мнение, что научиться рисовать взрослым практически невозможно. Мол, если с детства не задалось, то о холсте и красках можно забыть. Но так ли это? Чему учат на курсах рисования? И помогает ли арт-терапия справиться со стрессом?
Звоню по разным номерам. Практически нигде нет строгих требований — за несколько занятий обещают научить рисовать портреты и пейзажи даже тех, кто последний раз держал в руках карандаш еще в школе. Выбираю изостудию рядом с домом. Одно занятие длится 2 часа. Стоимость — 20 рублей.
Восемь вечера. В просторной мастерской две девочки заканчивают рисовать натюрморт. Красиво! Так и не скажешь, что глиняный кувшин с цветами нарисовала детская рука.
— Мы занимаемся и с детьми, и со взрослыми, — говорит педагог-художник Анастасия Рудак.
На столе — мольберт, карандаши, краски и белый лист бумаги. Необходимые для творчества материалы входят в стоимость обучения. Анастасия предупреждает: чтобы хорошо рисовать, нужно отточить технику проведения прямых различной длины, понять, что такое тон, как формируется светотеневая перспектива, изучить перспективу плоских геометрических фигур, разобраться с композицией. Это основа. И без нее, как без таблицы умножения, не решить даже самую простую задачу. Конечно, научить этому за один день нереально. Но на мастер-классе такие тонкости можно опустить. Начинаем с рисунка по шаблону. Задача — срисовывать с готового эскиза черно-белый пышный цветок. Первым делом учусь правильно держать руку и кисть.
— Новички копируют красивые иллюстрации, над которыми поработал опытный художник. Не нужно вдаваться в подробности, как это сделано. Главное, повторить движение линий, компоновку общих фигур, передать цвет, — объясняет мастер.
Рисую круг — это основа будущего цветка. Добавляю лепестки, протягиваю линии — стебли, веточки с листиками. Постепенно перехожу к прорисовке мелких лепестков. «Скелет» розы готов. Удаляю лишние линии, лепестки заштриховываю мягким карандашом, чтобы на плоскости цветок выглядел объемно. Игра света и тени создает иллюзию трехмерности. С заданием справляюсь за 2 часа.
И хотя рисунок был далек от идеала, его нельзя было сравнить с теми «шедеврами», которые я рисовала до этого.
На втором занятии усложняем задачу. Рисуем акварельный пейзаж. Перед нами картина, на которой изображен цветущий луг. Провожу карандашом еле заметную линию горизонта. В центре намечаю контуры домов.
— Для того чтобы изображаемые объекты казались максимально объемными и реалистичными, нужно соблюдать определенные правила и верно выстраивать перспективу. Предметы, которые находятся ближе к нам, кажутся больше, чем те, которые далеко от нас. Хотя на самом деле они могут быть одинаковыми, — делится секретом мастер. — И не нужно бояться вносить в рисунок что-то свое, менять оттенки, убирать или добавлять детали.
Смешиваю на палитре синюю и белую краску и закрашиваю небо. Цветы и трава не просто желтые, красные, зеленые, а имеют разноцветные блики. В определенных местах широкими мазками наношу больше краски, это добавляет пейзажу красивых контрастов. Разрисовываю дома, слегка затемнив крышу и стены. Финальный аккорд — нанесение мастихином (специальной лопаткой) на рисунок тонкого слоя белой акриловой краски. Пейзаж получился в загадочной дымке тумана.
Художником за два занятия я, конечно, не стала. Но поняла, что научиться рисовать может каждый. Это не только талант, но упорство, терпение, усидчивость.
Все картины и сюжеты разрабатываются специально для каждой арт-вечеринки с расчетом, чтобы каждый мог написать свою работу сам. Направлений много: от пейзажа до натюрморта. Как правило, занятия проходят в кафе, где между делом можно пообщаться за бокалом вина или чашкой кофе. На выходе получается готовая картина уже на холсте и подрамнике — по приходе домой ее сразу можно разместить на стене.
— Польза рисования в том, что оно успокаивает, развивает мелкую моторику, внимание, память и фантазию, — отмечает психолог Зоя Наварро. — Сказать, что антистресс-раскраски суперполезны, вряд ли кто-то возьмется. Исследований на эту тему мало. Здесь важно понимать, что стресс — серьезная проблема, которую с помощью рисунков не решить. Сегодня ритм жизни очень динамичный. Это ведет к переутомлению и перепаду эмоций. Часто стрессом называют обычное волнение, напряжение, переживание, и с ними раскрашивание картинок действительно помогает справиться. Но такой же эффект дает и любое другое хобби — разгадывание головоломок, кроссвордов. Раскраска-антистресс — скорее рекламная уловка производителей, но в любом случае рисование для многих один из способов отвлечься и расслабиться. Сосредотачиваясь на раскрашивании рисунка, взрослые не только отстраняются от повседневной суеты и проблем, но и возвращаются в беззаботное детство, и это тоже несет положительные эмоции.
КОМПЕТЕНТНО
Показываю свои работы Анне Кононовой — декану художественного факультета Белорусской государственной академии искусств (БГАИ).
— Работы позитивны. Они передают радостное настроение. Это и отражает ключевую задачу подобных курсов. Как правило, занятия по рисунку организовываются, чтобы вовлечь человека в искусство, творческую атмосферу. В интерактивном формате, общаясь с другими участниками мастер-классов, человек расслабляется, переключается, отдыхает.
Очень важно четко сформулировать задачу, которую ставит перед собой человек. Если кто-то идет за арт-терапией — познакомиться с миром искусства, обрести положительный заряд энергии — это один момент. Если цель — стать профессионалом, то способы ее достижения будут другие. В этом случае нужно ответственно подойти к выбору преподавателя. Стоит обратить внимание на средние специальные или высшие учебные заведения. Например, на базе БГАИ действует подготовительное отделение, куда обращаются не только те, кто собирается поступать к нам, но и те, кто хочет попробовать свои силы, развить профессиональные качества, пообщаться с преподавателями (подобные обращения рассматриваются только при наличии места в группе, приоритет отдается абитуриентам). Нужно развивать художественный вкус: читать искусствоведческую литературу, ходить на выставки. И важно понимать, что состояние радости, которое царило на первых занятиях, будет сменяться напряжением. Серьезное отношение к делу всегда предполагает преодоление.
Самородки есть. Они тонко чувствуют цвет, тон, пространство и даже без образования создают достойные работы. Но это больше исключение из правил. И такие таланты тоже требуют огранки. К сожалению, у многих складывается стереотип, что профессиональное образование не обязательно. Но ведь неспроста люди посвящают много лет постижению азов мастерства изобразительного искусства. В Белорусской государственной академии искусств обучение длится 6 лет (первая ступень высшего образования). Несмотря на способности и таланты, студенты более свободно чувствуют себя в работе с холстом и другими материалами в основном на 4–5 курсе. Для созревания личности художника нужно время, большой труд: работа с натурой в аудитории, пленэры во время летней практики, самостоятельная подготовка, «насмотренность» произведений искусства, ориентирование в классическом и современном искусстве, мировой художественной культуре и многое другое.
kristinahilko@sb.by
Как художник художнику
Интернет-поисковик выдает на мой запрос десятки предложений. «Академический рисунок» — 4 занятия по 2 часа стоят 90 рублей, восемь занятий — 130 рублей. За 8 занятий курса «Акриловая живопись» придется заплатить 200 рублей, научиться рисовать портреты можно за 155 рублей. Покажут, как копировать Сислея, Ван Гога, Левитана, Куинджи и других мастеров, причем всего за 6 занятий. Из кошелька придется достать 255 рублей. Есть приятные бонусы и акции. Например, если прийти на курсы рисования с другом, можно получить скидку 50 %, на пробное занятие предлагают снизить стоимость на 20 %.Звоню по разным номерам. Практически нигде нет строгих требований — за несколько занятий обещают научить рисовать портреты и пейзажи даже тех, кто последний раз держал в руках карандаш еще в школе. Выбираю изостудию рядом с домом. Одно занятие длится 2 часа. Стоимость — 20 рублей.
Восемь вечера. В просторной мастерской две девочки заканчивают рисовать натюрморт. Красиво! Так и не скажешь, что глиняный кувшин с цветами нарисовала детская рука.
— Мы занимаемся и с детьми, и со взрослыми, — говорит педагог-художник Анастасия Рудак.
На столе — мольберт, карандаши, краски и белый лист бумаги. Необходимые для творчества материалы входят в стоимость обучения. Анастасия предупреждает: чтобы хорошо рисовать, нужно отточить технику проведения прямых различной длины, понять, что такое тон, как формируется светотеневая перспектива, изучить перспективу плоских геометрических фигур, разобраться с композицией. Это основа. И без нее, как без таблицы умножения, не решить даже самую простую задачу. Конечно, научить этому за один день нереально. Но на мастер-классе такие тонкости можно опустить. Начинаем с рисунка по шаблону. Задача — срисовывать с готового эскиза черно-белый пышный цветок. Первым делом учусь правильно держать руку и кисть.
— Новички копируют красивые иллюстрации, над которыми поработал опытный художник. Не нужно вдаваться в подробности, как это сделано. Главное, повторить движение линий, компоновку общих фигур, передать цвет, — объясняет мастер.
Рисую круг — это основа будущего цветка. Добавляю лепестки, протягиваю линии — стебли, веточки с листиками. Постепенно перехожу к прорисовке мелких лепестков. «Скелет» розы готов. Удаляю лишние линии, лепестки заштриховываю мягким карандашом, чтобы на плоскости цветок выглядел объемно. Игра света и тени создает иллюзию трехмерности. С заданием справляюсь за 2 часа.
И хотя рисунок был далек от идеала, его нельзя было сравнить с теми «шедеврами», которые я рисовала до этого.
На втором занятии усложняем задачу. Рисуем акварельный пейзаж. Перед нами картина, на которой изображен цветущий луг. Провожу карандашом еле заметную линию горизонта. В центре намечаю контуры домов.
— Для того чтобы изображаемые объекты казались максимально объемными и реалистичными, нужно соблюдать определенные правила и верно выстраивать перспективу. Предметы, которые находятся ближе к нам, кажутся больше, чем те, которые далеко от нас. Хотя на самом деле они могут быть одинаковыми, — делится секретом мастер. — И не нужно бояться вносить в рисунок что-то свое, менять оттенки, убирать или добавлять детали.
Смешиваю на палитре синюю и белую краску и закрашиваю небо. Цветы и трава не просто желтые, красные, зеленые, а имеют разноцветные блики. В определенных местах широкими мазками наношу больше краски, это добавляет пейзажу красивых контрастов. Разрисовываю дома, слегка затемнив крышу и стены. Финальный аккорд — нанесение мастихином (специальной лопаткой) на рисунок тонкого слоя белой акриловой краски. Пейзаж получился в загадочной дымке тумана.
Художником за два занятия я, конечно, не стала. Но поняла, что научиться рисовать может каждый. Это не только талант, но упорство, терпение, усидчивость.
Пейзаж навынос
«Навыки рисования не важны. Через 2 часа вы унесете домой готовую картину» — обещает красочное объявление. Изучаю подробности заманчивого предложения. Стоимость занятия — 40 рублей. Гостям предоставляют акриловые краски, кисти, палитру, мольберт, профессиональный холст. На арт-вечеринке собирается не более 30 человек. Рисование превращается в увлекательное шоу. Работают два художника: один поэтапно вовлекает в процесс и показывает картину, которую все создают. Второй ходит по залу, помогает сделать необходимые штрихи и решить технические трудности.Все картины и сюжеты разрабатываются специально для каждой арт-вечеринки с расчетом, чтобы каждый мог написать свою работу сам. Направлений много: от пейзажа до натюрморта. Как правило, занятия проходят в кафе, где между делом можно пообщаться за бокалом вина или чашкой кофе. На выходе получается готовая картина уже на холсте и подрамнике — по приходе домой ее сразу можно разместить на стене.
Красками по стрессу
Сегодня раскраски-антистресс на пике популярности. В каждом книжном магазине — десятки альбомов с утонченными узорами, замысловатыми сюжетами, сказочными пейзажами. Основная черта всех рисунков — множество мелких элементов, которые, словно пазл, собираются в одну картинку.— Польза рисования в том, что оно успокаивает, развивает мелкую моторику, внимание, память и фантазию, — отмечает психолог Зоя Наварро. — Сказать, что антистресс-раскраски суперполезны, вряд ли кто-то возьмется. Исследований на эту тему мало. Здесь важно понимать, что стресс — серьезная проблема, которую с помощью рисунков не решить. Сегодня ритм жизни очень динамичный. Это ведет к переутомлению и перепаду эмоций. Часто стрессом называют обычное волнение, напряжение, переживание, и с ними раскрашивание картинок действительно помогает справиться. Но такой же эффект дает и любое другое хобби — разгадывание головоломок, кроссвордов. Раскраска-антистресс — скорее рекламная уловка производителей, но в любом случае рисование для многих один из способов отвлечься и расслабиться. Сосредотачиваясь на раскрашивании рисунка, взрослые не только отстраняются от повседневной суеты и проблем, но и возвращаются в беззаботное детство, и это тоже несет положительные эмоции.
КОМПЕТЕНТНО
Показываю свои работы Анне Кононовой — декану художественного факультета Белорусской государственной академии искусств (БГАИ).
— Работы позитивны. Они передают радостное настроение. Это и отражает ключевую задачу подобных курсов. Как правило, занятия по рисунку организовываются, чтобы вовлечь человека в искусство, творческую атмосферу. В интерактивном формате, общаясь с другими участниками мастер-классов, человек расслабляется, переключается, отдыхает.
Очень важно четко сформулировать задачу, которую ставит перед собой человек. Если кто-то идет за арт-терапией — познакомиться с миром искусства, обрести положительный заряд энергии — это один момент. Если цель — стать профессионалом, то способы ее достижения будут другие. В этом случае нужно ответственно подойти к выбору преподавателя. Стоит обратить внимание на средние специальные или высшие учебные заведения. Например, на базе БГАИ действует подготовительное отделение, куда обращаются не только те, кто собирается поступать к нам, но и те, кто хочет попробовать свои силы, развить профессиональные качества, пообщаться с преподавателями (подобные обращения рассматриваются только при наличии места в группе, приоритет отдается абитуриентам). Нужно развивать художественный вкус: читать искусствоведческую литературу, ходить на выставки. И важно понимать, что состояние радости, которое царило на первых занятиях, будет сменяться напряжением. Серьезное отношение к делу всегда предполагает преодоление.
Самородки есть. Они тонко чувствуют цвет, тон, пространство и даже без образования создают достойные работы. Но это больше исключение из правил. И такие таланты тоже требуют огранки. К сожалению, у многих складывается стереотип, что профессиональное образование не обязательно. Но ведь неспроста люди посвящают много лет постижению азов мастерства изобразительного искусства. В Белорусской государственной академии искусств обучение длится 6 лет (первая ступень высшего образования). Несмотря на способности и таланты, студенты более свободно чувствуют себя в работе с холстом и другими материалами в основном на 4–5 курсе. Для созревания личности художника нужно время, большой труд: работа с натурой в аудитории, пленэры во время летней практики, самостоятельная подготовка, «насмотренность» произведений искусства, ориентирование в классическом и современном искусстве, мировой художественной культуре и многое другое.
kristinahilko@sb.by