Эксперты — о развитии отечественного шоу-бизнеса: в Беларуси есть все условия, и это неоспоримый факт
20.07.2024 13:01:00
Как развивается белорусский шоу-бизнес? Достаточно ли одного таланта для обретения популярности и коммерческого успеха? Чем занимаются продюсеры и сколько стоит стать звездой? Эти вопросы обсудили эксперты ток-шоу «Экономическая среда» на телеканале «Беларусь-1». В числе гостей студии — генеральный директор Национального центра интеллектуальной собственности Владимир Рябоволов, начальник Главного управления Министерства культуры Беларуси Екатерина Усова, директор «Первой продюсерской компании» Сергей Минский и заслуженный артист Республики Беларусь Александр Солодуха.
СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Вопросы защиты своего национального наследия — это задачи, на решение которых должна быть нацелена вся сфера культуры. Мы всегда достаточно бережно относились к своей культуре, к народному творчеству. Но время ставит новые задачи. Мало беречь и возрождать. Актуальным стал вопрос о поэтапном культурном «импортозамещении». Действительно, пора уходить от культурных веяний и празднований, которые противоречат нашим христианским традициям и морали. Надо активней продвигать свои традиции, свои символы, своих артистов, художников и так далее.
Из Послания белорусскому народу и Национальному собранию, 31 марта 2023 года
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Вопросы защиты своего национального наследия — это задачи, на решение которых должна быть нацелена вся сфера культуры. Мы всегда достаточно бережно относились к своей культуре, к народному творчеству. Но время ставит новые задачи. Мало беречь и возрождать. Актуальным стал вопрос о поэтапном культурном «импортозамещении». Действительно, пора уходить от культурных веяний и празднований, которые противоречат нашим христианским традициям и морали. Надо активней продвигать свои традиции, свои символы, своих артистов, художников и так далее.
Из Послания белорусскому народу и Национальному собранию, 31 марта 2023 года
Конкурсы, фестивали и отборочные туры…
Часто можно услышать, что нужно продвигать своих артистов. А созданы ли для этого необходимые условия в Беларуси? Например, есть талантливый исполнитель, есть вокалист, который работает, допустим, в Доме культуры где-то в провинции, но он прекрасно поет. Что ему делать, к кому обращаться, чтобы быть услышанным всей страной, чтобы у него была возможность наградить зрителей своим выступлением? Как ему поступать в таком случае?
Екатерина Усова, начальник Главного управления государственных специальных культурных мероприятий Министерства культуры Беларуси, пояснила по этому поводу следующее:
— В Беларуси есть все условия, и это неоспоримый факт. Например, учрежден Фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи и одаренных учащихся и студентов. Существует огромное количество фестивалей, праздников, конкурсных мероприятий. В регионах проводятся отборочные туры, поэтому если ты действительно талантлив, обладаешь всеми заявленными качествами, тебя любит зритель (и даже если ты пока об этом не знаешь, что он тебя любит), но у тебя не было шанса раньше показать себя на большой сцене, то сейчас все условия для этого созданы.
Говоря об артистах, которые выступают на государственных мероприятиях, Екатерина Усова подчеркнула:
— При отборе творческих номеров, определении режиссерской концепции, которая будет использована при проведении того или иного мероприятия, не существует списка артистов, которые будут участвовать. Первостепенная задача, которая ставится перед режиссером, — раскрытие темы мероприятия. Затем к концепции добавляются артисты, которые обладают достаточным репертуаром, профессиональными навыками, чтобы отразить выбранную тематику на большой сцене. Не буду спорить: зачастую это артисты, которые уже имеют опыт.
Отвечая на вопрос, чувствуют ли в Министерстве культуры запрос на новые лица и что делается, чтобы наполнить нашу эстраду новыми звездами, специалист отметила:
— Запрос чувствуется, мы в этом направлении работаем: отборочные туры, конкурсы, мероприятия, иные собеседования, прослушивания, все это есть. Мы подводили промежуточные итоги в первом полугодии 2024 года и можем сказать, что дети, имеющие звание лауреата Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, приняли участие в 300 мероприятиях различного уровня, в государственных специальных культурных мероприятиях в том числе.
В свою очередь, заслуженный артист Беларуси Александр Солодуха дал советы начинающим талантливым исполнителям:
— Все зависит от самого человека. Знаете, я на своем примере скажу: надо идти своей дорогой всегда, ставить перед собой цели и выполнять их. Хочешь стать звездой — стань ей! Хорошо, что находятся люди, вот как Сережа Минский, продюсеры, которые видят молодых ребят, девчонок и берут их под свое крыло, но все равно все с самого начала зависит от самого человека. Надо пробиваться, участвовать в конкурсах, фестивалях, проявлять инициативу, активность.
Заслуженный артист Беларуси убежден, что ничего не получится, если не будет хотеть сам человек:
— Говорю это во всех интервью, что здесь, в нашей стране, созданы все условия для того, чтобы хорошо работать и шикарно зарабатывать. Для этого нужно пахать до 24 часов в сутки, верить в себя, свою звезду, свою профессию на 100 процентов — и все будет.
Право есть право
В эфире также обсудили еще одну актуальную тему: защита авторских прав артистов.
Генеральный директор Национального центра интеллектуальной собственности Владимир Рябоволов напомнил, что все музыкальные произведения охраняются авторским правом:
— Но нужно понимать, что в конкретной песне это несколько объектов охраны. Это само произведение (музыка и текст), исполнение (вокал, игра на инструментах и т.д.), звукозапись. Продюсерский центр не может быть ни автором, ни исполнителем. Это организация, которая создает необходимые условия для развития автора. Где-то продвигает, где-то помогает коммерциализировать, — отметил спикер.
Гость программы акцентировал: не должно быть такого, что один артист работает над произведением днями и ночами, а другой попросту ворует чужие идеи. Должна быть четко выстроена система охраны прав творцов, добавил Владимир Рябоволов.
— Воровство, плагиат не будут способствовать развитию нашей культуры, исполнительского искусства. Мы в этом плане создаем необходимые правовые условия, чтобы человек, который чего-то достиг, не лишился этого, — рассказал он.
«Команда: я и два моих сына»
Александр Солодуха — талантливый исполнитель, народный любимец и заслуженный артист. Но есть особенность, которую люди могут не знать. Он сам себе продюсер, который работает над своим репертуаром, продвижением, организует все самостоятельно. В общем, сделал себя сам. Как это получилось? Действительно ли артист все делает сам либо, может быть, у него есть команда? Не собирается ли певец открыть свой продюсерский лейбл имени Александра Солодухи?На эти вопросы ответил сам заслуженный артист Республики Беларусь:
— Насчет лейбла, может быть, да. У меня команда: я и два моих сына — Александр и Антон. Они со мной 17 лет. Организацией концертов я тоже занимаюсь полностью сам — от момента звонка директору Дворца культуры до выхода на сцену. У меня также есть файл, где прописан каждый город, директора всех предприятий — города и района. Я по этой схеме начал работать с 2010 года, когда решил собрать все стадионы и все ледовые дворцы. Мне как-то захотелось так.
Он убежден и на собственном примере доказывает — недосягаемых высот для реализации нет:
— Все может человек в нашей стране в любой профессии, и в шоу-бизнесе в том числе.
Не всегда важна монетизация
Сколько может зарабатывать белорусский артист за счет концертов, отчислений за использование произведений, выступлений на госмероприятиях? Насколько выгодно быть звездой? Отвечая на эти вопросы, Сергей Минский пояснил: деньги, которые зарабатывают артисты, распределяются не только среди артистов, но также и среди сотрудников, которые занимаются разными аспектами деятельности артиста:
— Когда на концертах мы озвучиваем суммы, это не означает, что эти деньги получат именно артисты, — пояснил он. — Это деньги, которые придут в компанию.
Продюсер добавил:
— Я не вправе разглашать такую информацию, но могу сказать одно: зарплата артистов нашей компании выше средней зарплаты по стране. А лучше всего артисты зарабатывают во время «сезона» — когда проводятся фестивали, дни городов, тогда зарплаты у них значительно выше.
Но можно ли себе позволить договорную цену? Или на госмероприятиях также государственные расценки? Учитывается ли при определении ставки, начинающий это исполнитель либо заслуженный артист?
— Естественно, есть градация между начинающими и заслуженными артистами, — пояснила Екатерина Усова. — По всем мероприятиям проводится смета — принимаются в учет репетиционный период, затраты, костюмы и прочие нюансы и факторы. Но я хотела бы отметить, что, принимая участие в государственном специальном мероприятии, артист получает гораздо больше, чем просто гонорар. Это аудитория, телевизионные эфиры, это некий новый уровень, с которого ему гораздо проще войти в тот же самый мир шоу-бизнеса. Поэтому говорить только о монетизации не очень правильно.
По словам специалиста, финансирование предусмотрено для любого мероприятия, и оно осуществляется в полном объеме. Видно, что реализуются проекты, которые из года в год становятся более масштабными.
— Финансирование есть, естественно, но здесь, опять же, все зависит от трудолюбия артиста, от количества выступлений, от того, насколько он во взаимодействии с режиссерско-постановочными группами, в том числе республиканскими. Это такой замкнутый цикл, который происходит не только в Республике Беларусь, а в любой другой стране, — подытожила она.