Та самая «Ява». Зачем житель Речицы реставрирует советские мотоциклы?
24.10.2024 15:03:00
Марина СЕВЕРЬЯНОВА
В рабочее время Николай Гриценко носит деловые костюмы и трудится в офисе. Он ведущий специалист по идеологической работе и охране окружающей среды «Нефтеснабкомплекта» – одного из подразделений «Белоруснефти». А по вечерам и в выходные его можно застать в гараже за реставрацией советской техники. И делает он это не ради денег, а для души. История по-настоящему мужского хобби началась в босоногом деревенском детстве лет 30 назад.
Гордость любого мальчишки
Гараж находится практически в центре города. Николай из термоса разливает дымящийся кофе, шуршит пачками с печеньем и вафлями. Он из тех людей, которые любят встречать гостей, и мы это чувствуем. В центре обители автомобилиста, будто на пьедестале, – «Ява» 1987 года выпуска, которая на год старше хозяина.– Это первый экземпляр, который я восстановил до магазинного состояния, – любуется сияющим красными бортами и хромом мотоциклом хозяин.
Кстати, такие образцы в зависимости от состояния стоят от двух до 11 тысяч рублей. Первая чешская «Ява» сошла с конвейера в 1929-м. С 1963 по 1983 год основным импортером мотоциклов был СССР – сюда за тот период их поставили полтора миллиона. И вообще история этого мотоцикла очень увлекательна. Оказывается, марка соединяет буквы фамилии владельца фабрики и названия фирмы, где он купил оборудование и лицензию на производство. А за мягкость хода одна из моделей «Явы» получила золотую медаль в Париже и прозвище Перак, что значит «пружинящий».
Николай вспоминает, что в его детстве иметь свой мотоцикл мечтали практически все мальчишки:
– Я тоже. С седьмого по 11-й класс поочередно становился счастливым обладателем буквально всех советских марок, на которые копил сам. У меня были ИЖ, «Восход», «Днепр», «Минск». А вот «Явы» не было. В восьмом классе я захотел мотоцикл потяжелее, чем тот, что у меня был. Попросил дедушку поспрашивать у деревенских жителей про ненужное «железо» во дворах. В соседнем селе у кого-то из местных нашлась «Ява», но, когда мы поехали к хозяину с просьбой продать ее, тот наотрез отказался. Представьте: до 11-го класса каждые каникулы, которые я проводил в деревне, мы с дедушкой запрягали лошадь и ехали выторговывать этот мотоцикл. И ничего у нас не вышло тогда.
В этом гараже Николай проводит практически все выходные и свободные вечера
Гештальт закрыт
– То есть ваш нынешний мотоцикл – это закрытие гештальта по не состоявшейся в детстве сделке? – спрашиваю.– Причем на 100 процентов, потому что это та самая «Ява», – улыбается реставратор. – После школы началась студенческая жизнь, и я постепенно забыл про мечту детства, а в 2019-м, спустя 15 лет, вспомнил. Поехал в ту деревню к хозяину мотоцикла с надеждой, что и хозяин жив-здоров, и «Ява» на месте.
Как бы ни тянул этот сюжет на сказочный, но все случилось по наилучшему сценарию: в деревенском дворе упрямого Николая встретили дедушка и та самая старушка «Ява»:
– Дедушка меня вспомнил, хотя и удивился, конечно, что я через столько лет вернулся к нему на торги. На этот раз мне повезло: хозяин дал добро на эту историческую для меня сделку.
Если в школьные годы мотоцикл был нужен, чтобы прокатиться по деревне или до леса за грибами-ягодами, теперь появилась другая цель – реставрация. Увлеченных восстановлением раритетной техники в нашей стране много. Чего не подскажут более опытные, можно найти в интернете, рассказывает Николай:
– Мотоцикл по запчастям был разложен по всему полу гаража, снял даже спицы с колес: их отдавал на гальваническую оцинковку на Речицкий метизный завод. Самым сложным оказалось отреставрировать внешний вид мотора, пришлось везти его в Минск к предпринимателю, который обработал двигатель аквабластом – это новая технология очистки деталей.
«Яву» Николая знают, наверное, все в Речице. Когда он ездит на ней по городу, обязательно попадает в объективы фотокамер горожан, а многие и сами просят сфотографироваться с советской мечтой.
История красного трактора
– С мотоциклом понятно, а трактор вам зачем? – уточняю я и вспоминаю, что в музее видела советский плакат приблизительно такого содержания: «Тот, кто хорошо работает, будет ездить на красном тракторе и ходить в красных сапогах».– Это все ковид! – проводит рукой по алому борту машины хозяин. – От бабушки и дедушки остался дом в деревне, мы его не продавали. Когда началась пандемия, подумали, что нужно переезжать туда и работать на земле. А как пахать без сельхозтехники? Нашел объявление о продаже «Владимирца», поехал забирать – смотрю: около хлева стоит кусок железа. Я его полностью перебрал, восстановил, но пока единственное, для чего он нужен, – катать в кабине своих и соседских детей. В общем, пандемия прошла, а трактор остался.
К слову, строительство тракторного завода на окраине российского Владимира началось в годы Великой Отечественной войны, в марте 1944-го с Кировского завода освобожденного Ленинграда прибыли детали трактора «Универсал», к июлю под открытым небом были собраны первые пять машин.
Трактор пришлось тянуть самостоятельно на лафете
– Нареставрировались уже? Чем дальше займетесь? – любопытствую я.
– Нет! Только вошел во вкус! – парирует Николай. – При восстановлении трактора и «Явы» некоторые работы я отдавал на субподряд, потому что они очень специфические. Теперь хочу докупить оборудование, инструменты и все делать без помощи других специалистов.
– И за что возьметесь? – спрашиваю.
– Придумал для себя еще один квест: когда-то у моего дедушки был ИЖ 1968 года, потом его кому-то отдали, затем он еще не раз менял хозяина. Начал искать этот мотоцикл и обнаружил его в Мозыре. Я готов отдать человеку технику гораздо новее, только бы вернуть в семью ИЖ и заняться его реставрацией.
В деревне Защебье Речицкого района живут родители Николая и двух его родных братьев. Они хранят старые мотоциклы сыновей. Как минимум раз в год техника выезжает в свет. Например, недавно братья с семьями устроили вечеринку в стиле 1990-х – и куда же с таким ностальгическим досугом без ИЖа, «Минска» и «Явы»?
Фото предоставлены компанией «Белоруснефть»