Чем глубже в историю уходят события, связанные с именем Рыбальченко, тем чаще и торжественнее его вспоминают в Гомеле
16.12.2017 08:23:02
Чем глубже в историю уходят события, связанные с именем Рыбальченко, тем чаще и торжественнее его вспоминают в Гомеле. Городам и людям нужны свои герои, а Александр Рыбальченко стоит сразу нескольких. Его «Лявонiху» и сейчас отплясывают на всех сценах часто в том самом варианте, который сделал каноническим именно он. Написанные им пейзажи в рамах украшают не только стены гомельского ДК железнодорожников, где ему установлена мемориальная доска, а памятная табличка у дверей одного из хореографических классов информирует, что почетный гражданин и железнодорожник работал здесь с 1936 по 1987 год. По весне проводится областной фестиваль хореографии имени народного артиста Александра Рыбальченко. Осенью — городской праздник танца, посвященный его памяти. Фотоальбом в музее истории Гомельской железной дороги хранит сотни черно-белых кадров выступлений его знаменитого ансамбля на самых больших советских сценах и стадионах, и здесь вам непременно сообщат, что все костюмы и декорации к своим хореографическим спектаклям рисовал он лично. Возможно, даже продекламируют несколько стихотворных строк, зарифмованных в его честь или им самим. «Не человек, а глыба!» — порой о Рыбальченко прямо так и говорят. Хотя на виду далеко не все из его достижений.
Пацаны
Участники коллектива могли бы рассказать о нем немало красноречивых историй, подтверждает Валерий Сариев, переплясавший три поколения танцоров ансамбля Рыбальченко:
— Конец 1940–х, майор милиции останавливает Александра Алексеевича на вокзале и приглашает в отделение — посмотрите, мол, не ваших ли пацанов задержали. Снова кого–то ограбили — безотцовщины тогда было много. Зашел, познакомился — мальчишки оказались чужие. И прямо в отделении предложил: «Давайте, будут мои». На одной из наших встреч, когда мы уже без него вспоминали о нашем славном прошлом, один из бывших участников коллектива прямо так и сказал: «Если бы не Рыбала, я стал бы бандитом». Скольких он спас от тюрьмы!
Имен Валерий Аронович не называет: «Все при должностях, хороших работах, живут красиво, внуков воспитывают — вряд ли людям хочется помнить такое. Да и много их — не один десяток с криминальной юностью наберется».
Гомельские танцоры часто выступали на сцене Большого театра в Москве
Среди тех бывших «пацанов» — профессор, замдиректора большого завода, пилот гражданской авиации, инженеры, учителя — на своих танцах Александр Алексеевич воспитал не только профессионалов хореографии. Хотя и таких немало. «Наши даже в Америке работают, учат белорусским танцам», — не без гордости добавляют его ученики.
Билеты
Александр Рыбальченко умел говорить на одном языке с самыми разными людьми — в хореографический класс он пришел не из балетного училища, а прямиком из паровозного депо. «Отец мой был простой жестянщик, мамаша — домохозяйка, из 10 детей нас осталось четверо», — рассказывал он о себе гомельскому телевидению. Работать начал еще мальчишкой — чернорабочим на паровозоремонтном заводе. Со временем стал помощником машиниста. Но еще раньше его стали узнавать на улицах — как артиста колхозно–совхозного театра Евстигнея Мировича.
Прозвище
Когда именно на него положил глаз прославленный хореограф Игорь Моисеев, можно только предполагать. Но то, что он приглашал Рыбальченко в свой ансамбль народного танца, — факт достоверный. В 1957 году в дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов худрук самодеятельного ансамбля песни и пляски гомельского ДК железнодорожников репетировал «Лявонiху» с интернациональным коллективом на стадионе «Лужники». Позже Моисеев организовал съемку белорусских танцоров с нескольких кинокамер, и вскоре в его афише появились белорусские названия. Без упоминания фамилии Рыбальченко, разумеется. Тот не обижался — гордился. Ведь сам Моисеев! И снова отказывался от его предложения поменять Гомель на Москву.
Участники коллектива Игоря Моисеева за глаза называли руководителя Хозяином. Александр Рыбальченко для своих артистов был просто Рыбалой. О прозвище он знал, иногда даже шутил по этому поводу в стихах, но, по сути, претендовал на тот же статус. В Москве и даже в Минске (куда его зазывали не менее настойчиво) он едва ли смог бы настолько свободно, а порой и вызывающе осуществлять все свои планы. Единолично решать, что, как и где исполнять. Сделать так много. С годами его танцевальный кружок вырос до большого коллектива с собственным хором и оркестром. Который осваивал танцы братских народов и значительной части мира, выступал в Кремле, на съездах и по случаю визитов высоких зарубежных гостей, гастролировал в капстранах и снимался в художественном кино. Но даже со своей всесоюзной славой танцоры Рыбальченко продолжали выступать на железнодорожной платформе перед работниками депо, забиравшимися на крыши вагонов для лучшего обзора.
В 1959 году Александр Рыбальченко стал народным артистом БССР и остался единственным советским руководителем самодеятельного коллектива, кого удостоили такого высокого звания. В партию он так и не вступил. Сохранил свою принципиальность и до конца жизни остался хозяином самому себе. В неизменных клетчатых рубашках, которые ему шила жена, и без галстука.
Перрон
С началом войны он мог бы отправиться в эвакуацию, но предпочел уйти на фронт. Служил в артиллерии, был ранен в ногу (к счастью, кость пуля не задела). Орден Красной Звезды, медали, несколько картин и неожиданные воспоминания — вот и все наследство, оставленное им сыну Игорю. Даже войну, вспоминает Игорь Александрович, его отец воспринимал по–своему:
— Рассказывал: уходили из окружения под Харьковом. Хаос, паника, все бегут, а у него в голове крутится одна мелодия: «Степь да степь кругом, путь далек лежит»... А когда один из командиров услышал, как отец читает стихи, не удержался от замечания, мол, с таким оружием сражение мы точно выиграем.
Позже он выступал с концертными бригадами. До победы оставалось уже недолго. Возможно, еще тогда Александр Рыбальченко начал придумывать свой танец в честь воинов–освободителей, который поставил первым, вернувшись в разрушенный Гомель. Этим танцем прямо на перроне город встречал поезда из Германии в 1945–м. За три года до войны Рыбальченко создал детский ансамбль танца из гомельских мальчишек. Многие ушли на фронт, в партизаны. Вернулись не все. А те, кто выжил, первым делом принялись восстанавливать разбомбленный ДК. Между репетициями.
Память
О нем еще есть кому вспоминать: среди ветеранов коллектива немало долгожителей, которые и сейчас собираются вместе, каждый год отмечая день рождения Александра Рыбальченко. Вот уже 15 лет без него. И более 30 — со времени прекращения существования Гомельского народного ансамбля песни и танца. Сын Рыбальченко сегодня руководит народным вокальным ансамблем «Гомельчанка», заслуженный детский ансамбль «Дружба», танцоры которого, взрослея, переходили к Александру Рыбальченко, также существует. Но хореографического коллектива, достойного носить его имя, нет и, возможно, не будет. В фильме Гомельского ТВ, сохранившего видео с последним интервью Александра Алексеевича, он констатирует, что после смерти о нем, скорее всего, забудут. Картины Рыбальченко в здании, где он работал столько лет, не подписаны. И Википедия о нем не сообщит ни слова. Но его «Лявонiха» и другие танцы по–прежнему не сходят со сцены.
cultura@sb.by