Бюджет-2018: сколько заработаем и на что потратим

Сюжет про бюджет

В будущем году рост экономики продолжится

Грамотно составить бюджет даже для отдельной семьи непростая наука. Что уже говорить о масштабах государственных. Здесь надо учесть всё: и ситуацию на мировых товарных рынках, и стоимость нефти, и курс доллара. В общем, задачка со многими неизвестными. Недаром ее решение подчас затягивается до конца года. В этот раз депутаты приняли главный финансовый документ под занавес парламентской сессии.

В  Правительстве решили перестраховаться и сверстали республиканский бюджет — 2018 исходя из консервативного сценария развития экономики. За основу расчетов взяли нефть по цене 43 доллара за баррель (сейчас, к слову, около 65 долларов). Курс доллара — 2,038 белорусского рубля и 62,3 — российского. Инфляция прогнозируется не выше 7,4 процента, а ставка рефинансирования составит 11 процентов годовых. Но даже при столь осторожных прогнозах экономика подрастет как минимум на 1,2 процента, а доходы госказны превысят расходы на 734 миллиона рублей. Если же опираться на целевой сценарий, при котором и стоимость нефти выше, и доллар дешевле, а экономика России и ЕС растет более высокими темпами, чем сейчас, то профицит бюджета окажется еще более весомым. Впрочем, много денег, как известно, не бывает и всегда найдется на что их потратить, уверена глава профильной парламентской комиссии Людмила Добрынина:

— Мы видим, что в этом году экономика набирает обороты. При таком раскладе дополнительные доходы пойдут в первую очередь на повышение зарплаты бюджетникам. Это задача номер один. 

В наступающем году сохранится социальная направленность расходов бюджета. В приоритете — финансирование образования и здравоохранения, формирование семейного капитала.

Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич представила выкладки по динамике доходов граждан. В зависимости от сценария экономического роста средняя зарплата ожидается в пределах 920—940 рублей. Причем в реальном секторе этот показатель превысит 1000 рублей. Бюджетники могут рассчитывать в среднем на 700—760 рублей. За ростом зарплат непременно потянутся и другие доходы. Чего ждать пенсионерам? На этот вопрос Ирина Костевич также ответила:

— Пенсии в 2018 году, бесспорно, будут повышаться. Но мы должны понимать, что их рост зависит от роста экономики. По консервативному сценарию пенсии вырастут в среднем на 12 процентов. Если пойдем по целевому сценарию, темп роста будет еще выше. Но при любом варианте соотношение пенсий к среднемесячной зарплате должно составить не менее 40 процентов.

Оживится и строительная отрасль. 

В будущем году планируется построить четыре миллиона квадратных метров жилья, из них почти четверть с господдержкой. Источниками финансирования госпрограммы строительства жилья станут собственные средства граждан и организаций, а также кредитные ресурсы банков. Министр финансов Владимир Амарин конкретизировал:

— Все многодетные семьи, состоящие на учете нуждающихся более трех лет (и частично от двух до трех лет), будут обеспечиваться кредитами для строительства жилья.

Кроме соблюдения социальных гарантий, у государства есть еще один приоритет — выплаты по долговым обязательствам. Министр финансов не видит здесь повода для опасений:

— Обслуживание госдолга полностью осуществляется за счет общих доходов бюджета. На погашение валютного госдолга будут направлены недолговые источники, то есть вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты, а также валютные остатки средств республиканского бюджета, сформированные от размещения в текущем году еврооблигаций. Это хорошая подушка безопасности для нашей страны.

Кстати, в этом году государство уже практически рассчиталось по всем обязательствам. Кроме того, предстоит завершить программу с Евразийским фондом стабилизации и развития. Осталось получить еще два транша — это 400 миллионов долларов. Владимир Амарин заверил: индикатор экономической безопасности по госдолгу на конец 2018 года будет выполнен. Проектом бюджета предлагается утвердить лимит внутреннего государственного долга в размере 10 миллиардов рублей, а лимит внешнего госдолга — 19,6 миллиарда долларов.

Безусловно, наполнение бюджета зависит от того, как сработают наши экспортеры. Задача на будущий год поставлена четко: освоение новых и закрепление на старых рынках стран “дальней дуги”. Ставка делается на развитие всестороннего стратегического партнерства с Китаем. В частности, экспорт товаров и услуг в эту страну в будущем году должен превысить 800 миллионов долларов, в том числе за счет увеличения поставок продуктов питания, машин и оборудования. Скоро в Китае будет создано совместное предприятие по продвижению нашего продовольствия на китайский рынок. Уже в начале будущего года Беларусь планирует поставить в Поднебесную первые партии мяса птицы. Это и есть тот бизнес, который сблизит экономические интересы наших стран.

Чем еще для нас важен экспорт? Приток валюты в страну будет способствовать стабильности внутреннего валютного рынка. 

А устойчивость белорусского рубля, поддерживаемая сбалансированностью внешней торговли, обеспечит дальнейшее снижение темпов инфляции. Ожидается, что уже по итогам этого года она выйдет на исторически минимальный уровень.

Мнения экспертов

Вячеслав Ярошевич, кандидат экономических наук, доцент:

— С точки зрения международных организаций, наших кредиторов, республиканский бюджет — 2018 выглядит как вполне реалистичный и компромиссный документ, учитывающий те условия, в которых работает экономика страны. Надо понимать, что профицит бюджета нужен прежде всего для того, чтобы обеспечить платежи по нашим долговым обязательствам. Но с учетом прогнозов социально-экономического развития на будущий год бюджет слишком уж консервативен. Наша экономика сейчас интенсивно разогревается, как и экономика России, стран ЕС. Поэтому запланированные 1,2 процента роста — это крайне мало. Особенно на фоне позитивной динамики цен на энергоносители. Она стала возможной в том числе благодаря соглашению ОПЕК и России о сохранении квот по добыче нефти. Эти вопросы обсуждались и во время недавнего исторического визита короля Саудовской Аравии в Россию. Поэтому в ближайший год структурных колебаний на рынке нефти ожидать не стоит. Для Беларуси это очень важно, поскольку нефтепродукты — основа нашей экспортной валютной выручки. В то же время нам предстоит закрепить начавшийся в этом году восстановительный рост экономики. А для этого надо не просто наращивать экспорт, а диверсифицировать его с точки зрения географии и товарной номенклатуры.

Владимир Улахович, председатель Белорусской торгово-промышленной палаты:

— Сейчас около 40 процентов белорусских товаров экспортируется на евразийский рынок. Конечно, в этом есть определенная уязвимость. Тем не менее задача стоит не только сохранить здесь присутствие нашей продукции, но и нарастить его, в первую очередь объемы наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Что касается ЕС, то на его долю приходится менее 30 процентов продаж. Европейский рынок очень сложный. Чтобы туда попасть, нужно пройти процедуру сертификации, иногда с элементами протекционизма. Это обязывает предприятие вводить новую управленческую культуру и маркетинговую политику, совершенствовать продукцию, двигаться в сторону конкурентоспособности в соотношении цена — качество. Если мы получаем сертификат на рынок ЕС — я всегда говорю об этом директорам предприятий, — то нам гораздо проще идти на все другие рынки. Мы очень активно стараемся сейчас закрепиться в странах Африки. Организовали бизнес-визиты в Мозамбик, Буркина-Фасо, Нигерию, ЮАР, Алжир, Египет. В этом году провели выставку в Алжире. На следующий год запланировали три визита в Латинскую Америку, Африку, Юго-Восточную Азию, глубоко проработав торговые ниши с нашими предприятиями, чтобы получить максимальный эффект от этих визитов. Есть еще Республика Корея, Япония — высокотехнологичные страны, где тоже есть ниши для отдельных видов белорусской продукции.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter