Фильму «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» 45 лет
14.11.2024 09:51:00
Ирина ОВСЕПЬЯН
45 лет назад, в ноябре 1979 года, в Доме кино Ленинграда прошла премьера фильма, ставшего одним из самых любимых для многих поколений: режиссер Игорь Масленников представил зрителям знаменитую картину «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Полгода спустя малобюджетная двухсерийная картина была показана по Центральному телевидению и имела бешеный успех. «Ленфильм» буквально завалили мешками восторженных писем — так родился едва ли не самый популярный телесериал в истории советского кино.
Сценарий по рассказам Артура Конан Дойля предложили известные мастера своего дела Юрий Дунский и Валерий Фрид. Режиссер ознакомился с ним осенью 1978 года и тут же взялся за доработку сообразно своему видению: «Осенью того же 1978 года в Карелии, в Доме творчества советских композиторов в Сортавале я сел за режиссерский сценарий — производственный проект будущего фильма, по которому определялись количество съемочных дней и суммы расходов на производство. Мешало только обилие грибов в сентябрьских окрестных лесах…»
И все же работа была сделана быстро, а сценарий принят к производству: как оказалось, именно тонкого видения Масленникова и не хватало для полного успеха у худсовета. «С самого начала я знал, что Холмса должен играть Василий Ливанов, — признавался режиссер. — До этого он снимался в моем фильме «Ярославна — королева Франции». Играл там лохматого, разнузданного, драчливого, пьяного рыцаря, что, кстати говоря, соответствует его личному характеру. Но при этом благодаря своей семье он человек породистый, длиннолицый, как и Холмс, умеет себя держать. Если сбрить его усы, с которыми в обычной жизни он никогда не расстается, то получается вылитый Шерлок Холмс».
И все же у худсовета возникли сомнения, так что Масленников отснял пробы еще одного артиста — Александра Кайдановского. Другой проблемой были поиски идеального Ватсона: никто просто не знал, каким он должен быть, ведь у Конан Дойля рассказ ведется от имени Ватсона и рассказчик подробно описывает внешность Холмса, но никак не свою собственную. «В актерском отделе «Ленфильма» я обнаружил фотографию Виталия Соломина с наклеенными английскими армейскими усами, — вспоминал режиссер. — Просто вылитый Конан Дойль в молодости! Это порода эдинбургских северных англичан — рыжеватых, курносых, с таким шотландским акцентом. Кстати, Виталий был очень похож на известного английского комика Терри Томаса, сыгравшего в картине Крамера «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир». Но на Центральном телевидении, по заказу которого мы и снимали эту серию, не утверждали ни Ливанова, ни Соломина. Они сказали: «Какой это Холмс?! Мы знаем Ливанова: он шумный, непредсказуемый… А Ватсон?! У него же русская курносая физиономия!» Да мне и Рину Зеленую не хотели утверждать. Говорили, что она уже в таком возрасте, что не выдержит нагрузок: «Как мы будем возить ее из Москвы в Ленинград?» Ничего подобного! Она сама шутила на этот счет. Ее ведь звали на самом деле не Рина, а Екатерина Васильевна. Так же, как и мою маму. Как‑то обратился к ней: «Можно, я вас буду называть Екатерина Васильевна?» «Да вы что, — последовал ответ, — уж лучше зовите меня Руина Васильевна».
И все‑таки режиссер настоял на своем: Ливанов со сбритыми усами стал Холмсом, а Соломин — интеллигентный, с мягкой и очень изящной, почти танцевальной пластикой — Ватсоном. Артисты не просто сработались — они подружились на всю жизнь, оттого их пара на экране так убедительна. Игорь Масленников был убежден: именно тому, что два главных актера сработались, фильм и обязан своим успехом, ведь зритель чувствует подлинную искренность! «Они получали удовольствие от работы друг с другом, а раз так, то и зрители получали удовольствие от их игры… От Соломина пошла фраза: «Ну знаете, Холмс!» Жесты и реплики рождались и прямо на съемочной площадке, и в вагоне поезда Москва — Ленинград. Там же проходили и репетиции многих сцен», — вспоминал Масленников.
Сериал о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона — последняя работа в кино Рины Зеленой: она начала сниматься в 77 лет, а закончила в 84 года. В своей книге «Разрозненные страницы» актриса писала: «Я — квартирная хозяйка и экономка Шерлока Холмса. Меня затягивают в корсет в восемь часов утра, так что дышать уже почти нельзя. Но это ерунда, все можно, и будешь дышать всю смену как миленькая…» Режиссер восторгался ее игрой: «В фильме у миссис Хадсон всего несколько фраз, но актриса каждую реплику делала ударной. Это было замечательно сделано. Когда вышел первый фильм, я сказал Рине Васильевне: «У нас хорошо получается. Вы нравитесь зрителю. Давайте увеличим вашу роль, допишем, прибавим…» Она ответила: «Нет, нет, нет! Я никогда в жизни не играла мебель, и мне это нравится». Она была поразительно остроумным человеком».
Не меньшей находкой стал Бронислав Брондуков, сыгравший карикатурно‑нелепого инспектора Лестрейда: на съемочной площадке он был душой компании, в промежутках сыпал анекдотами и пользовался всеобщей искренней любовью. Рина Зеленая его обожала и каждый раз спрашивала, будет ли сегодня Брондуков участвовать в съемках.
«Английскую» атмосферу в фильме, снятом частично в Прибалтике, но в основном в Ленинграде, обеспечивали знаменитые художники «Ленфильма» — семья Каплан, Белла и Исаак и их сын Марк. Именно они точно воссоздали в съемочном павильоне викторианскую атмосферу дома на Бейкер‑стрит, разыскивали подходящие по стилю предметы мебели и сервировки, скупали по объявлениям подходящий гардероб — так, что впоследствии англичане, смотревшие картину, были поражены точностью деталей. А трубку, которую курит Холмс, делал легендарный мастер‑трубочник Федоров по прозвищу Дед — он вырезал трубки для Сталина, Жоржа Сименона и других знаменитых личностей.
«И конечно, атмосферу на площадке всегда создает прежде всего оператор, — напоминал Василий Ливанов. — И в этом смысле та тональность, которую задал оператор Юрий Векслер, сохранилась до конца сериала. Юра заболел в середине работы, и какое‑то время работали два других оператора, но и они снимали уже в Юриной традиции и задаче, так что атмосфера фильма сохранялась». Именно Векслер, к слову, придумал тот самый знаменитый профиль Шерлока Холмса с трубкой: он отлично рисовал, так что этим сегодня знакомым каждому символом мы обязаны именно ему.
ovsepyan@sb.by
Сценарий по рассказам Артура Конан Дойля предложили известные мастера своего дела Юрий Дунский и Валерий Фрид. Режиссер ознакомился с ним осенью 1978 года и тут же взялся за доработку сообразно своему видению: «Осенью того же 1978 года в Карелии, в Доме творчества советских композиторов в Сортавале я сел за режиссерский сценарий — производственный проект будущего фильма, по которому определялись количество съемочных дней и суммы расходов на производство. Мешало только обилие грибов в сентябрьских окрестных лесах…»
И все же работа была сделана быстро, а сценарий принят к производству: как оказалось, именно тонкого видения Масленникова и не хватало для полного успеха у худсовета. «С самого начала я знал, что Холмса должен играть Василий Ливанов, — признавался режиссер. — До этого он снимался в моем фильме «Ярославна — королева Франции». Играл там лохматого, разнузданного, драчливого, пьяного рыцаря, что, кстати говоря, соответствует его личному характеру. Но при этом благодаря своей семье он человек породистый, длиннолицый, как и Холмс, умеет себя держать. Если сбрить его усы, с которыми в обычной жизни он никогда не расстается, то получается вылитый Шерлок Холмс».
И все же у худсовета возникли сомнения, так что Масленников отснял пробы еще одного артиста — Александра Кайдановского. Другой проблемой были поиски идеального Ватсона: никто просто не знал, каким он должен быть, ведь у Конан Дойля рассказ ведется от имени Ватсона и рассказчик подробно описывает внешность Холмса, но никак не свою собственную. «В актерском отделе «Ленфильма» я обнаружил фотографию Виталия Соломина с наклеенными английскими армейскими усами, — вспоминал режиссер. — Просто вылитый Конан Дойль в молодости! Это порода эдинбургских северных англичан — рыжеватых, курносых, с таким шотландским акцентом. Кстати, Виталий был очень похож на известного английского комика Терри Томаса, сыгравшего в картине Крамера «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир». Но на Центральном телевидении, по заказу которого мы и снимали эту серию, не утверждали ни Ливанова, ни Соломина. Они сказали: «Какой это Холмс?! Мы знаем Ливанова: он шумный, непредсказуемый… А Ватсон?! У него же русская курносая физиономия!» Да мне и Рину Зеленую не хотели утверждать. Говорили, что она уже в таком возрасте, что не выдержит нагрузок: «Как мы будем возить ее из Москвы в Ленинград?» Ничего подобного! Она сама шутила на этот счет. Ее ведь звали на самом деле не Рина, а Екатерина Васильевна. Так же, как и мою маму. Как‑то обратился к ней: «Можно, я вас буду называть Екатерина Васильевна?» «Да вы что, — последовал ответ, — уж лучше зовите меня Руина Васильевна».
И все‑таки режиссер настоял на своем: Ливанов со сбритыми усами стал Холмсом, а Соломин — интеллигентный, с мягкой и очень изящной, почти танцевальной пластикой — Ватсоном. Артисты не просто сработались — они подружились на всю жизнь, оттого их пара на экране так убедительна. Игорь Масленников был убежден: именно тому, что два главных актера сработались, фильм и обязан своим успехом, ведь зритель чувствует подлинную искренность! «Они получали удовольствие от работы друг с другом, а раз так, то и зрители получали удовольствие от их игры… От Соломина пошла фраза: «Ну знаете, Холмс!» Жесты и реплики рождались и прямо на съемочной площадке, и в вагоне поезда Москва — Ленинград. Там же проходили и репетиции многих сцен», — вспоминал Масленников.
Василий Ливанов, получив роль Холмса, был в полнейшем восторге — Конан Дойлем он зачитывался в детстве и, конечно, воображал себя великим сыщиком: «Хотя я никогда не думал, что когда‑нибудь буду играть роль этого роскошного мужика… Мне, мальчишке сороковых годов, выпала неслыханная удача: всерьез превратиться в Шерлока Холмса. Разве это не чудо?»Правда, несмотря на всю свою радость, однажды Ливанов всерьез загулял — настолько, что встал вопрос о замене главного актера. На пробы пригласили Бориса Клюева. Сам Клюев много лет спустя рассказывал: «Виталий Соломин, мой приятель и коллега по театру, говорит режиссеру Игорю Масленникову: «У нас есть Клюев, кепочку на него надеть, грима никакого не понадобится. Нос с горбинкой, лицо узкое, ямочка…» Васю решили снять с роли и пригласили на пробы на роль Шерлока Холмса меня. Покойный Юра Векслер — блестящий оператор «Ленфильма» — постарался, так здорово меня снял, что пробы оказались блестящими. Тут же по Питеру пронесся слух, что приехал Клюев и сделал блестящие пробы на Холмса… И вот вам сила искусства — Василий Борисович бросил пить без всякого врачебного вмешательства, пришел на площадку: «Нет, нет, не надо Клюева, я готов…» Но не пропадать же столь великолепным пробам — и в продолжении сериала Борис Клюев сыграл дипломата и мастера дедукции Майкрофта Холмса, старшего брата знаменитого сыщика.
Сериал о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона — последняя работа в кино Рины Зеленой: она начала сниматься в 77 лет, а закончила в 84 года. В своей книге «Разрозненные страницы» актриса писала: «Я — квартирная хозяйка и экономка Шерлока Холмса. Меня затягивают в корсет в восемь часов утра, так что дышать уже почти нельзя. Но это ерунда, все можно, и будешь дышать всю смену как миленькая…» Режиссер восторгался ее игрой: «В фильме у миссис Хадсон всего несколько фраз, но актриса каждую реплику делала ударной. Это было замечательно сделано. Когда вышел первый фильм, я сказал Рине Васильевне: «У нас хорошо получается. Вы нравитесь зрителю. Давайте увеличим вашу роль, допишем, прибавим…» Она ответила: «Нет, нет, нет! Я никогда в жизни не играла мебель, и мне это нравится». Она была поразительно остроумным человеком».
Не меньшей находкой стал Бронислав Брондуков, сыгравший карикатурно‑нелепого инспектора Лестрейда: на съемочной площадке он был душой компании, в промежутках сыпал анекдотами и пользовался всеобщей искренней любовью. Рина Зеленая его обожала и каждый раз спрашивала, будет ли сегодня Брондуков участвовать в съемках.
«Английскую» атмосферу в фильме, снятом частично в Прибалтике, но в основном в Ленинграде, обеспечивали знаменитые художники «Ленфильма» — семья Каплан, Белла и Исаак и их сын Марк. Именно они точно воссоздали в съемочном павильоне викторианскую атмосферу дома на Бейкер‑стрит, разыскивали подходящие по стилю предметы мебели и сервировки, скупали по объявлениям подходящий гардероб — так, что впоследствии англичане, смотревшие картину, были поражены точностью деталей. А трубку, которую курит Холмс, делал легендарный мастер‑трубочник Федоров по прозвищу Дед — он вырезал трубки для Сталина, Жоржа Сименона и других знаменитых личностей.
«И конечно, атмосферу на площадке всегда создает прежде всего оператор, — напоминал Василий Ливанов. — И в этом смысле та тональность, которую задал оператор Юрий Векслер, сохранилась до конца сериала. Юра заболел в середине работы, и какое‑то время работали два других оператора, но и они снимали уже в Юриной традиции и задаче, так что атмосфера фильма сохранялась». Именно Векслер, к слову, придумал тот самый знаменитый профиль Шерлока Холмса с трубкой: он отлично рисовал, так что этим сегодня знакомым каждому символом мы обязаны именно ему.
Фильм «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» имел шквальный успех — и именно благодарные зрители настояли на съемках продолжения. А потом еще одного, и еще, и еще. Последние приключения полюбившегося зрителям дуэта вышли на экраны в 1986 году, но и много лет спустя звучали голоса поклонников: неплохо было бы снять еще пару серий…
ovsepyan@sb.by