В Минске показали наследие Татарстана
02.08.2024 10:55:00
Юлиана ЛЕОНОВИЧ
Татарские женские головные уборы калфаки и кружевные воротники-стойки. Декоративные панно и коранницы на цепочке. Нагрудные украшения и образцы пестречинской керамики. На днях Национальный музей Республики Татарстан представил в Минске выставку «Живая нить традиций». В экспозицию, открывшуюся в Национальном историческом музее Беларуси, вошли изделия современных мастеров декоративно-прикладного творчества, взявших за образцы экспонаты из коллекции Национального музея Татарстана.
В экспозицию вошли изделия современных мастеров декоративно-прикладного творчества.
Выставка не только знакомит с традиционной татарской культурой, но и рассказывает о технологиях производства изделий народных промыслов. Как видно, татарские мастерицы и сегодня умеют многое. Ткачество, вышивка, художественная керамика, кружевоплетение, гончарное ремесло — некоторые даже утраченные традиции возрождаются сегодня благодаря вниманию со стороны государства. Так, скажем, знаменитая пестречинская керамика, возникшая в конце XVI века в татарском селе Пестрецы, долгое время была брендом региона. В 2021 году за ее возрождение взялась художник-керамист Наталья Пилюгина, предложившая проект по развитию ремесла в Татарстане и выигравшая с ним конкурс Президентского фонда культурных инициатив. Ее работы тоже на выставке в Минске.
Практически утрачены были и традиции узорного ткачества. Хотя когда-то, рассказывает генеральный директор Национального музея Татарстана Алиса Вяткина, техникой узорного ткачества владели все женщины. Они занимались ремеслом с раннего детства и до глубокой старости, готовя свадебное приданое, подарки, призы для ежегодных народных праздников — сабантуев. К началу XX века, не выдержав конкуренции с дешевыми фабричными тканями, домашнее ткачество стало сокращаться.
— Сейчас этот промысел развивается в Алексеевском районе, который издавна славился своими ткачихами. К слову, изделия создаются на ручных ткацких станках, в которых нити пропускаются не в горизонтальном (как в татарском типе станка), а в вертикальном направлении, — добавляет Алиса Вяткина.
Кроме того, в последние годы в Татарстане заново осваивается производство текстильной обуви, декорированной цветной вышивкой. Возрождая традиции, современные мастера создают оригинальные образцы валяных сапог с вышивкой по верхнему краю. Привезли в белорусскую столицу и костюмы народностей, проживающих на всей территории республики. Каждый наряд как отдельное искусство! Как отметил директор Национального исторического музея Беларуси Александр Храмой, в прошлом году Минск представлял этнографическую выставку в Казани, а теперь шанс познакомиться с татарской культурой выпал белорусам.
leonovich@sb.by
В экспозицию вошли изделия современных мастеров декоративно-прикладного творчества.
Выставка не только знакомит с традиционной татарской культурой, но и рассказывает о технологиях производства изделий народных промыслов. Как видно, татарские мастерицы и сегодня умеют многое. Ткачество, вышивка, художественная керамика, кружевоплетение, гончарное ремесло — некоторые даже утраченные традиции возрождаются сегодня благодаря вниманию со стороны государства. Так, скажем, знаменитая пестречинская керамика, возникшая в конце XVI века в татарском селе Пестрецы, долгое время была брендом региона. В 2021 году за ее возрождение взялась художник-керамист Наталья Пилюгина, предложившая проект по развитию ремесла в Татарстане и выигравшая с ним конкурс Президентского фонда культурных инициатив. Ее работы тоже на выставке в Минске.
Практически утрачены были и традиции узорного ткачества. Хотя когда-то, рассказывает генеральный директор Национального музея Татарстана Алиса Вяткина, техникой узорного ткачества владели все женщины. Они занимались ремеслом с раннего детства и до глубокой старости, готовя свадебное приданое, подарки, призы для ежегодных народных праздников — сабантуев. К началу XX века, не выдержав конкуренции с дешевыми фабричными тканями, домашнее ткачество стало сокращаться.
— Сейчас этот промысел развивается в Алексеевском районе, который издавна славился своими ткачихами. К слову, изделия создаются на ручных ткацких станках, в которых нити пропускаются не в горизонтальном (как в татарском типе станка), а в вертикальном направлении, — добавляет Алиса Вяткина.
Кроме того, в последние годы в Татарстане заново осваивается производство текстильной обуви, декорированной цветной вышивкой. Возрождая традиции, современные мастера создают оригинальные образцы валяных сапог с вышивкой по верхнему краю. Привезли в белорусскую столицу и костюмы народностей, проживающих на всей территории республики. Каждый наряд как отдельное искусство! Как отметил директор Национального исторического музея Беларуси Александр Храмой, в прошлом году Минск представлял этнографическую выставку в Казани, а теперь шанс познакомиться с татарской культурой выпал белорусам.
leonovich@sb.by