Железная дорога, старинные промыслы, семейные ценности — что объединяет жителей Кричевского района
07.12.2022 08:08:59
Ольга КИСЛЯК
Жители Кричевского района дорожат наследием предков и рады познакомить гостей с лучшим, что имеют
Дворец князя Потемкина, почтовая станция середины XIX века, судоверфь на Соже, строительством которой руководил генерал Ганнибал — двоюродный дед Александра Пушкина... У древнего Кричева — богатое прошлое. То, что общая история объединяет поколения, местные жители доказывают на личных примерах: следуя семейным традициям, продолжают дело прадедов, возрождают старинные промыслы, реальными делами прославляют родной край.
— Я родилась и выросла по соседству с локомотивным депо, так что шум поездов для меня как музыка. Все мои близкие тут работали. Мало того, женщины нашего рода именно на железной дороге повстречали будущих мужей! Дедушка Михаил Стебихов, участник Великой Отечественной войны, в молодости работал в депо города Черняховска Калининградской области. Там, на станции, заприметил свою Любовь. Ей было всего 17 лет, но чувства оказались взаимными и настолько сильными, что она переехала за молодым мужем в Беларусь. Здесь они проработали больше 40 лет: он составителем поездов, она дежурной стрелочного поста по станции Кричев. Воспитали пятерых детей, трое из которых пошли по стопам родителей. Мой дядя Виктор трудился дежурным по сортировочной горке, тетя Галя до пенсии — оператором станционного технологического центра на станции Кричев, мама Тамара — фельдшером по осмотру локомотивных бригад. В депо она познакомилась с моим отцом Михаилом Кавзуновым — машинистом дизель-поезда. И вот я продолжила трудовую династию и семейную традицию: встретила на железной дороге Дмитрия.
Дмитрий и Наталья родились и жили в Кричеве, но пути их пересеклись на железнодорожном вокзале в Гомеле, когда оба возвращались домой: она была студенткой Белорусского государственного университета транспорта, он учился там на курсах.
— В локомотивное депо Кричев я пришел слесарем по ремонту подвижного состава, потом стал помощником машиниста, ездил на дизель-поездах. Вот уже несколько лет сам машинист грузовых поездов, — рассказывает Дмитрий.
Из Кричева поезда ходят на Оршу, Могилев, российскую Унечу. В штате локомотивного депо — больше 270 человек. Гузов в этом году стал участником республиканского слета машинистов, который проходит раз в два года и собирает лучших профессионалов со всей страны. У Дмитрия и Натальи подрастают дочери, и они очень надеются, что Катя или Аня в будущем тоже свяжут свою жизнь с железной дорогой. Поезда им нравятся: путешествовать семья предпочитает именно на этом виде транспорта.
— У кого-то случился инфаркт, кто-то разбился на машине… В день получаем от 10 до 20 вызовов, — уточняет водитель скорой, у которого, к слову, за столько лет работы ни одной аварии. — Как-то приехали на крупное ДТП: столкнулись три микроавтобуса, ехавшие с товаром из Москвы, и УАЗ. Пострадавших, их было десять, доставали из салонов авто, поднимали на дороге, в кювете… Конечно, в такие моменты я не сижу за рулем, а помогаю фельдшеру и медсестре: уложить раненого на носилки, донести до машины. И если тяжелого больного надо спустить, к примеру, с пятого этажа дома, где нет лифта, я тоже на подхвате. С фельдшером Владимиром Мотовиловым больше 20 лет бок о бок трудимся, так что по выражению его лица понимаю, насколько серьезна ситуация. Вообще, я всегда на низком старте. Чтобы не терять драгоценное время, паркуюсь на вызовах так, чтобы пациента можно было как можно быстрее и удобнее погрузить в машину. К счастью, в последнее время все больше сознательных водителей, которые не ставят свои автомобили так, что невозможно проехать по дворам. И на дороге больше участливых: реагируют на сигналы скорой, перестраиваются в другие полосы, и я мчусь по этому «коридору жизни». Благодаря профессии изучил все улицы и закоулки, по любому адресу доберусь кратчайшим путем без навигатора.
На «буханке» Василевич отмотал более 30 лет, теперь ездит на современной новенькой «Газели». Говорит, менять работу на менее напряженную не планирует:
— Она научила меня по-другому смотреть на многие вещи: ценить близких, закрывать глаза на какие-то мелочи. Я — часть сплоченной команды, которая спасает людей. Моя семья меня поддерживает: мама всю жизнь трудилась в больнице, отец — водителем в МЧС, супруга и дочь тоже медики.
Работать с корой непросто. Чтобы она стала податливой, сколотень — снятую с дерева «березовую рубашку» — вымачивают в горячей воде, укладывают под пресс, а уж затем «распускают» на слои. Восьмиклассница СШ № 1 Маша Александрова дает мастер-класс:
Юные рукодельницы знают: когда-то в их родном краю было много мастеров, которые плели из березовой коры детские люльки, мастерили посуду.
— О том, чтобы возродить этот дивный промысел, мы задумались 25 лет назад, — вспоминает педагог объединения «Живая береста» Наталья Ковалева. — Искали по району людей, умеющих работать с этим природным материалом, черпали информацию в музеях. Мой дедушка Андрей Морозов рассказывал, что из бересты мастерили игрушки — кубики, шарики, погремушки, которые наполняли зерном, плели лапти, стельки для обуви, обладающие антигрибковыми и антибактериальными свойствами. Собрав нужную информацию, мы и организовали в 2016 году творческое объединение «Живая береста». Дети к нам потянулись, с тех пор вместе растем и развиваемся. Если изначально делали простейшие плоские аппликации из бересты, теперь — объемные полотна и даже наряды: платья, шляпы, косынки.
На творческие уроки приходят как девчата, так и мальчишки.
— Меня сюда несколько лет назад привели старшие братья Илья и Даниил. С тех пор занимаюсь тут, даже на летних каникулах не делаю перерыв. Береста меня вдохновляет, — признается 13‑летняя Ангелина Тимошенко.
Он сменил немало профессий, в итоге решил вернуться к своим корням: выкупил в родном селе за одну базовую величину две фермы, что простаивали без дела уже лет 20, взял в аренду 240 гектаров земли, завел коров, лошадей.
— До сих пор навожу порядок: заброшенным зданиям нужен серьезный ремонт, — показывает фермер свои владения. — Стадо у меня — 25 буренок, молоко сдаем государству. С личного подсобного хозяйства и живем. А лошади — это больше для души. Мой дед Федор Миронович всегда их держал. Рассказывал, что в годы Великой Отечественной, а служил он в кавалерии, эти благородные животные крепко выручали: на них от врага уходили, раненых вывозили. Дедова любовь и мне передалась, я ж с детства с ним в ночное ходил! А еще это не только личная, но и наша общая история: граф Потемкин в лошадях души не чаял, в Кричеве сохранились его дворец и конюшни. Еще в Кричеве в середине XIX века была почтовая станция: кони обслуживали важный участок пути на государевом тракте.
Красницкий на элитных породистых рысаков не замахивался. Решил возродить, как сам шутит, «местных дворян». Лет пять назад купил с десяток лошадей, занялся разведением. Сегодня их в его табуне 150, в этом году появилось на свет 50 жеребят. Фермер не скрывает:
Дворец князя Потемкина — памятник архитектуры XVIII века в стиле русского классицизма, включенный в Государственный список историко-культурных ценностей. Железнодорожная станция Кричев, принявшая первый поезд в 1921 году. Замковая гора, откуда некогда начинался город. Свято-Покровская церковь. Братские захоронения и памятники погибшим в годы Великой Отечественной войны… Снимки и видеоролики, сделанные Цукановым, сопровождаются интересными историческими справками. Побродив по виртуальному Кричеву, узнаешь, что здешний вокзал стал первым освобожденным от оккупантов в годы войны железнодорожным узлом на нашей территории. Узнаешь, что в кричевском концлагере погибли 24 тысячи узников, что первый цемент на местном заводе «Кричевцементношифер» был получен в 1933 году, а первая партия шифера — в 1950‑м. И еще много других фактов.
Сбором информации, съемками, монтажом, озвучкой занимается сам Сергей. Его «Виртуальный Кричев» вошел в тройку лучших на IV Республиканском молодежном конкурсе «Медиасфера-2022», был отмечен дипломом в номинации «Интернет-проект». А Цуканов планирует модернизировать сайт: наполнить экскурсионные разделы новыми локациями, чаще обновлять раздел «Блог», где он выкладывает новости о жизни родного города.
— Есть задумка снабдить информацию QR-кодами, чтобы она стала еще мобильнее и доступнее, организовывать 3D-туры. Для этого необходимо профессиональное оборудование. Вот и зарабатываю на мечту. Мой проект не коммерческий, просто я очень люблю свой город и хочу с помощью современных технологий сделать доступнее информацию о нем, его окрестностях, сохранить и донести ее до подрастающего поколения.
Сайт Цуканова посещают не только белорусы, но туристы из ближнего и дальнего зарубежья. А молодой патриот уверен: для его земляков проект тоже полезен, ведь он заставляет их по-новому взглянуть на свою малую родину — такую красивую, самобытную, неповторимую.
kislyak@sb.by
Дворец князя Потемкина, почтовая станция середины XIX века, судоверфь на Соже, строительством которой руководил генерал Ганнибал — двоюродный дед Александра Пушкина... У древнего Кричева — богатое прошлое. То, что общая история объединяет поколения, местные жители доказывают на личных примерах: следуя семейным традициям, продолжают дело прадедов, возрождают старинные промыслы, реальными делами прославляют родной край.
Полотно судьбы
Историю локомотивного депо Кричев, которое в конце ноября отметило 90‑летие, можно изучать по фотографиям на стенде, установленном на его территории. Здесь, к примеру, больше 40 лет работала единственная женщина-машинист Кларисса Глушакова. Есть и трудовые династии: отец и дочь Козявские, муж, жена и сын Серковы, супруги Гузовы. Все они без железной дороги не представляют жизни. Инженер-технолог депо Наталья Гузова, которая в профессии около 17 лет, и вовсе называет ее полотном судьбы:— Я родилась и выросла по соседству с локомотивным депо, так что шум поездов для меня как музыка. Все мои близкие тут работали. Мало того, женщины нашего рода именно на железной дороге повстречали будущих мужей! Дедушка Михаил Стебихов, участник Великой Отечественной войны, в молодости работал в депо города Черняховска Калининградской области. Там, на станции, заприметил свою Любовь. Ей было всего 17 лет, но чувства оказались взаимными и настолько сильными, что она переехала за молодым мужем в Беларусь. Здесь они проработали больше 40 лет: он составителем поездов, она дежурной стрелочного поста по станции Кричев. Воспитали пятерых детей, трое из которых пошли по стопам родителей. Мой дядя Виктор трудился дежурным по сортировочной горке, тетя Галя до пенсии — оператором станционного технологического центра на станции Кричев, мама Тамара — фельдшером по осмотру локомотивных бригад. В депо она познакомилась с моим отцом Михаилом Кавзуновым — машинистом дизель-поезда. И вот я продолжила трудовую династию и семейную традицию: встретила на железной дороге Дмитрия.
Дмитрий и Наталья родились и жили в Кричеве, но пути их пересеклись на железнодорожном вокзале в Гомеле, когда оба возвращались домой: она была студенткой Белорусского государственного университета транспорта, он учился там на курсах.
— В локомотивное депо Кричев я пришел слесарем по ремонту подвижного состава, потом стал помощником машиниста, ездил на дизель-поездах. Вот уже несколько лет сам машинист грузовых поездов, — рассказывает Дмитрий.
— Работа не из легких, но мы из тех, кто не ищет легких путей. Нашим дедам, которые паровозы водили, было куда тяжелее. Представьте: чтобы добраться до Орши, а это километров 120, приходилось закинуть в топку до десяти тонн угля!
Из Кричева поезда ходят на Оршу, Могилев, российскую Унечу. В штате локомотивного депо — больше 270 человек. Гузов в этом году стал участником республиканского слета машинистов, который проходит раз в два года и собирает лучших профессионалов со всей страны. У Дмитрия и Натальи подрастают дочери, и они очень надеются, что Катя или Аня в будущем тоже свяжут свою жизнь с железной дорогой. Поезда им нравятся: путешествовать семья предпочитает именно на этом виде транспорта.
Спешит на помощь
Кричевлянин Андрей Василевич за баранкой автомобиля 35 лет, из которых 33 — на скорой. Работа ответственная: в ситуации, когда каждая минута на счету, от него тоже во многом зависит жизнь пациента. Андрей Николаевич улыбается:— Никогда не забуду свою первую роженицу. Несусь с сиреной в больницу на своем уазике-«буханке», адреналин зашкаливает — за спиной женщина так кричит от боли, что у меня мурашки по коже. Напряжение спало, когда услышал звонкий детский крик. Прямо на ходу медики приняли роды, на свет появился крепкий, здоровенький малыш.Рожали землячки в карете скорой, за рулем которой был Василевич, впоследствии еще не раз. И пациентов, нуждающихся в экстренной госпитализации, он повидал немало.
— У кого-то случился инфаркт, кто-то разбился на машине… В день получаем от 10 до 20 вызовов, — уточняет водитель скорой, у которого, к слову, за столько лет работы ни одной аварии. — Как-то приехали на крупное ДТП: столкнулись три микроавтобуса, ехавшие с товаром из Москвы, и УАЗ. Пострадавших, их было десять, доставали из салонов авто, поднимали на дороге, в кювете… Конечно, в такие моменты я не сижу за рулем, а помогаю фельдшеру и медсестре: уложить раненого на носилки, донести до машины. И если тяжелого больного надо спустить, к примеру, с пятого этажа дома, где нет лифта, я тоже на подхвате. С фельдшером Владимиром Мотовиловым больше 20 лет бок о бок трудимся, так что по выражению его лица понимаю, насколько серьезна ситуация. Вообще, я всегда на низком старте. Чтобы не терять драгоценное время, паркуюсь на вызовах так, чтобы пациента можно было как можно быстрее и удобнее погрузить в машину. К счастью, в последнее время все больше сознательных водителей, которые не ставят свои автомобили так, что невозможно проехать по дворам. И на дороге больше участливых: реагируют на сигналы скорой, перестраиваются в другие полосы, и я мчусь по этому «коридору жизни». Благодаря профессии изучил все улицы и закоулки, по любому адресу доберусь кратчайшим путем без навигатора.
На «буханке» Василевич отмотал более 30 лет, теперь ездит на современной новенькой «Газели». Говорит, менять работу на менее напряженную не планирует:
— Она научила меня по-другому смотреть на многие вещи: ценить близких, закрывать глаза на какие-то мелочи. Я — часть сплоченной команды, которая спасает людей. Моя семья меня поддерживает: мама всю жизнь трудилась в больнице, отец — водителем в МЧС, супруга и дочь тоже медики.
Фантазии из бересты
Творения юных участников творческого объединения «Живая береста» очаровывают с первого взгляда. Каждое из них неповторимо и излучает теплую энергетику. Неудивительно, что березовая красота разлетается по всему свету. Обереги, поделки, картины кричевских рукодельниц есть в коллекциях белорусов, россиян, латышей, литовцев, итальянцев, китайцев.Работать с корой непросто. Чтобы она стала податливой, сколотень — снятую с дерева «березовую рубашку» — вымачивают в горячей воде, укладывают под пресс, а уж затем «распускают» на слои. Восьмиклассница СШ № 1 Маша Александрова дает мастер-класс:
— С одного кусочка можно снять до десяти слоев. Береста, хоть и кажется хрупкой, на самом деле очень прочная. И красивая. Изделия из нее даже красить не надо, у коры много природных оттенков — от нежно-розового до зеленоватого.
Юные рукодельницы знают: когда-то в их родном краю было много мастеров, которые плели из березовой коры детские люльки, мастерили посуду.
— О том, чтобы возродить этот дивный промысел, мы задумались 25 лет назад, — вспоминает педагог объединения «Живая береста» Наталья Ковалева. — Искали по району людей, умеющих работать с этим природным материалом, черпали информацию в музеях. Мой дедушка Андрей Морозов рассказывал, что из бересты мастерили игрушки — кубики, шарики, погремушки, которые наполняли зерном, плели лапти, стельки для обуви, обладающие антигрибковыми и антибактериальными свойствами. Собрав нужную информацию, мы и организовали в 2016 году творческое объединение «Живая береста». Дети к нам потянулись, с тех пор вместе растем и развиваемся. Если изначально делали простейшие плоские аппликации из бересты, теперь — объемные полотна и даже наряды: платья, шляпы, косынки.
На творческие уроки приходят как девчата, так и мальчишки.
— Меня сюда несколько лет назад привели старшие братья Илья и Даниил. С тех пор занимаюсь тут, даже на летних каникулах не делаю перерыв. Береста меня вдохновляет, — признается 13‑летняя Ангелина Тимошенко.
Творения ребят побеждают на районных, областных, республиканских конкурсах и фестивалях. Вместе с педагогами они уже смастерили елочные игрушки с символом 2023 года — крольчатами. Они украсят президентскую елку в столице.К слову, береста стала брендом Кричевского района: на занятия к местным мастерицам приезжают коллеги из разных уголков страны.
Держаться своих корней
Традиций, которые в этом краю заложены издавна, придерживается и 46‑летний житель деревни Калинино Кричевского района Александр Красницкий.Он сменил немало профессий, в итоге решил вернуться к своим корням: выкупил в родном селе за одну базовую величину две фермы, что простаивали без дела уже лет 20, взял в аренду 240 гектаров земли, завел коров, лошадей.
— До сих пор навожу порядок: заброшенным зданиям нужен серьезный ремонт, — показывает фермер свои владения. — Стадо у меня — 25 буренок, молоко сдаем государству. С личного подсобного хозяйства и живем. А лошади — это больше для души. Мой дед Федор Миронович всегда их держал. Рассказывал, что в годы Великой Отечественной, а служил он в кавалерии, эти благородные животные крепко выручали: на них от врага уходили, раненых вывозили. Дедова любовь и мне передалась, я ж с детства с ним в ночное ходил! А еще это не только личная, но и наша общая история: граф Потемкин в лошадях души не чаял, в Кричеве сохранились его дворец и конюшни. Еще в Кричеве в середине XIX века была почтовая станция: кони обслуживали важный участок пути на государевом тракте.
Красницкий на элитных породистых рысаков не замахивался. Решил возродить, как сам шутит, «местных дворян». Лет пять назад купил с десяток лошадей, занялся разведением. Сегодня их в его табуне 150, в этом году появилось на свет 50 жеребят. Фермер не скрывает:
— Содержать их — дело хлопотное. За зиму один конь съедает четыре тонны сена и около 300 килограммов овса. Лошадей, которых мы приучаем ходить за плугом, везти телегу, продаем населению. Некоторые люди приезжают к нам, чтобы просто насладиться общением с животными, прокатиться верхом. На праздники запрягаем бричку, катаем сельчан и горожан. Это направление планирую развивать. Одному было бы сложно, но у меня в помощниках — семья: жена, сыновья.Андрей и Антон уже взрослые — им за 20 лет, Макару всего шесть, дочке Маше четыре годика. Но даже Макар уже знает, как расчесать гриву, почистить шерсть, каким лакомством побаловать любимцев. В семье детей к труду приобщают с ранних лет. Как говорят Александр и Елена, так их воспитывали родители. Поэтому и свое фермерское хозяйство они окрестили «Делание». Несмотря на то что забот у Красницкого-старшего невпроворот, он и о духовном не забывает: вместе с близкими регулярно посещает храм, поет на клиросе.
«Приглашаем в гости»
Кричевлянину Сергею Цуканову — 25 лет. Выпускник БГСХА в этом году устроился в КСУП «Малятичи-АГРО» инженером по охране труда. А в свободное время прославляет родной край на просторах интернета. Он автор проекта «Виртуальный Кричев».— Это электронный медиаресурс, позволяющий прогуляться по моему любимому Кричеву, даже если ты находишься за сотни километров от него, — приглашает на экскурсию Сергей. — Пока основных направлений два: 12 локаций по самому городу и 16 — по памятным местам.
Дворец князя Потемкина — памятник архитектуры XVIII века в стиле русского классицизма, включенный в Государственный список историко-культурных ценностей. Железнодорожная станция Кричев, принявшая первый поезд в 1921 году. Замковая гора, откуда некогда начинался город. Свято-Покровская церковь. Братские захоронения и памятники погибшим в годы Великой Отечественной войны… Снимки и видеоролики, сделанные Цукановым, сопровождаются интересными историческими справками. Побродив по виртуальному Кричеву, узнаешь, что здешний вокзал стал первым освобожденным от оккупантов в годы войны железнодорожным узлом на нашей территории. Узнаешь, что в кричевском концлагере погибли 24 тысячи узников, что первый цемент на местном заводе «Кричевцементношифер» был получен в 1933 году, а первая партия шифера — в 1950‑м. И еще много других фактов.
Сбором информации, съемками, монтажом, озвучкой занимается сам Сергей. Его «Виртуальный Кричев» вошел в тройку лучших на IV Республиканском молодежном конкурсе «Медиасфера-2022», был отмечен дипломом в номинации «Интернет-проект». А Цуканов планирует модернизировать сайт: наполнить экскурсионные разделы новыми локациями, чаще обновлять раздел «Блог», где он выкладывает новости о жизни родного города.
— Есть задумка снабдить информацию QR-кодами, чтобы она стала еще мобильнее и доступнее, организовывать 3D-туры. Для этого необходимо профессиональное оборудование. Вот и зарабатываю на мечту. Мой проект не коммерческий, просто я очень люблю свой город и хочу с помощью современных технологий сделать доступнее информацию о нем, его окрестностях, сохранить и донести ее до подрастающего поколения.
Сайт Цуканова посещают не только белорусы, но туристы из ближнего и дальнего зарубежья. А молодой патриот уверен: для его земляков проект тоже полезен, ведь он заставляет их по-новому взглянуть на свою малую родину — такую красивую, самобытную, неповторимую.
kislyak@sb.by