Свой среди чужих
20.11.2013
Каким товарам, импортным или белорусским, отдают предпочтение наши соотечественники?
«Я знаю: есть еще семейки, где наше хают и бранят, где с умилением глядят на заграничные наклейки, а сало — русское едят», — написал еще в середине прошлого века в басне Сергей Михалков, поднимая одну очень важную проблему не совсем положительного отношения советской власти к импорту потребительских товаров. Логика чиновников была проста и понятна: зачем выкладывать на прилавки завозные товары, если отечественная промышленность способна утолить голод потребителя абсолютно по всем позициям? Впрочем, практика показала, что этот путь тупиковый. Каждая развитая страна мира всегда имеет в рознице и отечественные товары, и импортные, а потребитель сам решает, каким именно колбасе или носкам в итоге отдать предпочтение. Корреспондент «Р» решил детально разобраться в вопросах товарных предпочтений белорусов.
«Родная» колбаса
Согласно данным официальной статистики в нашей стране доля продаж товаров отечественного производства торговыми организациями в их розничном товарообороте составила 71,7 %. При этом 83,3 % всего продовольствия, которое покупают белорусы, — отечественного производства. Это цифры по итогам девяти месяцев нынешнего года. Удивляться такому положению вещей не стоит. Продукты питания наша промышленность делать умеет и производит их качественно и в необходимых объемах. Выстраивая систему своих гастрономических приоритетов, многие из нас, действительно, отдают предпочтение именно отечественным сосискам и колбасам, йогуртам, яйцам или бакалее. К примеру, по данным Белстата, всего 0,3 % продаваемых в рознице мяса, мяса птицы и мясных продуктов импортные. Это касается и сыров: доля местной продукции в магазинах составляет 96,1 %, а сливочного масла — 99,7 %. Такая же картина наблюдается и по продажам яиц, сахара и безалкогольных напитков. Белорусы покупают более 70 % местной продукции по таким позициям, как овощи, соки, кондитерские и макаронные изделия. Понятно, что в рознице можно встретить и импортные кондитерские изделия, и настоящие итальянские спагетти. Но это и есть рынок, когда покупателю предоставляется выбор, что покупать: дорогие импортные макароны или более дешевые отечественные.
На самом деле отвоевывать у импорта прилавки белорусским производителям продуктов питания нелегко. Временами приходится сдавать позиции. К примеру, в 2012 году 28,3 % макаронных изделий, продаваемых на нашем рынке, были завозными. Сегодня их доля снизилась до 24,8 %. То же самое и с другими гарнирами: в прошлом году 51,2 % реализуемых в Беларуси круп были импортными. По итогам 9 месяцев нынешнего таковыми являлись только 48,2 %. Считается, что в сегменте круп много места на полке не отвоюешь. Некоторые культуры у нас просто не растут, а ввозимый рис ничем не заменишь.
Около 82 % овощей, которые продают в белорусских магазинах, отечественного производства, но вот среди фруктов только 11,4 % являются местными. Доля импортных фруктов велика по понятной причине: цитрусовые и бананы в наших широтах попросту не вызревают. Однако даже по такой позиции, как яблоки, белорусский производитель уступает импортерам. Вот где есть реальное место для сражений и завоевания рынка. Хотя для того чтобы теснить поляков и испанцев, нужны хорошие сорта, а также создание условий для их хранения.
Поле битвы — прилавок
Доля продажи торговыми организациями непродовольственных товаров отечественного производства заметно ниже, чем продуктов питания. В январе—сентябре 2013 года она составила только 56,3 %. Впрочем, это вполне логично. Бессмысленно конкурировать с корейскими и японскими смартфонами. Это как раз и есть часть глобализации, когда местные потребители имеют возможность покупать самые крутые новинки из мира электронных игрушек.
Хотя по некоторым позициям приверженность потребителей к импорту для производителей обидна. К примеру, при наличии в стране двух развитых телепроизводств на рынке голубых экранов местные марки составляют 18,5 % продаж. Для сравнения: в 2012 году доля импорта в продажах телевизоров составляла 67,1 %. То же самое и с лекарствами: доля медпрепаратов, выпущенных под маркой «Сделано в Беларуси», была всего 26 %. Аналогична ситуация и с косметикой: при немалом количестве работающих в Беларуси косметических производств доля импорта в рознице составляет 75,1 %.
Белорусские холодильники сейчас продаются немного хуже, чем год назад, когда доля импорта составляла 25,7 %. Сегодня она подросла до 28,8 %. Импортные стиральные машины также теснят местную сборку: если в прошлом году 41 % продаж составлял импорт, то теперь — 54,5 %.
Название известной телепередачи «Модный приговор» можно шутливо трансформировать при описании ситуации на рынке одежды и обуви. Отрасль моды постепенно развивается, и покупатель может совершить покупку под стать своему вкусу, стилю, направлению, цене. Однако, как оказывается, зарубежные одежки не в почете: именно отечественные компании вынесли приговор западным брендам. По статистике, около 60 % продаваемой через розничную торговую сеть верхней одежды и обуви — белорусского производства. Хотя специалисты не раз отмечали, что обувь у нас относится к категории товаров критического импорта. То есть без поставок извне местная промышленность просто не сможет закрыть образовавшийся дефицит, и население в буквальном смысле слова будет ходить босым.
Рост благосостояния граждан в Беларуси приводит к интересной ситуации: вместе с увеличением продаж непродовольственных товаров белорусы стали значительно меньше покупать отечественных товаров и переходят на более дорогой импорт. Это в каком-то смысле бьет по отечественным производителям, которые теряют свой собственный рынок. В результате предприятия меньше продают и меньше зарабатывают, в казну поступает меньше налогов, внешнеторговый баланс сдвигается в отрицательную сторону. Недавно глава правительства Михаил Мясникович отметил, что необходимо задействовать все инструменты в области экономического регулирования на местах и в центре, чтобы снизить максимально отток валюты из страны. «За последние девять месяцев лишь по потребительской группе товаров прирост импорта составил почти 29 %. Иными словами, мы отдаем свой же рынок импортерам», — сказал премьер-министр, потребовав от органов государственного управления «принять все исчерпывающие меры и навести порядок на потребительском рынке страны».