Регистрация по месту жительства, сохранение льгот и преференций: эксперты — о стимулах к укрупнению бизнеса
10.10.2024 08:00:00
Владислав СЫЧЕВИЧ
Упорядочить работу предпринимателей, создать четкие и прозрачные условия ведения бизнеса. 1 октября вступил в силу Закон «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности». Документ установил обновленную архитектуру предпринимательства. Также с этого времени начали действовать новые перечни видов разрешенной деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. При их формировании Правительство учитывало интересы регионов и сохранение рабочих мест. Работа велась с 2023 года, причем процесс был довольно открытым. Каждый белорус мог высказать свое мнение, поскольку до подписания соответствующего постановления Совет Министров провел общественное обсуждение законопроекта.
Как новеллы отразятся на бизнесе в стране и какие бонусы предусмотрены для укрупнения своего дела — об этом говорили участники круглого стола, организованного газетой «Рэспубліка». В дискуссии приняли участие: заместитель директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Ирина Бабаченок, начальник управления Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Инна Леус, начальник республиканского удостоверяющего центра Владимир Басько и заместитель начальника управления развития предпринимательства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей Максим Рябцев.
И. Бабаченок: — Основная цель нововведений — выравнивание конкурентных условий для ведения бизнеса в различных организационно-правовых формах и создание дополнительных стимулов, которые сподвигали бы уже существующий бизнес к укрупнению, масштабированию и дальнейшему росту и развитию. Документы, которые были приняты в рамках либерализационного пакета 2017-го, безусловно, способствовали тому, что граждане активизировали свою предпринимательскую инициативу. Но вместе с тем созданные режимы в большей степени стимулировали к выбору такой организационно-правовой формы, как ИП, либо в принципе реализации своего дела в непредпринимательских формах, таких как самозанятость и ремесленная деятельность. В связи с этим как раз и созрела идея упорядочения предпринимательской деятельности граждан. В итоге появился закон, который закрепил новую архитектуру предпринимательской деятельности. Как и прежде, это юридические и физические лица. К юрлицам отнесены малые организации с численностью работающих до 100 человек, средние — до 250 сотрудников и крупные — свыше 250. В категорию физлиц включены ремесленники, владельцы агроэкоусадеб, лица, осуществляющие самостоятельную профессиональную деятельность, индивидуальные предприниматели.
При этом законодательно определено, что ИП является субъектом хозяйствования и к их деятельности по общему правилу применяются нормы и правила, как для юридических лиц. К деятельности ремесленников, владельцев агроэкоусадеб и лиц, осуществляющих самостоятельную профдеятельность, используется регулирование, установленное в отношении физических лиц. Иными словами, был реализован подход — ни в коем случае не ухудшить правовое положение экономических агентов, а только привести их в определенную систему.
«Р»: — Одной из самых обсуждаемых норм закона является ограничение индивидуальной предпринимательской деятельности разрешительными перечнями. Насколько известно, в обновленный перечень по ИП включили 127 видов экономической деятельности по 16 секциям. Что же делать тем, кто себя не нашел в них?
И. Бабаченок: — Действительно, законом предусмотрено, что ИП и лица, которые занимаются самостоятельной профессиональной деятельностью, теперь вправе осуществлять свою деятельность согласно перечням, утвержденным Правительством. Одновременно был принят Указ Президента № 328, который обновил условия функционирования для ремесленников, и он также предполагает перечень видов ремесленной деятельности. У нас три категории, которые работают строго по перечням.
После вступления закона в силу «новые» ИП, которые заявят вид деятельности, не указанный в перечне, регистрироваться не будут. Для тех ИП, которые уже осуществляют не указанную в разразрешенном перечне деятельность, устанавливается «переходный период». Это время, когда можно продолжать работу в привычном формате и спокойно определиться с новым статусом. Закон для решения этих вопросов предлагает срок по 31 декабря 2025 года. Каких-либо иных ограничений либо новых обязанностей в отношении индивидуальных предпринимателей, в том числе требования о безусловном переходе в статус юрлица, не предусматривается.
И. Леус: — Общеустановленный порядок по созданию субъекта хозяйствования, в частности юрлица, и так достаточно прост. Зарегистрировать юрлицо можно, имея необходимый пакет документов, в течение получаса. Вы подаете документы и уходите с готовым свидетельством о регистрации и уставом. Новый закон позволяет ИП перейти в юрлицо в более упрощенном порядке. Так, предприниматель освобождается от необходимости закрытия ИП. Мы автоматически исключаем его из ЕГР датой регистрации коммерческой организации. Один из бонусов — разрешается регистрировать коммерческую организацию в жилом помещении. Важно, чтобы жилое помещение либо принадлежало ИП на праве собственности, либо он там был зарегистрирован. В обоих случаях необходимо получить согласие проживающих членов семьи в этом жилом помещении. Важный нюанс: платить за коммунальные платежи он будет как физическое лицо.
Кроме того, за создание коммерческой организации не надо будет уплачивать госпошлину. Создать можно любую коммерческую организацию, кроме производственного кооператива. Мы предполагаем, что большинство ИП перейдут в форму обществ с ограниченной ответственностью. Что касается уставного фонда, то их минимальный размер предусмотрен только для акционерных обществ. Для ООО такой размер не предусмотрен. Соответственно, он определяется самостоятельно индивидуальным предпринимателем и формируется в течение года со дня государственной регистрации данной коммерческой организации.
Предусматривается универсальное правопреемство при создании коммерческой организации. Все лицензии, сертификаты, аттестаты, все, что есть у ИП, переходит к создаваемой им коммерческой организации. В целом дается год на переоформление.
В рамках регистрации предприятия возможно одновременно организовать открытие банковского счета. Для этого в заявлении о госрегистрации коммерческой организации нужно просто указать банк, в котором индивидуальный предприниматель собирается открыть счет данной коммерческой организации. По результатам регистрации ИП выдадут один устав со штампом, свидетельствующим о государственной регистрации, а также свидетельство о госрегистрации коммерческой организации. Через пять дней после этого регистрирующий орган выдаст также единое извещение о постановке коммерческой организации на учет в налоговых органах, органах ФСЗН, Белгосстрахе и органах статистики.
За пять дней уже перерегистрировалось 79 ИП.
Подать документы на регистрацию юридического лица индивидуальный предприниматель может лично, обратившись в регистрирующий орган, в электронном виде посредством веб-портала ЕГР в случае наличия ЭЦП, а также обратившись к любому нотариусу.
И. Бабаченок: — Порядок перехода индивидуального предпринимателя из статуса ИП в статус коммерческой организации универсален и носит постоянный характер. Это значит, что ИП, вид деятельности которого вошел в список, может воспользоваться возможностью бесшовного перехода в юрлицо. Созданная ИП коммерческая организация в течение года с момента регистрации может работать по различного рода разрешительным документам, выданным на имя ИП.
М. Рябцев: — Закон предусматривает значительное расширение инструментов государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Основа оказываемой Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей помощи — это займы или финансовая аренда (лизинг). С 1 октября такую поддержку оказываем малому и среднему бизнесу. Что касается сумм, то в виде займов мы можем предоставить средства в сумме до 1 млн рублей сроком до десяти лет. Ставка — от 4,75 годовых до ставки рефинансирования Национального банка. Все зависит от количества создаваемых рабочих мест. Если создается одно рабочее место, то ставка рефинансирования (9,5 процента. — Прим. ред.). Если три и более, а также если это импортозамещающий или экспортно ориентированный проект, то ставка будет 6,5 процента. Резидентам технопарков и инкубаторов, крестьянским и фермерским хозяйствам — 4,75.
Кроме того, развиваем еще один вид поддержки — поручительство. С восемью банками заключены соглашения. Если, например, у субъекта хозяйствования не хватает собственного обеспечения, чтобы взять кредит в банке, мы можем за него выступить поручителем. Раньше обеспечивали поручительство на 60 процентов от суммы запрашиваемого кредита, с 1 октября — до 80.
За 2023-й около 40 субъектов малого предпринимательства получили финподдержку фонда, за девять месяцев этого года — 39.
При этом в 2023-м на эти цели было выделено 4,7 млн рублей. А на 2025 год предусмотрено выделение 11,7 млн рублей. Чаще всего за поддержкой обращаются фермерские хозяйства и перевозчики. Конкурсы для получения финансовой поддержки проходят каждые 15 дней. В этот период претенденты подают необходимый пакет документов. Далее рассматриваются проекты, и в случае соответствия их конкурсному отбору выдается положительное заключение.
И. Бабаченок: — Кроме того, с 1 октября начали действовать новые инструменты государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. В первую очередь это гранты — деньги на безвозмездной основе, которые будут выделяться исполкомами по тем критериям и в том порядке, которые они в настоящее время утверждают. Еще один новый инструмент — возмещение из республиканского бюджета части капитальных затрат на реализацию инвестпроектов, если они финансировались с использованием кредита Банка развития. Распорядителем этих средств будет Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.
В. Басько: — Вообще, электронная цифровая подпись — это уникальная цифровая информация в виде символов, благодаря которой можно получить сведения, кто именно и когда подписал документ. Это аналог собственноручной подписи, позволяющий совершать юридически значимые действия дистанционно из любой точки мира. И его подделать невозможно.
Механизм получения ЭЦП прост. Сперва надо выбрать регистрационный центр, аккредитованный в ГосСУОК. Далее определитесь с услугой — издать сертификат, выбрать срок, на который хотите его получить. Потом нужно оплатить услугу либо по счету-фактуре, либо через ЕРИП. Затем со всем перечнем собранных документов обратитесь в регистрационный центр. Это можно сделать, записавшись предварительно либо посетив регистрационный центр в порядке живой очереди. Для ИП, у которых имеется действующая ЭЦП, но срок ее истекает до наступления отчетного периода, на официальном интернет-сайте НЦЭУ в разделе «Сертификаты ЭЦП и носители» размещена информация об услуге дистанционного издания сертификата индивидуального предпринимателя с использованием действующего сертификата.
Еще более простым вариантом является получение идентификационной карты, которая одновременно является средством ЭЦП, а срок действия сертификата составляет десять лет.
Для коммерческих организаций, осуществивших переход от ИП, пакет документов стандартный. Это свидетельство о регистрации, перечень сведений, паспорт и носитель, который он ранее использовал для подачи налоговых деклараций, и так далее. При этом желательно заранее посмотреть на портале ЕГР, что он находится в списке перерегистрированных. Это является одним из условий получения данной услуги.
Что касается доступности ЭЦП, то мы сейчас активно работаем над увеличением нашего центра. С сентября расширили точку оказания услуг по адресу Притыцкого, 64 на четыре выездных мобильных и десять стационарных рабочих мест, а с октября уже аккредитовано еще дополнительно столько же. Набираем специалистов. Наши возможности растут. Дополнительно сотрудничаем и с другими организациями-партнерами, которые также наращивают свою сеть точек оказания услуг либо открывают новые регистрационные центры. Доступность с каждым днем растет.
Пока что из перерегистрировавшихся ИП в юрлица за получением ЭЦП не обращались.
И. Бабаченок: — Белорусский бизнес — это бизнес успешный, динамично развивающийся, конкурентоспособный, социально ответственный, который работает в рамках правового поля и создает дополнительные блага для страны и граждан.
И. Леус: — В каком соотношении будет этот бизнес, сложно сказать. Интересно самим сравнить, например, 2025 год с 2023-м и посмотреть, насколько поменялись приоритеты в части выбора организационно-правовой формы ведения бизнеса. Либо это станет подавляющее большинство ИП, как и было ранее, либо вырастет число коммерческих организаций. Время покажет.
М. Рябцев: — Белорусский бизнес должен быть больше социально ответственным. У нас социально ориентированное государство, поэтому нужно больше отдавать обществу.
В. Басько: — Учитывая большие планы государства по внедрению новых технологий по идентификации ЭЦП, бизнесу станет проще взаимодействовать между собой и с государством за счет применения новых и безопасных информационных технологий.
ФАКТ
На 1 января 2024 года в Беларуси насчитывалось 252 тысячи действующих индивидуальных предпринимателей. Свыше 90 процентов таких субъектов хозяйствования вошли в обновленный перечень разрешенных видов деятельности по ИП, у остальных есть время для принятия решения.
sichevich@sb.by
Как новеллы отразятся на бизнесе в стране и какие бонусы предусмотрены для укрупнения своего дела — об этом говорили участники круглого стола, организованного газетой «Рэспубліка». В дискуссии приняли участие: заместитель директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Ирина Бабаченок, начальник управления Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Инна Леус, начальник республиканского удостоверяющего центра Владимир Басько и заместитель начальника управления развития предпринимательства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей Максим Рябцев.
Ставка на укрупнение
«Р»: — Второй месяц осени стал щедрым на изменения в белорусском законодательстве. По новым правилам будут работать ИП, самозанятые и ремесленники. Именно с 1 октября вступили в силу основные положения Закона «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности». Как ожидается, результатом проведения реформы должно стать создание четких и понятных условий ведения своего дела субъектами малого предпринимательства, в том числе упрощение администрирования бизнес-процессов. Для чего все-таки назрела необходимость законодательных изменений?
|
|
|
|
При этом законодательно определено, что ИП является субъектом хозяйствования и к их деятельности по общему правилу применяются нормы и правила, как для юридических лиц. К деятельности ремесленников, владельцев агроэкоусадеб и лиц, осуществляющих самостоятельную профдеятельность, используется регулирование, установленное в отношении физических лиц. Иными словами, был реализован подход — ни в коем случае не ухудшить правовое положение экономических агентов, а только привести их в определенную систему.
«Р»: — Одной из самых обсуждаемых норм закона является ограничение индивидуальной предпринимательской деятельности разрешительными перечнями. Насколько известно, в обновленный перечень по ИП включили 127 видов экономической деятельности по 16 секциям. Что же делать тем, кто себя не нашел в них?
И. Бабаченок: — Действительно, законом предусмотрено, что ИП и лица, которые занимаются самостоятельной профессиональной деятельностью, теперь вправе осуществлять свою деятельность согласно перечням, утвержденным Правительством. Одновременно был принят Указ Президента № 328, который обновил условия функционирования для ремесленников, и он также предполагает перечень видов ремесленной деятельности. У нас три категории, которые работают строго по перечням.
После вступления закона в силу «новые» ИП, которые заявят вид деятельности, не указанный в перечне, регистрироваться не будут. Для тех ИП, которые уже осуществляют не указанную в разразрешенном перечне деятельность, устанавливается «переходный период». Это время, когда можно продолжать работу в привычном формате и спокойно определиться с новым статусом. Закон для решения этих вопросов предлагает срок по 31 декабря 2025 года. Каких-либо иных ограничений либо новых обязанностей в отношении индивидуальных предпринимателей, в том числе требования о безусловном переходе в статус юрлица, не предусматривается.
Просто и бесшовно
«Р»: — Насколько известно, перерегистрироваться из ИП в юридическое лицо сегодня уже можно достаточно оперативно. Какие привилегии есть для тех, кто решит укрупниться?И. Леус: — Общеустановленный порядок по созданию субъекта хозяйствования, в частности юрлица, и так достаточно прост. Зарегистрировать юрлицо можно, имея необходимый пакет документов, в течение получаса. Вы подаете документы и уходите с готовым свидетельством о регистрации и уставом. Новый закон позволяет ИП перейти в юрлицо в более упрощенном порядке. Так, предприниматель освобождается от необходимости закрытия ИП. Мы автоматически исключаем его из ЕГР датой регистрации коммерческой организации. Один из бонусов — разрешается регистрировать коммерческую организацию в жилом помещении. Важно, чтобы жилое помещение либо принадлежало ИП на праве собственности, либо он там был зарегистрирован. В обоих случаях необходимо получить согласие проживающих членов семьи в этом жилом помещении. Важный нюанс: платить за коммунальные платежи он будет как физическое лицо.
Кроме того, за создание коммерческой организации не надо будет уплачивать госпошлину. Создать можно любую коммерческую организацию, кроме производственного кооператива. Мы предполагаем, что большинство ИП перейдут в форму обществ с ограниченной ответственностью. Что касается уставного фонда, то их минимальный размер предусмотрен только для акционерных обществ. Для ООО такой размер не предусмотрен. Соответственно, он определяется самостоятельно индивидуальным предпринимателем и формируется в течение года со дня государственной регистрации данной коммерческой организации.
Предусматривается универсальное правопреемство при создании коммерческой организации. Все лицензии, сертификаты, аттестаты, все, что есть у ИП, переходит к создаваемой им коммерческой организации. В целом дается год на переоформление.
В рамках регистрации предприятия возможно одновременно организовать открытие банковского счета. Для этого в заявлении о госрегистрации коммерческой организации нужно просто указать банк, в котором индивидуальный предприниматель собирается открыть счет данной коммерческой организации. По результатам регистрации ИП выдадут один устав со штампом, свидетельствующим о государственной регистрации, а также свидетельство о госрегистрации коммерческой организации. Через пять дней после этого регистрирующий орган выдаст также единое извещение о постановке коммерческой организации на учет в налоговых органах, органах ФСЗН, Белгосстрахе и органах статистики.
За пять дней уже перерегистрировалось 79 ИП.
Подать документы на регистрацию юридического лица индивидуальный предприниматель может лично, обратившись в регистрирующий орган, в электронном виде посредством веб-портала ЕГР в случае наличия ЭЦП, а также обратившись к любому нотариусу.
И. Бабаченок: — Порядок перехода индивидуального предпринимателя из статуса ИП в статус коммерческой организации универсален и носит постоянный характер. Это значит, что ИП, вид деятельности которого вошел в список, может воспользоваться возможностью бесшовного перехода в юрлицо. Созданная ИП коммерческая организация в течение года с момента регистрации может работать по различного рода разрешительным документам, выданным на имя ИП.
Помогут и поддержат
«Р»: — Разного рода «плюшки», конечно, хорошо. Но не секрет, что для развития бизнеса, особенно если речь идет про укрупнение, нужны средства. На какую поддержку можно рассчитывать?М. Рябцев: — Закон предусматривает значительное расширение инструментов государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Основа оказываемой Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей помощи — это займы или финансовая аренда (лизинг). С 1 октября такую поддержку оказываем малому и среднему бизнесу. Что касается сумм, то в виде займов мы можем предоставить средства в сумме до 1 млн рублей сроком до десяти лет. Ставка — от 4,75 годовых до ставки рефинансирования Национального банка. Все зависит от количества создаваемых рабочих мест. Если создается одно рабочее место, то ставка рефинансирования (9,5 процента. — Прим. ред.). Если три и более, а также если это импортозамещающий или экспортно ориентированный проект, то ставка будет 6,5 процента. Резидентам технопарков и инкубаторов, крестьянским и фермерским хозяйствам — 4,75.
Сумма финподдержки в виде финансовой аренды (лизинга) с 1 октября 2024-го увеличилась до 1 млн рублей.Также расширились цели, на которые мы предоставляем финансовую поддержку. Сейчас появилась такая цель, как возведение, реконструкция, модернизация или ремонт капитальных строений, зданий, сооружений и изолированных помещений. Раньше этого не было. Если раньше выдавали займы только на производство и под новое строительство, то с 1 октября появилась возможность получения средств для выполнения работ и оказания услуг.
Кроме того, развиваем еще один вид поддержки — поручительство. С восемью банками заключены соглашения. Если, например, у субъекта хозяйствования не хватает собственного обеспечения, чтобы взять кредит в банке, мы можем за него выступить поручителем. Раньше обеспечивали поручительство на 60 процентов от суммы запрашиваемого кредита, с 1 октября — до 80.
За 2023-й около 40 субъектов малого предпринимательства получили финподдержку фонда, за девять месяцев этого года — 39.
В 2024-м по Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство» на 2021—2025 годы на поддержку малого и среднего бизнеса предусмотрено 11,1 млн рублей.
При этом в 2023-м на эти цели было выделено 4,7 млн рублей. А на 2025 год предусмотрено выделение 11,7 млн рублей. Чаще всего за поддержкой обращаются фермерские хозяйства и перевозчики. Конкурсы для получения финансовой поддержки проходят каждые 15 дней. В этот период претенденты подают необходимый пакет документов. Далее рассматриваются проекты, и в случае соответствия их конкурсному отбору выдается положительное заключение.
И. Бабаченок: — Кроме того, с 1 октября начали действовать новые инструменты государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. В первую очередь это гранты — деньги на безвозмездной основе, которые будут выделяться исполкомами по тем критериям и в том порядке, которые они в настоящее время утверждают. Еще один новый инструмент — возмещение из республиканского бюджета части капитальных затрат на реализацию инвестпроектов, если они финансировались с использованием кредита Банка развития. Распорядителем этих средств будет Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.
Цифра в помощь
«Р»: — В Беларуси с этого года для всех индивидуальных предпринимателей введена обязанность по предоставлению налоговых деклараций в виде электронного документа. Речь идет о документе в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность. А это подтверждается применением сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием открытых ключей организации или физического лица, подписавших этот электронный документ. Как и где это можно сделать?В. Басько: — Вообще, электронная цифровая подпись — это уникальная цифровая информация в виде символов, благодаря которой можно получить сведения, кто именно и когда подписал документ. Это аналог собственноручной подписи, позволяющий совершать юридически значимые действия дистанционно из любой точки мира. И его подделать невозможно.
Механизм получения ЭЦП прост. Сперва надо выбрать регистрационный центр, аккредитованный в ГосСУОК. Далее определитесь с услугой — издать сертификат, выбрать срок, на который хотите его получить. Потом нужно оплатить услугу либо по счету-фактуре, либо через ЕРИП. Затем со всем перечнем собранных документов обратитесь в регистрационный центр. Это можно сделать, записавшись предварительно либо посетив регистрационный центр в порядке живой очереди. Для ИП, у которых имеется действующая ЭЦП, но срок ее истекает до наступления отчетного периода, на официальном интернет-сайте НЦЭУ в разделе «Сертификаты ЭЦП и носители» размещена информация об услуге дистанционного издания сертификата индивидуального предпринимателя с использованием действующего сертификата.
Еще более простым вариантом является получение идентификационной карты, которая одновременно является средством ЭЦП, а срок действия сертификата составляет десять лет.
Для коммерческих организаций, осуществивших переход от ИП, пакет документов стандартный. Это свидетельство о регистрации, перечень сведений, паспорт и носитель, который он ранее использовал для подачи налоговых деклараций, и так далее. При этом желательно заранее посмотреть на портале ЕГР, что он находится в списке перерегистрированных. Это является одним из условий получения данной услуги.
Что касается доступности ЭЦП, то мы сейчас активно работаем над увеличением нашего центра. С сентября расширили точку оказания услуг по адресу Притыцкого, 64 на четыре выездных мобильных и десять стационарных рабочих мест, а с октября уже аккредитовано еще дополнительно столько же. Набираем специалистов. Наши возможности растут. Дополнительно сотрудничаем и с другими организациями-партнерами, которые также наращивают свою сеть точек оказания услуг либо открывают новые регистрационные центры. Доступность с каждым днем растет.
Пока что из перерегистрировавшихся ИП в юрлица за получением ЭЦП не обращались.
В будущее — с оптимизмом
«Р»: — В завершение нашего круглого стола хочу спросить у всех участников, каким вы видите будущее белорусского бизнеса?И. Бабаченок: — Белорусский бизнес — это бизнес успешный, динамично развивающийся, конкурентоспособный, социально ответственный, который работает в рамках правового поля и создает дополнительные блага для страны и граждан.
И. Леус: — В каком соотношении будет этот бизнес, сложно сказать. Интересно самим сравнить, например, 2025 год с 2023-м и посмотреть, насколько поменялись приоритеты в части выбора организационно-правовой формы ведения бизнеса. Либо это станет подавляющее большинство ИП, как и было ранее, либо вырастет число коммерческих организаций. Время покажет.
М. Рябцев: — Белорусский бизнес должен быть больше социально ответственным. У нас социально ориентированное государство, поэтому нужно больше отдавать обществу.
В. Басько: — Учитывая большие планы государства по внедрению новых технологий по идентификации ЭЦП, бизнесу станет проще взаимодействовать между собой и с государством за счет применения новых и безопасных информационных технологий.
ФАКТ
На 1 января 2024 года в Беларуси насчитывалось 252 тысячи действующих индивидуальных предпринимателей. Свыше 90 процентов таких субъектов хозяйствования вошли в обновленный перечень разрешенных видов деятельности по ИП, у остальных есть время для принятия решения.
sichevich@sb.by
Фото из архива «СБ»