Народный календарь и традиции. 1-7 января
28.12.2023 08:45:29
Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ
Итак, утро первого дня: «Солнце ясное встает, солнце за руку ведет новый день и Новый год». Начинается новый месяц нового года. Даже само название первого месяца у нас много чего говорит о его характере — «студзень», и как сказано в народе: «Студзень — году пачатак, а зiме — сярэдзiна».
Очень часто по народным приметам год как бы разделяли надвое, и одна его половина начиналась с 1 января, а другая — с 1 июля. В самом начале года внимательно следили за всеми «праявамi» погоды и проводили своеобразную параллель уже во вторую его половину. Случалось и так, что какой‑нибудь снежный «студзеньскi» день обещал, что ровно через полгода он обернется дождями и непогодью.
По характеру первого месяца старались определить, каким в этом году будет «набытак» в поле и огороде: «Студзень халодны, то год будзе плодны». А вот «гнiлое надвор’е» в начале года не предвещало ничего хорошего, о чем говорили у нас так: «Калi ў студзенi дажджы, то дабра не жджы».
1 января почитают двоих, кто составляет удивительный союз этого дня, — мученика Вонифатия и чудотворца Илью Муромца, реальное существование которого не отрицается. Первый из них в народе считался лекарем от пьянства, и его поддержка очень актуальна в это утро, после принятых горячительных напитков, исключительно для того, чтобы рюмочка была только по праздникам, а не стала ежедневной необходимостью.
2 января с давних времен славили Иоанна Кронштадтского, молитвами которого совершались чудесные исцеления тысяч людей.
3 января. Близится окончание поста, и это время тоже считается необычным, особенным, очень сложным и напряженным, оттого молились о сохранности «хлеба насущного» и обходили все свои хозяйственные постройки, просматривая, все ли в целости и сохранности, не погубила ли «злая сiла» запасы.
4 января — день Анастасии. Остается совсем немного времени до необыкновенного, радостного и веселого праздника Рождества. С его приближением вспоминали, что Дева Мария, находящаяся в ожидании появления Сына своего, искала пристанище для себя. Оттого повышенным вниманием окружали всех беременных женщин, приготавливая только для них особое угощение, с почтением и благодарностью относились к матерям.
5 января вновь беспокоились о том, чтобы нечисть не приблизилась к домам, особенно к «свойскай жывёле». Пекли особое постное печенье в виде «овечек, козулек, коровок, птиц» и т. д., привлекая к себе силы добрые и еще раз вспоминая о том, что пристанище для себя в самый важный день, изменивший весь мир, Дева Мария нашла именно в «яслях».
6 января все находится в ожидании главного, великого события, идет подготовка к празднику. По традиции его полагается встречать в родительском доме. Заметим, что у нас молодая «замужнiца» встречала Рождество именно со своими «бацькамi», а не в доме супруга. Понимание значения и важности родительского дома появляется не сразу, а приходит к человеку со временем, с годами.
Очень часто по народным приметам год как бы разделяли надвое, и одна его половина начиналась с 1 января, а другая — с 1 июля. В самом начале года внимательно следили за всеми «праявамi» погоды и проводили своеобразную параллель уже во вторую его половину. Случалось и так, что какой‑нибудь снежный «студзеньскi» день обещал, что ровно через полгода он обернется дождями и непогодью.
По характеру первого месяца старались определить, каким в этом году будет «набытак» в поле и огороде: «Студзень халодны, то год будзе плодны». А вот «гнiлое надвор’е» в начале года не предвещало ничего хорошего, о чем говорили у нас так: «Калi ў студзенi дажджы, то дабра не жджы».
1 января почитают двоих, кто составляет удивительный союз этого дня, — мученика Вонифатия и чудотворца Илью Муромца, реальное существование которого не отрицается. Первый из них в народе считался лекарем от пьянства, и его поддержка очень актуальна в это утро, после принятых горячительных напитков, исключительно для того, чтобы рюмочка была только по праздникам, а не стала ежедневной необходимостью.
2 января с давних времен славили Иоанна Кронштадтского, молитвами которого совершались чудесные исцеления тысяч людей.
3 января. Близится окончание поста, и это время тоже считается необычным, особенным, очень сложным и напряженным, оттого молились о сохранности «хлеба насущного» и обходили все свои хозяйственные постройки, просматривая, все ли в целости и сохранности, не погубила ли «злая сiла» запасы.
4 января — день Анастасии. Остается совсем немного времени до необыкновенного, радостного и веселого праздника Рождества. С его приближением вспоминали, что Дева Мария, находящаяся в ожидании появления Сына своего, искала пристанище для себя. Оттого повышенным вниманием окружали всех беременных женщин, приготавливая только для них особое угощение, с почтением и благодарностью относились к матерям.
5 января вновь беспокоились о том, чтобы нечисть не приблизилась к домам, особенно к «свойскай жывёле». Пекли особое постное печенье в виде «овечек, козулек, коровок, птиц» и т. д., привлекая к себе силы добрые и еще раз вспоминая о том, что пристанище для себя в самый важный день, изменивший весь мир, Дева Мария нашла именно в «яслях».
6 января все находится в ожидании главного, великого события, идет подготовка к празднику. По традиции его полагается встречать в родительском доме. Заметим, что у нас молодая «замужнiца» встречала Рождество именно со своими «бацькамi», а не в доме супруга. Понимание значения и важности родительского дома появляется не сразу, а приходит к человеку со временем, с годами.
7 января — Праздник праздников — Рождество Христово. Богатый стол со всеми «прысмакамi», которые дожидались своего часа, поздравления и «самыя добрыя пажаданнi» от колядовщиков «пану‑гаспадару», «гаспадыньцы‑журавiнцы», «маладым панiчам i паненкам».Светлого Рождества и веселых Каляд всем!