В Бобруйске детей с особенностями учат социализироваться и находить рабочие места
14.03.2024 09:12:00
Алена ЯСКО
В наши дни инвалидность и особенности психофизического развития — не приговор. При определенных условиях такие молодые люди получают профессии и работают. В Бобруйском государственном индустриально-строительном колледже действует центр профессиональной и социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития. Сюда приезжают ребята со всей области, а обучают их по трем специальностям в отдельных и инклюзивных группах. Как все устроено, изучили в мастерских учебного заведения.
Мастер производственного обучения учреждения образования Нина Кащицкая, и учащийся 306 группы Владимир Карпенко.
Восемнадцатилетнюю Анну Гапанович застаем за работой: учится штукатурить под руководством мастера производственного обучения Елены Пригожаевой. Девушка — сирота, в группе проявила лидерские качества и стала старостой. В колледж вместе с еще четырьмя одноклассницами поступила после окончания Каменской специальной школы-интерната.
— Нравится жить в общежитии, у нас много свободного времени, участвую в занятиях объединения «Декор», чтобы научиться сложному оформлению стен в квартирах, — поясняет Аня. — В колледже трехразовое питание, готовлю и сама — научила тетя. Рада, что появились новые друзья.
— Аня в будущем обязательно станет бригадиром, — вступает в разговор Елена Федоровна. — Наши учащиеся по специальности «маляр — штукатур — облицовщик-плиточник» занимаются не только в мастерских колледжа, некоторые сейчас проходят практику: ремонтируют подъезды и квартиры, красят турники и качели.
Педагог говорит, что детям с особенностями психофизического развития требуется больше внимания, нужно много повторений. Они не всегда хорошо запоминают названия инструментов, зато с делом справляются успешно. При этом в колледже никто не акцентирует внимание на том, что ребята чем-то отличаются от обычных.
Куратор группы с ОПФР Валерий Артюшеня знакомит со своим подопечным Владимиром Карпенко: парень учится на плотника. Вова приехал в Бобруйск из Весновского дома-интерната для детей-инвалидов с ОПР Глусского района. По характеру он непоседа, общительный. Помимо своей основной специальности, проявил интерес и к ремонтам, научился штукатурить и обрабатывать откосы, грунтовать стены.
— Еще в интернате понравилось работать с деревом, — рассказывает Вова. — Мастерил мебель, поделки, плел большие композиции из лозы для украшения территории.
Работа в его руках горит. У Володи доброе сердце: благодаря своей общительности уже в Бобруйске он познакомился с пожилой женщиной в частном секторе, помогает ей колоть дрова. Будущий плотник очень надеется работать и жить самостоятельно.
Дана Юдина, Екатерина Хвост.
Педагог говорит, что в этом вначале помогают кураторы колледжа. Учат, как сделать ремонт в своем жилье, обставить его, распределить деньги с первой зарплаты. Около 60 процентов ребят из этой категории учащихся — сироты, которые росли в школах-интернатах, им сложно даются бытовые навыки. Купить продукты, приготовить еду, пройти по незнакомому маршруту — мастера постоянно приходят на помощь, если это необходимо. К каждому подход индивидуальный. К примеру, один мальчик увлекался насекомыми и во время уборки листьев мог уйти, наблюдая за каким-нибудь жуком… А девочка по дороге в колледж иногда реагировала на какие-то слова, сказанные ей по телефону, и останавливалась прямо на дороге. Их искали и приводили на занятия.
Те, у кого здоровье послабее, при наличии допуска от врачей могут учиться в колледже на рабочего зеленого строительства — цветовода. В группе не более 12 человек, на занятиях мы застали шесть. Мастер производственного обучения Татьяна Аниськова учила ребят высевать семена многолетних цветов.
— Наши дети быстрее устают, деревенские привычны к физической работе, а городские выполняют задания медленнее обычных озеленителей, — комментирует педагог.
В группе второкурсников не только местные, но и ребята из Быхова, Кличевского и Октябрьского районов. Татьяна Аниськова приводит в пример историю из жизни:
— Один из наших учащихся был обычным подростком, проблемы со здоровьем начались после аварии и травмы головы. Он уже окончил другое отделение нашего колледжа, но медкомиссию для работы не прошел. Его снова приняли в колледж учить другой профессии, находится в коллективе, не сидит в четырех стенах. Для него это очень важно, люди с особенностями не должны оставаться одни.
КОМПЕТЕНТНО
Директор Бобруйского государственного индустриально-строительного колледжа Анжела МАЛАШУК:
— Социализация — главная цель нашей работы с учащимися, которые имеют особенности. В целом сейчас на двух курсах центра в Бобруйске 63 человека с интеллектуальной недостаточностью. Общеобразовательные предметы проходят по упрощенной программе и не сдают экзамены за курс средней школы. У нас есть инклюзивная группа, где они обучаются вместе с обычными ребятами. Были в нашей практике и те, кому врачи после обучения снимали поставленный диагноз. Все получают рабочее место по распределению, если позволяет здоровье. Работодателям не всегда легко принять особенности такого человека, но наши педагоги на связи, консультируем их. Следим за судьбами выпускников и видим, что многим удается адаптироваться и работать.
В ТЕМУ
— В 2024 году планируется введение новой специальности «флористический дизайн», квалификации «флорист» третьего разряда для обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью, прорабатывается вопрос дальнейшего расширения перечня специальностей.
Эксперт отметил, что
yasko@sb.by
Мастер производственного обучения учреждения образования Нина Кащицкая, и учащийся 306 группы Владимир Карпенко.
Восемнадцатилетнюю Анну Гапанович застаем за работой: учится штукатурить под руководством мастера производственного обучения Елены Пригожаевой. Девушка — сирота, в группе проявила лидерские качества и стала старостой. В колледж вместе с еще четырьмя одноклассницами поступила после окончания Каменской специальной школы-интерната.
— Нравится жить в общежитии, у нас много свободного времени, участвую в занятиях объединения «Декор», чтобы научиться сложному оформлению стен в квартирах, — поясняет Аня. — В колледже трехразовое питание, готовлю и сама — научила тетя. Рада, что появились новые друзья.
— Аня в будущем обязательно станет бригадиром, — вступает в разговор Елена Федоровна. — Наши учащиеся по специальности «маляр — штукатур — облицовщик-плиточник» занимаются не только в мастерских колледжа, некоторые сейчас проходят практику: ремонтируют подъезды и квартиры, красят турники и качели.
Педагог говорит, что детям с особенностями психофизического развития требуется больше внимания, нужно много повторений. Они не всегда хорошо запоминают названия инструментов, зато с делом справляются успешно. При этом в колледже никто не акцентирует внимание на том, что ребята чем-то отличаются от обычных.
Куратор группы с ОПФР Валерий Артюшеня знакомит со своим подопечным Владимиром Карпенко: парень учится на плотника. Вова приехал в Бобруйск из Весновского дома-интерната для детей-инвалидов с ОПР Глусского района. По характеру он непоседа, общительный. Помимо своей основной специальности, проявил интерес и к ремонтам, научился штукатурить и обрабатывать откосы, грунтовать стены.
— Еще в интернате понравилось работать с деревом, — рассказывает Вова. — Мастерил мебель, поделки, плел большие композиции из лозы для украшения территории.
Работа в его руках горит. У Володи доброе сердце: благодаря своей общительности уже в Бобруйске он познакомился с пожилой женщиной в частном секторе, помогает ей колоть дрова. Будущий плотник очень надеется работать и жить самостоятельно.
Дана Юдина, Екатерина Хвост.
Педагог говорит, что в этом вначале помогают кураторы колледжа. Учат, как сделать ремонт в своем жилье, обставить его, распределить деньги с первой зарплаты. Около 60 процентов ребят из этой категории учащихся — сироты, которые росли в школах-интернатах, им сложно даются бытовые навыки. Купить продукты, приготовить еду, пройти по незнакомому маршруту — мастера постоянно приходят на помощь, если это необходимо. К каждому подход индивидуальный. К примеру, один мальчик увлекался насекомыми и во время уборки листьев мог уйти, наблюдая за каким-нибудь жуком… А девочка по дороге в колледж иногда реагировала на какие-то слова, сказанные ей по телефону, и останавливалась прямо на дороге. Их искали и приводили на занятия.
Те, у кого здоровье послабее, при наличии допуска от врачей могут учиться в колледже на рабочего зеленого строительства — цветовода. В группе не более 12 человек, на занятиях мы застали шесть. Мастер производственного обучения Татьяна Аниськова учила ребят высевать семена многолетних цветов.
— Наши дети быстрее устают, деревенские привычны к физической работе, а городские выполняют задания медленнее обычных озеленителей, — комментирует педагог.
В группе второкурсников не только местные, но и ребята из Быхова, Кличевского и Октябрьского районов. Татьяна Аниськова приводит в пример историю из жизни:
— Один из наших учащихся был обычным подростком, проблемы со здоровьем начались после аварии и травмы головы. Он уже окончил другое отделение нашего колледжа, но медкомиссию для работы не прошел. Его снова приняли в колледж учить другой профессии, находится в коллективе, не сидит в четырех стенах. Для него это очень важно, люди с особенностями не должны оставаться одни.
КОМПЕТЕНТНО
Директор Бобруйского государственного индустриально-строительного колледжа Анжела МАЛАШУК:
— Социализация — главная цель нашей работы с учащимися, которые имеют особенности. В целом сейчас на двух курсах центра в Бобруйске 63 человека с интеллектуальной недостаточностью. Общеобразовательные предметы проходят по упрощенной программе и не сдают экзамены за курс средней школы. У нас есть инклюзивная группа, где они обучаются вместе с обычными ребятами. Были в нашей практике и те, кому врачи после обучения снимали поставленный диагноз. Все получают рабочее место по распределению, если позволяет здоровье. Работодателям не всегда легко принять особенности такого человека, но наши педагоги на связи, консультируем их. Следим за судьбами выпускников и видим, что многим удается адаптироваться и работать.
В ТЕМУ
Новые специальности
В колледжах планируют ввести новую специальность для обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью, рассказал БЕЛТА ректор Республиканского института профессионального образования Валерий Голубовский. Сейчас их обучают по 11 специальностям (17 квалификациям) в 30 учреждениях образования.— В 2024 году планируется введение новой специальности «флористический дизайн», квалификации «флорист» третьего разряда для обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью, прорабатывается вопрос дальнейшего расширения перечня специальностей.
Эксперт отметил, что
в системе профессионального образования в этом учебном году обучается более 2,6 тысячи учащихся с особенностями психофизического развития и инвалидностью в 150 колледжах (4,1 процента от общего количества).Всего в регионах страны восемь центров профессиональной и социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития и одно отделение. Они созданы в Витебском государственном колледже легкой промышленности и технологий, Улльском государственном колледже имени Л. М. Доватора, Могилевском государственном экономическом промышленно-технологическом колледже, Бобруйском государственном индустриально-строительном колледже, Гомельском государственном колледже строителей, Ивацевичском государственном аграрном колледже, Гродненском государственном колледже бытового обслуживания населения, Минском государственном колледже цифровых технологий, отделение — в Минском государственном колледже легкой промышленности и комплексной логистики.
yasko@sb.by