Мнение: страны Балтии становятся задворками Евросоюза
21.10.2024 17:41:00
Дмитрий ШАМКО
Правительство Латвии приняло государственный бюджет на 2025 год и передало его на утверждение в парламент. Президент страны Эдгар Ринкевич назвал его сбалансированным и даже похвалил министров. Но у экспертов сложилось другое мнение.
Иллюстративное фото Pixabay
Грядущую налоговую реформу профессор Саука тоже скорее ругает, чем расхваливает. Он указывает на быстрые и непродуманные решения по латанию дыр в бюджете и отсутствие долгосрочного планирования. Такая недальновидность политиков еще аукнется латвийской экономике, а то, что они придумали в дополнение к новому бюджету, очень не понравилось латвийским банкирам. В ближайшие 3 года им придется просто так отдать государству больше 220 миллионов евро в виде так называемого налога на сверхприбыль. Власти предпочитают называть его «взносами солидарности». Они привязали этот сбор к такому показателю, как темпы роста объемов кредитования: чем больше займов выдаст конкретный банк, тем больше для него может быть скидка по налогу, вплоть до полного освобождения от платежей. Но банки прекрасно осознают, что получить стопроцентную скидку по налогу почти нереально. Ведь объем кредитования зависит от того, как растет экономика, а вот с этим в Латвии сегодня большие проблемы. Если нет роста, не будет и кредитного бума. Более того, новый налог может привести к прямо противоположному результату и сделать займы еще дороже. Тогда спрос на них значительно снизится, и вместо того чтобы вырасти, объемы резко упадут. Кому нужны дорогие кредиты?
Действительно, с одной стороны политиканы обещают избирателям хорошие дороги, современные медучреждения и школы, проще говоря, набирают политические очки. С другой, лоббируют придворных застройщиков и поставщиков, которые готовы щедро оплачивать такое покровительство. На социальную сферу денег нет, но на подобные проекты латышское правительство всегда находит средства, загоняя государство в долговые тупики. Финал один: в лучшем случае долгострой, в худшем — остановка проекта и его замораживание. А выбор для властей сегодня в таких случаях невелик: или отказываться, или занимать миллиарды. Кстати, застройщик Rail Baltica признал, что даже к 2030 году ни в одной из стран Балтии проект не удастся завершить полностью.
Вот и переводят сегодня стрелки «креативные» менеджеры только в своих кабинетах. Например, бывший премьер-министр, а ныне депутат Сейма Кришьянис Кариньш утверждает, что он не знал, что проект потребует финансирования со стороны правительства. Видимо, думал, что все расходы покроет бюджет ЕС? Согласитесь, мягко говоря, странная позиция для премьера страны. Но она показывает всю суть «экономического чуда» маленького прибалтийского государства и многое объясняет. Дело в том, что проект Rail Baltica стартовал еще в 2014 году, и за это время сменилось несколько правительств и чиновников в профильных структурах. Видимо, у каждого, кто приходит работать с этим проектом, свое видение того, о чем информировать кабинет министров, а о чем нет. Варианты финансирования завершения строительства скандально известной железной дороги власти искали недолго. Экс-министр сообщения Анрийс Матисс предложил повысить НДС на 5 %, то есть фактически залезть в карман к латышам, у которых уже почти ничего не осталось.
Коррупция в странах Балтии привела к тому, что эти государства из большого «райского сада» не способны без внешних дотаций осуществить элементарное в технологическом плане строительство объектов транспортной и другой инфраструктуры. Расписываясь в собственной несостоятельности, власти превратили в задворки ЕС то, что еще несколько десятилетий назад было показательной витриной Советского Союза.
Иллюстративное фото Pixabay
Налоговое бремя
Аналитики называют вещи своими именами: государству просто позарез нужны деньги, поэтому и главный финансовый документ соответствующий. На социальные нужды и прогресс — все по минимуму. Как отметил профессор Рижской экономического высшей школы Арнис Саука, это бюджет выживания, а не роста. Эксперт категоричен: для населения страны он сверстан крайне плохо и предусматривает тактику затягивания поясов. Теперь военная составляющая является главным приоритетом, а такие важные факторы роста, как образование и наука, откладываются в сторону. Налогоплательщикам все объясняют очень просто и лаконично: денег больше нет.Грядущую налоговую реформу профессор Саука тоже скорее ругает, чем расхваливает. Он указывает на быстрые и непродуманные решения по латанию дыр в бюджете и отсутствие долгосрочного планирования. Такая недальновидность политиков еще аукнется латвийской экономике, а то, что они придумали в дополнение к новому бюджету, очень не понравилось латвийским банкирам. В ближайшие 3 года им придется просто так отдать государству больше 220 миллионов евро в виде так называемого налога на сверхприбыль. Власти предпочитают называть его «взносами солидарности». Они привязали этот сбор к такому показателю, как темпы роста объемов кредитования: чем больше займов выдаст конкретный банк, тем больше для него может быть скидка по налогу, вплоть до полного освобождения от платежей. Но банки прекрасно осознают, что получить стопроцентную скидку по налогу почти нереально. Ведь объем кредитования зависит от того, как растет экономика, а вот с этим в Латвии сегодня большие проблемы. Если нет роста, не будет и кредитного бума. Более того, новый налог может привести к прямо противоположному результату и сделать займы еще дороже. Тогда спрос на них значительно снизится, и вместо того чтобы вырасти, объемы резко упадут. Кому нужны дорогие кредиты?
Виртуальный проект
Отсутствие финансирования ощущается везде, кроме оборонной отрасли. В Латвии уже устали обходить ямы на дорогах, а «заброшки» и недострои стали полноценными памятниками коррупции местных чиновников. Нашумевший проект Rail Baltica был призван соединить страны Балтии, Польшу и Западную Европу. Людям обещали, что к 2024 году скоростной поезд из Таллина сможет домчать их до границы с Польшей всего за 4 часа. Но это осталось только обещанием. А ревизоры выяснили, что с момента начала строительства стоимость проекта выросла в пять раз: калькуляция в 2 миллиарда евро подскочила до 10. Для сравнения, Беларуси атомная электростанция обошлась порядка 6 миллиардов долларов (строительство энергоблоков). Но это современная АЭС, а не кусок дороги! Проекты в инфраструктурной сфере — едва ли не самая выгодная и прибыльная тема в европейских коррупционных кругах, особенно в тех случаях, когда их не планируют завершать.Действительно, с одной стороны политиканы обещают избирателям хорошие дороги, современные медучреждения и школы, проще говоря, набирают политические очки. С другой, лоббируют придворных застройщиков и поставщиков, которые готовы щедро оплачивать такое покровительство. На социальную сферу денег нет, но на подобные проекты латышское правительство всегда находит средства, загоняя государство в долговые тупики. Финал один: в лучшем случае долгострой, в худшем — остановка проекта и его замораживание. А выбор для властей сегодня в таких случаях невелик: или отказываться, или занимать миллиарды. Кстати, застройщик Rail Baltica признал, что даже к 2030 году ни в одной из стран Балтии проект не удастся завершить полностью.
Финансирование под вопросом
Казалось бы, можно продолжать «осваивать» подачки от ЕС, не выходя из кабинетов, но самые прибыльные времена уходят в прошлое. Экономическое положение не позволяет шиковать, ведь Брюссель в последнее время уже больше забирает, чем дает. Помимо коррупции и халатности прибалтийские «мудрецы» проявили высшую степень политической недальновидности. Выясняется, что рентабельность железной дороги Rail Baltica рассчитывалась исходя из двух основных показателей: перевозки грузов и пассажиров. Причем 37 % грузов должны были поступать из Беларуси, России, Украины, Узбекистана и Казахстана. Более того, предполагалось, что каждый четвертый пассажир будет из Беларуси или России. Как можно игнорировать то обстоятельство, что наши страны всегда останутся соседями Латвии? Тем более многомиллиардные долги за постройку железной дороги имеют не Беларусь и не Россия. Как маленькой стране без энергоресурсов рассчитаться по долгам, если основной источник доходов для нее, транзит, практически уничтожен?Вот и переводят сегодня стрелки «креативные» менеджеры только в своих кабинетах. Например, бывший премьер-министр, а ныне депутат Сейма Кришьянис Кариньш утверждает, что он не знал, что проект потребует финансирования со стороны правительства. Видимо, думал, что все расходы покроет бюджет ЕС? Согласитесь, мягко говоря, странная позиция для премьера страны. Но она показывает всю суть «экономического чуда» маленького прибалтийского государства и многое объясняет. Дело в том, что проект Rail Baltica стартовал еще в 2014 году, и за это время сменилось несколько правительств и чиновников в профильных структурах. Видимо, у каждого, кто приходит работать с этим проектом, свое видение того, о чем информировать кабинет министров, а о чем нет. Варианты финансирования завершения строительства скандально известной железной дороги власти искали недолго. Экс-министр сообщения Анрийс Матисс предложил повысить НДС на 5 %, то есть фактически залезть в карман к латышам, у которых уже почти ничего не осталось.
Коррупция в странах Балтии привела к тому, что эти государства из большого «райского сада» не способны без внешних дотаций осуществить элементарное в технологическом плане строительство объектов транспортной и другой инфраструктуры. Расписываясь в собственной несостоятельности, власти превратили в задворки ЕС то, что еще несколько десятилетий назад было показательной витриной Советского Союза.