Раввин Григорий Абрамович об особенностях празднования еврейского праздника Ту би-Шват
20.01.2024 16:27:00
Вечером 24 января по еврейскому календарю начнется Новый год деревьев (на иврите Ту би-Шват). Изначально среди перечисленных в Талмуде четырех «Новых годов» в трактате Рош а-шана этот день назывался «Начало года для деревьев».
Еще в I веке н. э. у двух школ мудрецов Шамая и Гиллеля был спор на тему, когда отмечать этот день. Первого числа месяца Шват по Шамаю (было бы логично, так как и остальные Новые года выпадают на первое число) или 15-го Швата по Гиллелю? Однако среди аргументов за 15-е были и «выход деревьев в Израиле к этому дню из зимы», и то, что праздники, связанные с урожаем и радостью, начинаются 15-го числа (Песах и Суккот).
Еще более странным кажется то, что после этого спора о Ту би-Швате в письменных источниках мы не слышим о нем около XV веков. В XVI столетии благодаря мудрецам из города Цфат это торжество возрождается, и даже формируется традиция есть фрукты (ведь это плоды деревьев).
До раби Натана Биньямина Бен Элиша Хаим Ашкенази, жившего в XVII веке и более известного как Натан из Газы, никто не пишет о каком-либо порядке, седере, праздновании. Сам автор книги «При Эц адар» не увидел ее при жизни — она была издана только в XVIII веке. Возможно, это связанно с тем, что его идеи были определенно странные. Его понимание мессии не приветствовалось, как и его идеи об отмене постов. Не всем были понятны его трактаты как о сотворении мира, так и о драконах. Однако при всех так называемых странностях его работы заслуживают внимания: иначе они не были бы напечатаны.
Недавно я увидел благословение о том, чтобы дерево было плодоносным: «Да будет воля Твоя, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы то, что мы едим эти плоды, благословляем за них Всевышнего и наслаждаемся ими, оказало чудесное воздействие в духовном мире и привлекло на деревья, рождающие эти плоды, изобилие блага и щедрые благословения свыше…»
Да, Новый год деревьев мы отмечаем зимой, а благословение к урожаю имеет смысл ближе к лету. Но, как гласит народная мудрость, готовь сани летом. И задумываться о важности деревьев и плодов можно в любое время, как и заботиться о природе. В том же XVII веке раби Авраам-Авли Алеви Гомбинер писал о важности вкушения плодов в Ту би-Шват (в книге Маген Авраам), акцентируя внимание на благословении и молитве, которые могут повлиять и на урожай. Была ли эта идея странной тогда и понятна ли она нам сейчас — вопрос открытый. Будучи десятилетним мальчишкой, этот раввин потерял отца (его убили в погроме на территории Украины). Но несмотря на тяжелую утрату, он нашел в себе силы стать раввином, ученым и даже судьей. А также нашел средства для печатания книг.
В список условно странных может быть добавлен и раввин Зеев Вольф Явиц. Этот педагог и историк родом из Польши, а его учитель был родом из Беларуси. В 1890 году он вместе с учениками на праздник Ту би-Шват вышел посадить молодые деревца. И хотя в Израиле в январе и феврале намного теплее, чем в наших широтах, но даже там мало кто решался на посадки до окончания зимнего периода. Что уж говорить про воточноевропейскую территорию? Однако обычай, заложенный этим раввином, стал популярен и известен до наших дней.
Более трех десятков лет назад для кого-то могло показаться странным первое собрание общины Симха в праздник Ту би-Шват. Тогда, в 1993 году, достать на праздник такие фрукты, как финик и инжир, было очень непросто. Хотя сегодня все иначе. Во многом потому, что наша страна прошла серьезный путь за это время и теперь мы с уверенностью шагнули в Год качества.
Так и Новый год деревьев пробивал себе дорогу не одно тысячелетие. В нем скрыта и важность бережливых отношений человека к природе, и осознанное понимание того, что нас окружает через благословение и благодарность Всевышнему. Что-то может показаться странным, на первый взгляд, и в этот Новый год. Но давайте воспринимать это как историю, как часть традиции.
Пусть Всевышний дарует нам в эти зимние дни и теплоту сердца, и свет души по отношению как к природе, так и к ближнему. Эти добродетели во все времена не будут странными, но всегда желанными.
Раввин Григорий АБРАМОВИЧ
Еще в I веке н. э. у двух школ мудрецов Шамая и Гиллеля был спор на тему, когда отмечать этот день. Первого числа месяца Шват по Шамаю (было бы логично, так как и остальные Новые года выпадают на первое число) или 15-го Швата по Гиллелю? Однако среди аргументов за 15-е были и «выход деревьев в Израиле к этому дню из зимы», и то, что праздники, связанные с урожаем и радостью, начинаются 15-го числа (Песах и Суккот).
Еще более странным кажется то, что после этого спора о Ту би-Швате в письменных источниках мы не слышим о нем около XV веков. В XVI столетии благодаря мудрецам из города Цфат это торжество возрождается, и даже формируется традиция есть фрукты (ведь это плоды деревьев).
До раби Натана Биньямина Бен Элиша Хаим Ашкенази, жившего в XVII веке и более известного как Натан из Газы, никто не пишет о каком-либо порядке, седере, праздновании. Сам автор книги «При Эц адар» не увидел ее при жизни — она была издана только в XVIII веке. Возможно, это связанно с тем, что его идеи были определенно странные. Его понимание мессии не приветствовалось, как и его идеи об отмене постов. Не всем были понятны его трактаты как о сотворении мира, так и о драконах. Однако при всех так называемых странностях его работы заслуживают внимания: иначе они не были бы напечатаны.
Недавно я увидел благословение о том, чтобы дерево было плодоносным: «Да будет воля Твоя, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы то, что мы едим эти плоды, благословляем за них Всевышнего и наслаждаемся ими, оказало чудесное воздействие в духовном мире и привлекло на деревья, рождающие эти плоды, изобилие блага и щедрые благословения свыше…»
Да, Новый год деревьев мы отмечаем зимой, а благословение к урожаю имеет смысл ближе к лету. Но, как гласит народная мудрость, готовь сани летом. И задумываться о важности деревьев и плодов можно в любое время, как и заботиться о природе. В том же XVII веке раби Авраам-Авли Алеви Гомбинер писал о важности вкушения плодов в Ту би-Шват (в книге Маген Авраам), акцентируя внимание на благословении и молитве, которые могут повлиять и на урожай. Была ли эта идея странной тогда и понятна ли она нам сейчас — вопрос открытый. Будучи десятилетним мальчишкой, этот раввин потерял отца (его убили в погроме на территории Украины). Но несмотря на тяжелую утрату, он нашел в себе силы стать раввином, ученым и даже судьей. А также нашел средства для печатания книг.
В список условно странных может быть добавлен и раввин Зеев Вольф Явиц. Этот педагог и историк родом из Польши, а его учитель был родом из Беларуси. В 1890 году он вместе с учениками на праздник Ту би-Шват вышел посадить молодые деревца. И хотя в Израиле в январе и феврале намного теплее, чем в наших широтах, но даже там мало кто решался на посадки до окончания зимнего периода. Что уж говорить про воточноевропейскую территорию? Однако обычай, заложенный этим раввином, стал популярен и известен до наших дней.
Более трех десятков лет назад для кого-то могло показаться странным первое собрание общины Симха в праздник Ту би-Шват. Тогда, в 1993 году, достать на праздник такие фрукты, как финик и инжир, было очень непросто. Хотя сегодня все иначе. Во многом потому, что наша страна прошла серьезный путь за это время и теперь мы с уверенностью шагнули в Год качества.
Так и Новый год деревьев пробивал себе дорогу не одно тысячелетие. В нем скрыта и важность бережливых отношений человека к природе, и осознанное понимание того, что нас окружает через благословение и благодарность Всевышнему. Что-то может показаться странным, на первый взгляд, и в этот Новый год. Но давайте воспринимать это как историю, как часть традиции.
Пусть Всевышний дарует нам в эти зимние дни и теплоту сердца, и свет души по отношению как к природе, так и к ближнему. Эти добродетели во все времена не будут странными, но всегда желанными.
Раввин Григорий АБРАМОВИЧ