Комиссия ИКАО опубликовала долгожданный (зачеркнуто) забытый всеми и никому не нужный отчет
22.07.2022 07:56:01
Комиссия ИКАО — Международной организации гражданской авиации — написала наконец итоговый доклад. И полутора лет не прошло. Вы читали? Он есть (100 с лишним страниц) на русском языке. Называется скромно: «Событие, произошедшее в воздушном пространстве Беларуси». Прямо как, скажи ты, «Засуха, случившаяся в Тьмутаракани в середине 12 века». Отчего ж так безлико и меланхолично? Сейчас расскажу.
Оформлен отчет как веселые картинки для взрослых, чтобы было понятно даже… ладно, не будем никого обижать… из ИКАО. Точно так же, кстати, в этом же стиле оформлены и разные отчеты, выходящие с офиса Сьветы Пилипчук, — одна культура, как для дебилов.
Две главные вещи, которые в отчете стоит выделить. Первое, цитирую: «Никакого сопровождения или перехвата рейса со стороны белорусского МИГ-29 не производилось и никаких сообщений от МИГ-29 не было зарегистрировано. Не было никаких сведений от экипажа о причастности военного воздушного судна к полету указанного рейса» — конец цитаты.
То есть самолет никто принудительно не сажал. А именно об этом, я напомню, был главный крик в конце мая прошлого года: захват судна, государственное пиратство и прочая ересь. Более того, в докладе несколько раз описывается, как экипаж сам, после раздумий и совещаний, сам принял решение о посадке в Минске. И никто это делать не заставлял. Ни диспетчеры, ни истребители, никто.
Экипаж сам так решил. Что опять же снимает все вопросы о пиратстве, захвате, воздушном терроризме и прочей ерунде. Если экипаж ошибся, ну, пусть чернокнижница Сапега им выставит иск. Регрессный. В погашение своих выплат по суду.
И еще одно. В 12:30, напомню, самолет летел над Беларусью в Литву, и экипаж о бомбе уже был извещен. В 12:44 начальник смены минского аэропорта информирует начальника смены вильнюсского аэропорта: «Экипаж еще не принял решения. Сообщение по электронной почте было направлено многим получателям в нескольких аэропортах с указанием наличия бомбы на борту, которая может взорваться, когда воздушное судно будет находиться над Вильнюсом».
Как думаете, в тот момент штаны был готов бежать мыть один только начальник литовской смены? Или вся смена вместе с остальными, слышавшими это? Цитирую отчет и слова белоруса дальше: «Экипажу было рекомендовано совершить посадку в Минске. Пока что они следуют по маршруту. Мы ожидаем принятия ими решения». И только в 12:47, когда пилот объявил MAYDAY и свое решение отвернуть на Минск, в Вильнюсе отлегло и можно было начать чиститься. Хоть бы спасибо сказали, что ли.
Вот поэтому и так тихонечко: «Событие». Потому что Беларусь оказалось невозможно обвинить. А надо было, иначе и отчет ни к чему. Вот и событие. Случилось. Само.
Все остальные страницы отчета посвящены попыткам хоть как-то и хоть в чем-то упрекнуть нашу страну. Например, что никто, оказывается, не проводил у нас экспертных совещаний по поводу оценки уровня угрозы.
Ну да, за ту треть часа, пока самолет летел над нашей страной взрываться над Вильней, какое можно было собрать совещание? Ведь и сами пилоты не смогли связаться ни со своей компанией, ни даже с ее сервисным центром в Вильне. Там не было никого! Там письма с угрозами прочли только после выходных, какие совещания?
Или вот: диспетчеру нашему, видите ли, дали отдельный канал для связи с самолетом, а рядом с ним присутствовал неопознанный человек. Снова правильно: это как обучение вождению, когда профессионал садится рядом. Или в ИКАО думают, что наш диспетчер самолеты с бомбами на борту каждую неделю по два раза сопровождает? Таки нет.
Особо отличилась комиссия ИКАО, я считаю, в излюбленном западном передергивании, в игре словами. «Поскольку ни бомба, ни свидетельства ее существования не были обнаружены в ходе досмотра, произведенного перед вылетом в Афинах, а также после различных обысков воздушного судна, произведенных в Беларуси и Литве, считается, что угроза взрыва была заведомо ложной».
Браво, капитан очевидность. Но это известно сейчас! А тогда все, кто не спал, воспринимали угрозу возможной, особенно тот начальник смены вильнюсского аэропорта, над которым и летел взорваться рейс. Теперь же наши белорусские служебные лица в частности и власти вообще обвиняются в трансляции экипажу заведомо ложной угрозы, так?
Нет, они этого не утверждают. Но намекают. И очень зря делают. Потому как вот что произошло уже в Минске: командир судна таки сумел связаться со своими в Варшаве, и те… те, перезвонившись с Дублином, приказали командиру не сохранять запись того, что происходило в кабине во время полета (пп. 3.3.4.5 и 3.3.4.6 отчета).
Еще раз: из Польши. Приказали. Не сохранять. Запись того, как и что обсуждалось в кабине самолета все это время над Беларусью. Это прямо записано в отчете. И это никем не расследовано, будто так и должно быть.
Несмотря на то что «Руководство по производству полетов предусматривает обязательное сохранение данных CVR после любого инцидента/происшествия, которые включают также любой рейс, подавший сигнал MAYDAY».
Таких с виду мелочей, утопленных в словах и картинках, в отчете полно. То они в Швейцарию не слетали, удовольствовавшись литовским пересказом документов. То главному свидетелю сумели задать вопросы лишь по видеосвязи. То не все данные Беларусь им предоставила, потому что истекли сроки хранения.
Ну правильно. Свое отношение к организации и всяким ее комиссиям англосаксы (а вслед за ними и европейцы) показали сразу же. Начав вводить свои санкции, даже ни о чем не спросив то ИКАО.
В итоге к нам в Беларусь комиссия собралась через три месяца, никуда не торопясь. Понятно, что данные с камер или телефонов успели постираться, вы б еще через пяток лет приехали. Впрочем, больше не приедут, свое комиссия ИКАО с горем пополам отработала. Сто страниц позора — и забыть про эту историю на всю жизнь. Потому что профессионалам должно быть, наверное, стыдно.
А вот англосаксам — нет. И их лимитрофам — тоже нет. Об извинениях можно не заикаться. О снятии санкций тем более. Этим они, англосаксы с лимитрофами, и отличаются — и от профессионалов, и от людей чести и совести.
Уж простите, накипело.