В какой защите нуждается киберпространство
22.08.2024 07:31:00
Юрий ТЕРЕХ
Когда-то люди огораживали свои поселения частоколами, потом начали строить каменные стены вокруг замков, ну а чуть позже додумались до охраняемых границ с колючей проволокой и минными полями. Новые времена предъявляют новые требования. И вот сейчас нам приходится задумываться о строительстве виртуальных стен для обороны нашего информационного пространства. Но нужно сразу оговориться, что в рамках страны такого размера, как Беларусь, говорить о полноценном цифровом суверенитете нельзя по определению. В то же время для обеспечения наших национальных интересов сделать на этой ниве мы можем очень многое.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Цифровая повестка союза (Евразийского экономического союза. — Прим. ред.) требует существенной актуализации. В первую очередь это касается Интегрированной информационной системы ЕАЭС, которая обеспечивает совместную работу государственных информационных ресурсов и систем государств нашего союза. Это должны создавать и контролировать мы, не отдавая на откуп американцам или западноевропейцам, как было раньше. Подготовленные кадры и материально-техническая база у нас есть. Люди готовы в этом направлении работать.
Во время пленарного заседания II Евразийского экономического форума в Москве, 24 мая 2023 года.
— Цифровая повестка союза (Евразийского экономического союза. — Прим. ред.) требует существенной актуализации. В первую очередь это касается Интегрированной информационной системы ЕАЭС, которая обеспечивает совместную работу государственных информационных ресурсов и систем государств нашего союза. Это должны создавать и контролировать мы, не отдавая на откуп американцам или западноевропейцам, как было раньше. Подготовленные кадры и материально-техническая база у нас есть. Люди готовы в этом направлении работать.
Во время пленарного заседания II Евразийского экономического форума в Москве, 24 мая 2023 года.
Железный вопрос
Производство собственных технических решений, безусловно, является одним из важнейших условий для организации цифрового суверенитета. Ведь бытовые компьютеры — лишь малая часть электроники, которая необходима для функционирования всей инфраструктуры государства. Электроника везде: от систем организации дорожного движения до банковских платежных систем. И все это должно обслуживаться, своевременно заменяться, получать от производителей актуальные обновления, и еще очень много всего. И вот представьте себе, что, скажем, поставщик оборудования для банкоматов внезапно откажется работать с нашей страной. Запасные части взять будет негде, обслужить выходящие из строя банкоматы мы не сможем, а альтернативой станут только списание всего имеющегося оборудования в утиль и поиск нового поставщика. Да, что-то можно заменить аналогами, что-то можно подкрутить, но для банков такой подход неприемлем в принципе. Или вот тот же пример для сотовой связи: представляете, чего будет стоить заменить все сотовые вышки по стране?Конечно, любой порядочный капиталист всегда будет стараться сохранить рынок сбыта, и как бы политики ни хотели принудить его выполнять свои решения, драться он будет за каждый цент. Что мы, собственно, и могли наблюдать на примере России, когда Запад оттуда попытался выдавить айтишные компании, а они такой емкий рынок терять не хотели. Да, неудобств появилось много, но большинство как-то изыскало способы продолжения работы. И оборудование поставляется, и программное обеспечение обновляется, и все делают вид, что никто ничего не замечает.
Капитализм вполне способен продемонстрировать свой звериный оскал тем западным политикам, которые у него кость из миски хотят стащить.Тот редкий случай, когда скверный характер капитала пошел многим на пользу. Лицо сохранить все, конечно, стараются, но после определенной доли прибыли о санкциях перестают даже думать.
Но все же поставки электроники могут оказаться крайне болезненным рычагом давления. Уравновешивается это тем, что самостоятельным обеспечением себя всем спектром электроники могут похвастаться только Китай и с некоторой натяжкой США. Ну просто часть американских производств находится в Китае, и в случае серьезного обострения отношений между этими странами дракон способен поставить орла в крайне дискомфортную позицию. Да и Россия сейчас спешно пытается отвязаться от зависимостей в поставках электроники, но работы там еще очень много, хотя и определенные успехи отрицать нельзя. По крайней мере, создать свой собственный процессор «Эльбрус» там уже смогли и даже начинают внедрять. А как раз именно производство процессоров — один из самых технически сложных моментов.
Очевидно, что Беларусь в данном вопросе будет сотрудничать с Китаем, который по очень многим позициям в производстве электроники уже вышел в мировые лидеры и темпов сбавлять вроде как не собирается.По тем же решениям для сотовой связи Поднебесная с Западом уже не конкурирует, так как обогнала его.
Мягкая сила
Ну а вот с операционными системами дела обстоят несколько сложнее, чем с производством электроники. Никому не надо объяснять, что на рынке десктопных операционных систем доминирующее положение занимает Windows в различных своих ипостасях. И хотя делать свое собственное программное обеспечение все давно научились, работает оно все же именно на этой операционной системе. По сути, эта американская операционка есть почти в каждом доме, на каждом предприятии, и абсолютно подавляющее большинство людей пользуется именно ею. Да и большинство действительно серьезных программных продуктов создается именно под винду. А главная проблема тут в том, что у Windows исходный код закрыт, то есть мы проверить не можем, что там и как прописано внутри, да и обновления все выпускаются за рубежом, и многие сервисы там же расположены, и информация пользовательская туда стекается. И, к слову, часть так привычных нам банкоматов работает на ней же. В общем, в плане цифрового суверенитета это все порождает немало вопросов.Можно ли создать свою собственную операционную систему? Да запросто, их существует огромное множество, некоторые даже разработаны энтузиастами-одиночками. Вот только тут есть парочку нюансов. Все такие системы являются крайне узкоспециализированными и обычно служат для решения очень ответственных, но ненужных бытовому потребителю задач. К примеру, разведение мостов при проходе кораблей, управление производственными комплексами, контроль буровых установок, в общем, все то, с чем в быту столкнуться крайне сложно.
Создать же современную систему именно для обычных пользователей — задача крайне нетривиальная.В первую очередь потому, что любая операционка должна взаимодействовать с различными устройствами, а производители устройств точно не захотят выпускать драйвера для какой-то операционной системы в отдельно взятой стране. Но даже если сделать систему, которая будет работать со строго определенной конфигурацией оборудования, мы столкнемся с отсутствием программного обеспечения, а его разработка под весь спектр существующих задач — проблема кратно более дорогая, чем создание собственной операционной системы.
Но тут есть еще один вариант. Можно воспользоваться системой Linux с открытым исходным кодом и на ее базе собрать все что угодно, тут у нас не будет проблем с драйверами и безопасностью. Но это будет не собственная операционка, а конструктор из уже созданных компонентов. Именно по такому пути пошла Северная Корея, там на государственном уровне используется такая операционка, с кучей прикрученных контрольных функций вроде возможности открытия документов только с соответствующей цифровой подписью.Могут ли белорусы пользоваться такими системами? Безусловно, могут, тут даже делать ничего не надо, уже есть множество готовых решений. Та же Ubuntu чудо как хороша и весьма дружественна к пользователям, полностью русифицирована и способна решать большинство бытовых задач. Вот только это система с совершенно другой философией и организацией, а подавляющее большинство пользователей просто не захотят отказываться от привычных окошек ради чего-то нового и непонятного. Да и все же в эксплуатации подобные системы несколько сложнее. Ну а все любопытные и так уже все посмотрели и потрогали. И опять же, как только мы сталкиваемся с чуть более необычной задачей, чем смонтировать небольшое кино из нескольких роликов, снятых на телефон, нам опять приходится возвращаться к привычной Windows. И что еще крайне немаловажно, большинство игрушек нормально работает только в Windows, а дети очень любят поиграть, да и некоторые взрослые тоже, и это также серьезно влияет на выбор операционной системы.
В общем, в обозримом будущем ситуация точно не изменится, Windows останется с нами. И если с операционной системой мы толком ничего сделать не можем, то вот возможностей для манипуляций с информационным наполнением у нас гораздо больше.
Сила влияния
Вот мы и подошли к самому главному вопросу — к контенту, распространяемому в нашем информационном пространстве. Естественно, эту тему просто нельзя обсуждать без оглядки на двадцатый год, когда на нашу страну сбросили информационную бомбу, поразившую многих наших соотечественников. Само собой, опыт учтен и меры для исключения подобного принимаются постоянно. Работа тут ведется не только в виртуальном пространстве.Так уж сложилось, что четыре года назад основным источником распространения деструктивной информации были именно мессенджеры и социальные сети, которые, впрочем, иногда сближаются до степени смешения. И естественно, в такой небольшой стране, как Беларусь, запускать свой внутренний мессенджер или социальную сеть никакого смысла нету, такие вещи работают только со значительно большей аудиторией. Но проблему решать как-то надо, и если свое мы создать в силу демографии не можем, то вот привлечь что-то полезное со стороны вполне в наших силах. Ведь встает совершенно резонный вопрос: как сделать, чтобы мессенджеры, через которые распространяется вредоносный контент, стали менее привлекательными для граждан? И чем сограждан можно заманить туда, где такого контента нету?
Китай эту проблему решил весьма изящно, создав многофункциональный WeChat, который является не только социальной сетью, но и платежным терминалом, работающим в обе стороны, площадкой для интернет-магазинов, удостоверением личности. И это при сохранении функционала обычного мессенджера / социальной сети.
И вот подобная платформа однозначно будет для людей гораздо привлекательнее обычного мессенджера. Конечно, совсем читать экстремистов не перестанут, но весьма существенный отток аудитории произойдет. Только надо как-то с Китаем договориться, чтоб у нас платежи, в частности, через эту платформу заработали. А люди подтянутся очень быстро, да и интернет-магазины туда моментально зайдут. Это лишь пример, но как-то двигаться к подобному решению надо. Просто сделать так, чтобы удобная для нас платформа стала для людей на порядок привлекательнее неудобной.
Но в том, что нас в преддверии ближайших выборов ожидает новая волна информационной войны, сомневаться вообще не приходится.Будут и внешние накаты, и внутренние враги проснутся. Собственно, оно уже потихоньку начинается. Но опыт противодействия у нас уже есть, методики мы обкатали, систему противодействия настроили. Дальше остается только ее оттачивать и закрывать информационные бреши. В конце концов, тут мы находимся не только информационно, но и физически. А дома, как известно, и стены помогают.
ВАЖНО!
Цифровой суверенитет состоит из трех составляющих. Производство собственной электроники, создание операционных систем и софта для них, влияние на цифровой контент, распространяемый среди своей аудитории.
КНУТ И ПРЯНИК
Когда мы говорим о цифровом суверенитете, нельзя забывать и о таких мерах, как блокировка экстремистских ресурсов в нашем информационном поле. Эта мера действительно работает. Конечно, если кто-то очень хочет посетить экстремистский ресурс, дорогу он найдет. Но на практике таких людей очень мало. А подавляющее большинство совершенно не горит желанием заниматься обходом блокировок. Вот и приходится беглым экстремистам рекламировать через тот же Telegram специальные одноразовые ссылки, чтоб хоть кто-то их ресурсы почитал. Но если кнут совместить с пряником в виде более удобной альтернативы, результат будет еще более впечатляющим.