Соцсети в наступающем году попытаются еще глубже проникнуть в умы пользователей
21.12.2023 08:26:00
Александр НЕСТЕРОВ
В следующем году социальные сети продолжат оставаться высокоприбыльными за счет непрерывной генерации контента, зачастую фейкового и хайпового
С экономикой соцсетей все более-менее понятно. А вот насчет содержания традиционно есть вопросы. Потому что зарабатывают популярность эти площадки зачастую на шуме и хайпе. За примерами не будем далеко ходить. На днях тот же TikTok подвел итоги года, опубликовав перечень самых популярных клипов, размещенных на данной платформе. Примитив рулит. Первое место в рейтинге мирового трендового контента занял ролик с бордер-колли Кейт, которая пасет овец. На второй позиции — рецепт сосисок с сыром в хлебе. На третьем — тикток под хитовый трек «Капибара».
Что касается фейков в соцсетях, то это извечные спутники друг друга. Интересная информация для постсоветского пространства: всероссийский межведомственный центр компетенций в сфере интернет-коммуникаций «Диалог» утверждает, что наибольшее количество фейков нынче фиксируется в мессенджере Telegram.
Кстати, тот, кто устал от социальных сетей, чаще доверяют дезинформации, чем все остальные. К такому выводу, проведя масштабное исследование, пришли недавно ученые из Технологического университета Наньяна (Сингапур) и Калифорнийского университета в Дэвисе (США).
Один из явно выраженных трендов — упор на короткие видеоролики. Ставка компании Google на продвижение сервиса YouTube Shorts полностью себя оправдала: еще в июне ежемесячная аудитория формата перешагнула отметку в 2 миллиарда пользователей. Это позволило компании догнать и перегнать главного конкурента — TikTok.
Успешные и вирусные короткие видео в сетях станут более SEO-ориентированными, так что найти просто развлекательный контент превратится в серьезную проблему. Будет больше «экспертных», игровых и репортажных роликов, напрямую или косвенно рекламирующих компании или бренды.
Еще одна очевидная тенденция 2024‑го — использование в видеоконтенте субтитров и титров. Дело в том, что большинство пользователей просматривает контент с мобильных устройств и далеко не всегда включает звук. Зато изображения игнорирует редко. Наличие и правильное расположение ключевых слов согласно задумке должно сподвигнуть потребителей к желаемым автору действиям.
А как дела с фейками и прочим негативом? Борьба с этим злом явно запаздывает. Европейский акт о цифровых услугах, усиливающий прозрачность модерации контента, начал работать лишь несколько месяцев назад. На соцсети, поисковые системы и торговые площадки нынче возложены дополнительные обязательства по борьбе с распространением незаконного контента, разжиганием ненависти, дезинформацией и коммерческим мошенничеством. Результаты этой работы, надо полагать, мы также увидим в 2024‑м.
В Беларуси борьба с агрессией и фейками из соцсетей — важная государственная задача, над реализацией которой у нас плотно работают не первый год. Одна из важных составляющих — четкая и слаженная деятельность традиционных СМИ, в первую очередь государственных.
О необходимости подобных мер, кстати, говорили участники прошедшего в декабре в Гуанчжоу (Южный Китай) V Всемирного медиасаммита. В мероприятии, организованном китайским информационным агентством Xinhua, приняли участие представители 197 СМИ из 101 страны, в том числе и из Беларуси. На саммите было принято совместное заявление участников о борьбе с дезинформацией и сотрудничестве в области новейших технологий.
Тему продолжил в середине месяца, уже на республиканском уровне, министр информации Владимир Перцов. Выступая на X Форуме молодых журналистов «Журналистика сегодня: территория ответственности», он напомнил, что работе традиционных средств массовой информации и идеологов активно препятствуют медиаподобные блогеры, активисты социальных сетей, а также специально созданные и мимикрирующие под СМИ структуры:
— Наши оппоненты ведут агрессивную информационную политику по завоеванию сердец и умов молодых людей, которые, листая ленту соцсетей, не всегда могут отделить правду от неправды. Особенно это положение опасно сейчас, когда скорость превалирует над качеством, над фактчекингом (предварительной проверкой информации. — Прим. авт.)… Молодежь только постфактум понимает, что повелась на фейки, вброшенные любимой псевдоблогершей или другим инфлюенсером, на которого молодые люди подписаны в мессенджере или соцсети. Наша задача — не допустить этого.
Тот, кто в свое время предрекал скорую смерть социальных медиа, был недальновиден. После адаптации соцсетей к новым политическим и законотворческим реалиям специалисты предсказывают очередной прорыв в развитии контента. Спасибо прогрессу в сфере технологий искусственного интеллекта, а также курсу бизнеса на индивидуальный подход к каждому пользователю. Впрочем, обо всем по порядку.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Бурное развитие средств связи и коммуникации, электронных СМИ и социальных сетей кардинально изменило жизнь людей на нашей планете. Расширились возможности для экономики и социальной сферы, просто общения, но одновременно мир и сам человек стали более уязвимыми. Не случайно в наш лексикон прочно вошло словосочетание «информационная война». Сотрудники средств массовой информации и специалисты, обеспечивающие работу коммуникационных систем, по сути, находятся на передовой информационного фронта, где идет бескомпромиссная битва за умы и души людей. Мы никак не можем проиграть тем, кто намерен отменить нашу историю и культуру, а заодно само государство и белорусский народ.
Из поздравления работникам сферы информации и связи с профессиональными праздниками — Днем печати и Днем работников радио, телевидения и связи, 5 мая 2022 года.
— Бурное развитие средств связи и коммуникации, электронных СМИ и социальных сетей кардинально изменило жизнь людей на нашей планете. Расширились возможности для экономики и социальной сферы, просто общения, но одновременно мир и сам человек стали более уязвимыми. Не случайно в наш лексикон прочно вошло словосочетание «информационная война». Сотрудники средств массовой информации и специалисты, обеспечивающие работу коммуникационных систем, по сути, находятся на передовой информационного фронта, где идет бескомпромиссная битва за умы и души людей. Мы никак не можем проиграть тем, кто намерен отменить нашу историю и культуру, а заодно само государство и белорусский народ.
Из поздравления работникам сферы информации и связи с профессиональными праздниками — Днем печати и Днем работников радио, телевидения и связи, 5 мая 2022 года.
На волне стабильного спроса
Социальные сети продолжают укреплять лидерские позиции на ниве непрерывной генерации контента.Адаптируясь к запросам и интересам аудитории, они в большинстве своем высокоприбыльны. Даже многострадальная сеть X (бывший Twitter) миллиардера Илона Маска, которой недавно многие рекламодатели объявили бойкот, по итогам нынешнего года намерена выручить на рекламных контрактах около 2,5 миллиарда долларов. В три раза меньше уровня 2021‑го, но все же.
Крупнейшая в России и странах СНГ социальная сеть «ВКонтакте» по итогам 9 месяцев 2023‑го показала рост в 22 процента. Основной источник выручки — онлайн-реклама. Telegram за 10 лет своего существования приобрел более 800 миллионов активных пользователей. Его основатель Павел Дуров на днях заявил, что платная подписка на расширенную версию Telegram Premium является самой быстрорастущей в истории приложений для обмена сообщениями. А если верить последним данным поставщика аналитики приложений data.ai, сверхпопулярный у молодых белорусов TikTok стал первым неигровым мобильным приложением с оборотом в 10 миллиардов долларов.
С экономикой соцсетей все более-менее понятно. А вот насчет содержания традиционно есть вопросы. Потому что зарабатывают популярность эти площадки зачастую на шуме и хайпе. За примерами не будем далеко ходить. На днях тот же TikTok подвел итоги года, опубликовав перечень самых популярных клипов, размещенных на данной платформе. Примитив рулит. Первое место в рейтинге мирового трендового контента занял ролик с бордер-колли Кейт, которая пасет овец. На второй позиции — рецепт сосисок с сыром в хлебе. На третьем — тикток под хитовый трек «Капибара».
Что касается фейков в соцсетях, то это извечные спутники друг друга. Интересная информация для постсоветского пространства: всероссийский межведомственный центр компетенций в сфере интернет-коммуникаций «Диалог» утверждает, что наибольшее количество фейков нынче фиксируется в мессенджере Telegram.
— Доля фейковых публикаций на площадке мессенджера по сравнению с 2022 годом увеличилась на 90,6 процента, — говорится в сообщении «Диалога», подготовленном к прошедшему в ноябре в Москве форуму «Диалог о фейках».Одно радует: согласно тому же источнику, средняя продолжительность жизни фейков в нынешнем году снизилась примерно на 22 часа и составила 4 дня (подробности в инфографике). Лидирующей механикой создания фейков остается «намеренная дезинформация». Наблюдается также постепенный рост числа таких сообщений, созданных с помощью средств синтезирования контента искусственным интеллектом (ИИ).
Кстати, тот, кто устал от социальных сетей, чаще доверяют дезинформации, чем все остальные. К такому выводу, проведя масштабное исследование, пришли недавно ученые из Технологического университета Наньяна (Сингапур) и Калифорнийского университета в Дэвисе (США).
Покороче и попроще
На 100 процентов угадать, куда склонится чаша на весах предпочтений многомиллионной пользовательской аудитории соцсетей в ближайшем будущем, невозможно. Однако платформа для управления социальными сетями Hootsuite рискнула озвучить прогнозы на 2024 год. И не только она. И вот что получается.Один из явно выраженных трендов — упор на короткие видеоролики. Ставка компании Google на продвижение сервиса YouTube Shorts полностью себя оправдала: еще в июне ежемесячная аудитория формата перешагнула отметку в 2 миллиарда пользователей. Это позволило компании догнать и перегнать главного конкурента — TikTok.
В следующем году тенденция создания коротких видеороликов на различных платформах лишь усилится — в угоду представителям так называемого поколения Z — тех, кто родился с 1997 по 2012 год. Молодежь любит покороче и попроще. Получите!
В соцсети потихоньку перемещается и функция поиска товаров и рекомендаций. Согласно данным Hubspot, почти четверть потребителей в возрасте от 18 до 54 лет ищут бренды именно там, а среди поколения Z этот показатель и вовсе превышает 35 процентов. Так что поиск заведения для перекуса в каком-нибудь Instagram в 2024‑м будет вполне обычным делом. Как следствие — за потребителями перекочуют и рекламодатели.
Еще одна очевидная тенденция 2024‑го — использование в видеоконтенте субтитров и титров. Дело в том, что большинство пользователей просматривает контент с мобильных устройств и далеко не всегда включает звук. Зато изображения игнорирует редко. Наличие и правильное расположение ключевых слов согласно задумке должно сподвигнуть потребителей к желаемым автору действиям.
Соцсети также будут вынуждены искать баланс между аутентичностью информации и продуктом, который создан с помощью искусственного интеллекта. Пользователям придется сложнее: ИИ нынче на подъеме, и отличить продукт мозговой деятельности реальных людей от сгенерированного силами машин все труднее.По некоторым данным, использование ИИ для редактирования изображений может увеличиться более чем в 2 раза.
За правду нужно бороться
Проблема киберагрессии в цифровой среде сегодня актуальна как никогда, и соцсети не остаются в стороне от нее. Диапазон их наступления на мозги пользователей широк — от навязывания общения до запугивания и травли. Даже в «продвинутой» Европе начинают бить тревогу. Например, в недавнем докладе Агентства Европейского союза по защите прав человека говорится, что в интернете широко распространены агрессивные высказывания в отношении женщин, мигрантов и последователей различных религий. Исследование проводилось в Болгарии, Германии, Италии и Швеции — были проанализированы комментарии в соцсетях X, Telegram, YouTube и Reddit. Из полутора тысяч просмотренных сообщений более половины признаны агрессивными!
А как дела с фейками и прочим негативом? Борьба с этим злом явно запаздывает. Европейский акт о цифровых услугах, усиливающий прозрачность модерации контента, начал работать лишь несколько месяцев назад. На соцсети, поисковые системы и торговые площадки нынче возложены дополнительные обязательства по борьбе с распространением незаконного контента, разжиганием ненависти, дезинформацией и коммерческим мошенничеством. Результаты этой работы, надо полагать, мы также увидим в 2024‑м.
В Беларуси борьба с агрессией и фейками из соцсетей — важная государственная задача, над реализацией которой у нас плотно работают не первый год. Одна из важных составляющих — четкая и слаженная деятельность традиционных СМИ, в первую очередь государственных.
О необходимости подобных мер, кстати, говорили участники прошедшего в декабре в Гуанчжоу (Южный Китай) V Всемирного медиасаммита. В мероприятии, организованном китайским информационным агентством Xinhua, приняли участие представители 197 СМИ из 101 страны, в том числе и из Беларуси. На саммите было принято совместное заявление участников о борьбе с дезинформацией и сотрудничестве в области новейших технологий.
Тему продолжил в середине месяца, уже на республиканском уровне, министр информации Владимир Перцов. Выступая на X Форуме молодых журналистов «Журналистика сегодня: территория ответственности», он напомнил, что работе традиционных средств массовой информации и идеологов активно препятствуют медиаподобные блогеры, активисты социальных сетей, а также специально созданные и мимикрирующие под СМИ структуры:
— Наши оппоненты ведут агрессивную информационную политику по завоеванию сердец и умов молодых людей, которые, листая ленту соцсетей, не всегда могут отделить правду от неправды. Особенно это положение опасно сейчас, когда скорость превалирует над качеством, над фактчекингом (предварительной проверкой информации. — Прим. авт.)… Молодежь только постфактум понимает, что повелась на фейки, вброшенные любимой псевдоблогершей или другим инфлюенсером, на которого молодые люди подписаны в мессенджере или соцсети. Наша задача — не допустить этого.
Не прекращающаяся борьба за правдивую информацию, в том числе и в соцсетях, — это еще один тренд 2024 года.