Образовательные туры, медиазавтраки и ролики в соцсетях — в стране развиваются трендовые методы профориентации
29.11.2023 07:33:00
Таисия АЗАНОВИЧ
За раннюю профориентацию школьников взялись со всей ответственностью. Все‑таки диплому о высшем образовании не место на полке. А специалист должен быть не только профессионалом, но и человеком, любящим свое дело. Вместе с традиционными формами рождаются и совершенно новые. Необычную инициативу предложили в Могилевском государственном областном лицее № 1: организуют для учащихся экскурсионные поездки по белорусским вузам. Список учреждений для посещений зависит от профиля: потенциальные экономисты едут в БГЭУ, а будущие политики и управленцы — в Академию управления при Президенте.
— Для нас это стало еще и хорошей проверкой: а точно ли мы определились с призванием. В анатомическом музее БГМУ, например, видели скелет, ангионеврологическую мумию, плод с двумя головами. В Гродненском наблюдали, как студенты оттачивали навыки на роботах и тренажерах. И напряжение в воздухе ощущалось такое, словно на настоящей операции присутствовали. В Гомеле побывали на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии, где нас подвели к микроскопам и дали исследовать образцы крови.
Именно во время таких путешествий Мария выбрала вуз:
— При посещении Витебского медуниверситета я словила тот самый вайб. Люди, атмосфера, студенты — впечатлило все!
В Могилевском государственном областном лицее № 1 разработали четкую профориентационную стратегию. Ключевая задача — подготовка учащихся к осознанному выбору профессии, подчеркивает заместитель директора по воспитательной работе Елена Емельянова:
— В нашем учреждении четыре профиля: физико‑математический, химико‑биологический, филологический и обществоведческий. Для каждого блока продумываем экскурсионный маршрут.
Результат есть: до 98 процентов выпускников поступают в вузы, причем многие выбирают те позиции, о которых раньше могли и не догадываться.
— Упор делаем не на модные направления, а на нужные для экономики страны, — замечает спикер. — Так мы точно уверены, что наши ребята не останутся без работы, будут востребованы на рынке труда.
— Если считаете, что об этом все в курсе, заблуждаетесь. Даже взрослые до сих пор полагают, что наш вуз рисует образовательную траекторию исключительно для бухгалтеров, экономистов и финансистов — вот, собственно, и все дороги. Когда я говорю, что БГЭУ предлагает подготовку по 22 специальностям, причем в каждой есть набор профилизаций, — смотрят с широко открытыми глазами.
Елена Петриченко уверена, что беседа со школьниками должна быть эмоциональной — только так молодежь можно увлечь.
Во времена, когда за молодые умы идет активная борьба, а зарубежные вузы готовы предлагать любые плюшки, важно доносить ценность и значимость белорусского образования. В БГУ два года назад целенаправленно создали отдел профориентации, распределения и трудоустройства. Здесь провели анкетирование первокурсников: чье мнение повлияло на выбор будущей профессии. В исследовании молодые люди часто указывали родителей. Результаты вдохновили специалистов вуза на создание новых способов взаимодействия с абитуриентами, говорит начальник отдела Марина Танасевич:
— Возникла идея устраивать медиазавтраки с родителями — прямые эфиры на образовательные темы. В ближайшее время надеемся ее реализовать.
azanovich@sb.by
Определяем профиль
Лицеистка Мария Маркович с детства знала, что станет врачом. С определением профиля у нее даже сомнений не было — только химико‑биологический. А вот о выборе вуза задумалась аккурат в 10‑м классе, когда стала участником экскурсионных образовательных туров. В прошлом году она вместе с одноклассниками объездила все медуниверситеты страны, отмечает девушка:— Для нас это стало еще и хорошей проверкой: а точно ли мы определились с призванием. В анатомическом музее БГМУ, например, видели скелет, ангионеврологическую мумию, плод с двумя головами. В Гродненском наблюдали, как студенты оттачивали навыки на роботах и тренажерах. И напряжение в воздухе ощущалось такое, словно на настоящей операции присутствовали. В Гомеле побывали на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии, где нас подвели к микроскопам и дали исследовать образцы крови.
Именно во время таких путешествий Мария выбрала вуз:
— При посещении Витебского медуниверситета я словила тот самый вайб. Люди, атмосфера, студенты — впечатлило все!
В Могилевском государственном областном лицее № 1 разработали четкую профориентационную стратегию. Ключевая задача — подготовка учащихся к осознанному выбору профессии, подчеркивает заместитель директора по воспитательной работе Елена Емельянова:
— В нашем учреждении четыре профиля: физико‑математический, химико‑биологический, филологический и обществоведческий. Для каждого блока продумываем экскурсионный маршрут.
Обычно посещаем два‑три вуза, чтобы у детей не терялся фокус внимания. Например, гуманитарии едут в лингвистический университет, БГЭУ, Академию управления при Президенте. Если говорить о физмате, то однозначно в списке будут БГУ, БГУИР, БНТУ. Не забываем про региональные вузы — уровень подготовки в них впечатляет ничуть не меньше. Но демонстрируем не только потенциал образовательных учреждений, показываем и разнообразие специальностей.
Результат есть: до 98 процентов выпускников поступают в вузы, причем многие выбирают те позиции, о которых раньше могли и не догадываться.
— Упор делаем не на модные направления, а на нужные для экономики страны, — замечает спикер. — Так мы точно уверены, что наши ребята не останутся без работы, будут востребованы на рынке труда.
Выйти за рамки
Декан факультета экономики и менеджмента БГЭУ Елена Петриченко уверена: на экскурсиях ребятам должны показывать, что вузы предлагают широкий спектр возможностей.— Если считаете, что об этом все в курсе, заблуждаетесь. Даже взрослые до сих пор полагают, что наш вуз рисует образовательную траекторию исключительно для бухгалтеров, экономистов и финансистов — вот, собственно, и все дороги. Когда я говорю, что БГЭУ предлагает подготовку по 22 специальностям, причем в каждой есть набор профилизаций, — смотрят с широко открытыми глазами.
Елена Петриченко уверена, что беседа со школьниками должна быть эмоциональной — только так молодежь можно увлечь.
Во времена, когда за молодые умы идет активная борьба, а зарубежные вузы готовы предлагать любые плюшки, важно доносить ценность и значимость белорусского образования. В БГУ два года назад целенаправленно создали отдел профориентации, распределения и трудоустройства. Здесь провели анкетирование первокурсников: чье мнение повлияло на выбор будущей профессии. В исследовании молодые люди часто указывали родителей. Результаты вдохновили специалистов вуза на создание новых способов взаимодействия с абитуриентами, говорит начальник отдела Марина Танасевич:
— Возникла идея устраивать медиазавтраки с родителями — прямые эфиры на образовательные темы. В ближайшее время надеемся ее реализовать.
Старые методы и формы уже не работают, хотя дни открытых дверей, естественно, не отменяем. Неформальный характер встреч запоминается лучше, поэтому активно привлекаем харизматичных студентов‑активистов.Отлично зарекомендовал себя проект «Студент на неделю», когда школьники со всей страны ходят на занятия, посещают лабораторные и слушают лекции от лучших преподавателей. Информацию о вузе уже давно не даем в виде тяжеловесных текстов. Рилсы в соцсетях, ролики на сайтах — вот что реально вдохновляет молодежь. Таким образом доносим свои ценности в лаконичной, но экспрессивной форме.
azanovich@sb.by