Новая трактовка легендарной комедии «Белые росы» говорит со зрителем о самом важном
12.10.2024 16:47:00
Валентин ПЕПЕЛЯЕВ
Молодой белорусский режиссер столичного Нового драматического театра Елизавета Машкович в свое время пленила наши доверчивые сердца спектаклем «Водевили» по одноактным пьесам Антона Чехова и романтической драмой «Дом Бернарды Альбы» Федерико Гарсиа Лорки. К слову, за последнюю постановку Лидия Малашенко была удостоена Национальной театральной премии в номинации «Лучшая работа художника в спектакле театра драмы». И вот ход конем: на сцене Нового театра Елизавета Машкович поставила светлый ностальгический спектакль «Белые росы» по киносценарию Алексея Дударева.
Ностальгия сейчас в тренде. Премьера приурочена сразу к двум знаменательным датам: 40-летию выхода на экраны фильма Игоря Добролюбова и приближающемуся 100-летию белорусского кино.
В 2023-м, в котором, кстати, отмечалось 90-летие со дня рождения Добролюбова, в одном из минских кинотеатров актеры Нового театра под руководством Машкович довольно лихо провели театрализованную читку киносценария «Белые росы» в рамках проекта «Киносцена». В нынешней премьере пошли еще дальше — поставили полноценный спектакль, постарались вжиться в образы персонажей Дударева и Добролюбова, насытить их собственными нервными клетками. С помощью музыкальных инструментов и подручных предметов создали собственную неповторимую симфонию крестьянского дома семейства Ходас. Актеры Нового театра хорошо уловили жизнерадостный, подчас авантюристский дух киносценария Алексея Дударева. Современная советская сказка, на первый взгляд, с таким понятным хрестоматийным зачином «было у отца три сына» на самом деле являлась большим социальным срезом нравов и семейно-бытовых взаимоотношений конца XX века.
В премьерном спектакле присутствуют кадры из фильма Игоря Добролюбова, но актеры не соревнуются с киношедевром, не пытаются повторить интонации Всеволода Санаева, Николая Караченцова, Галины Польских, Станислава Садальского и Геннадия Гарбука. Они создают собственные самодостаточные образы.
Существовала и другая опасность — что спектакль замрет в интеллигентном реверансе, полупоклоне перед ушедшими мастерами. Но этого не произошло. Он живой, легкий и динамичный. При этом никуда не торопится: два действия аккуратно воспроизводят все драматические коллизии и анекдотические перипетии любимой истории, включая драку с Киселем, лечение радикулита горячим кирпичом, «отравление» собаки Валета, шумное сватовство к почтальонке Верке.
Актерский состав спектакля интересен и глубок. Василия Ходаса играет Федор Песецкий. Наивность, духовная чистота, стремление к мирному существованию с родными и близкими — вот доминанты этого характера. Молодой актер хорошо чувствует своего героя и по-настоящему с ним породнился. Два других брата — Сашка и Андрей — совсем другие. Сашку в свое время поманила возможность заработать, Андрей — человек с обожженной душой. Такими их и играют Дмитрий Кузнецов и Дмитрий Тиханович. Не коварен и Мишка Кисель у Степана Кравчука. Он скорее влюбленный романтик с большой северной дороги. Василий Ницко хорошо понимает своего героя — вредного соседа Тимофея. Все свои каверзы и резкие слова этот одинокий человек произносит из ревности к укладу жизни старшего Ходаса и его семьи. Сергей Широчин, исполняющий роль Федоса Ходаса, может быть, и не выглядит пожившим опытным стариком, но в нем есть своя степенность и своя правда.
Подготовил спектакль и еще один сюрприз: все женские роли в нем исполняет одна актриса — Надежда Анципович, удостоенная Национальной театральной премии за роль Гелены в «Варшавской мелодии» по Леониду Зорину. Больше всего душевных метаний, конечно, достается ее Марусе. Акцент режиссера на любовном треугольнике очевиден — именно он оказывается в центре повествования.
Спектакль объединяют правда характеров, добрый юмор, человеколюбие, желание понять белорусский менталитет. В премьере нет наигрыша и нарочитого умиления. Актеры играют с тонким понимаем материала. Деревенский дом Ходаса был тем ковчегом, где согревались его близкие. Переселившись в новые городские квартиры, герои не потеряют человеколюбия, оптимизма и связи с родной землей, вскормившей их.
pepel@sb.by
Ностальгия сейчас в тренде. Премьера приурочена сразу к двум знаменательным датам: 40-летию выхода на экраны фильма Игоря Добролюбова и приближающемуся 100-летию белорусского кино.
В 2023-м, в котором, кстати, отмечалось 90-летие со дня рождения Добролюбова, в одном из минских кинотеатров актеры Нового театра под руководством Машкович довольно лихо провели театрализованную читку киносценария «Белые росы» в рамках проекта «Киносцена». В нынешней премьере пошли еще дальше — поставили полноценный спектакль, постарались вжиться в образы персонажей Дударева и Добролюбова, насытить их собственными нервными клетками. С помощью музыкальных инструментов и подручных предметов создали собственную неповторимую симфонию крестьянского дома семейства Ходас. Актеры Нового театра хорошо уловили жизнерадостный, подчас авантюристский дух киносценария Алексея Дударева. Современная советская сказка, на первый взгляд, с таким понятным хрестоматийным зачином «было у отца три сына» на самом деле являлась большим социальным срезом нравов и семейно-бытовых взаимоотношений конца XX века.
В премьерном спектакле присутствуют кадры из фильма Игоря Добролюбова, но актеры не соревнуются с киношедевром, не пытаются повторить интонации Всеволода Санаева, Николая Караченцова, Галины Польских, Станислава Садальского и Геннадия Гарбука. Они создают собственные самодостаточные образы.
Существовала и другая опасность — что спектакль замрет в интеллигентном реверансе, полупоклоне перед ушедшими мастерами. Но этого не произошло. Он живой, легкий и динамичный. При этом никуда не торопится: два действия аккуратно воспроизводят все драматические коллизии и анекдотические перипетии любимой истории, включая драку с Киселем, лечение радикулита горячим кирпичом, «отравление» собаки Валета, шумное сватовство к почтальонке Верке.
Актерский состав спектакля интересен и глубок. Василия Ходаса играет Федор Песецкий. Наивность, духовная чистота, стремление к мирному существованию с родными и близкими — вот доминанты этого характера. Молодой актер хорошо чувствует своего героя и по-настоящему с ним породнился. Два других брата — Сашка и Андрей — совсем другие. Сашку в свое время поманила возможность заработать, Андрей — человек с обожженной душой. Такими их и играют Дмитрий Кузнецов и Дмитрий Тиханович. Не коварен и Мишка Кисель у Степана Кравчука. Он скорее влюбленный романтик с большой северной дороги. Василий Ницко хорошо понимает своего героя — вредного соседа Тимофея. Все свои каверзы и резкие слова этот одинокий человек произносит из ревности к укладу жизни старшего Ходаса и его семьи. Сергей Широчин, исполняющий роль Федоса Ходаса, может быть, и не выглядит пожившим опытным стариком, но в нем есть своя степенность и своя правда.
Подготовил спектакль и еще один сюрприз: все женские роли в нем исполняет одна актриса — Надежда Анципович, удостоенная Национальной театральной премии за роль Гелены в «Варшавской мелодии» по Леониду Зорину. Больше всего душевных метаний, конечно, достается ее Марусе. Акцент режиссера на любовном треугольнике очевиден — именно он оказывается в центре повествования.
Спектакль объединяют правда характеров, добрый юмор, человеколюбие, желание понять белорусский менталитет. В премьере нет наигрыша и нарочитого умиления. Актеры играют с тонким понимаем материала. Деревенский дом Ходаса был тем ковчегом, где согревались его близкие. Переселившись в новые городские квартиры, герои не потеряют человеколюбия, оптимизма и связи с родной землей, вскормившей их.
pepel@sb.by