Запад влетает в глубокий экономический кризис
13.09.2024 10:16:00
Игорь САВОСТЕНКО
Статус первой экономики Евросоюза ФРГ получила после выхода Великобритании из состава союза в результате брексита. Кстати, сейчас и Соединенное Королевство страдает многими политико-экономическими недугами. Не лучше обстоят дела и во Франции, сотрясаемой всесторонними проблемами. Все это результаты разрушительной деятельности европейского истеблишмента последних лет.
Кстати, Германия наряду с Францией была первым европейским «интегратором» в конце 1940-х годов. Тогда уже стало ясно, что рамки национальных рынков тесны и сдерживают развитие производительных сил.
Эксперт считает, что интеграция позволила прежде всего Германии расширить рыночные просторы. А впоследствии стать не только лидером Европы, но и выйти на передовые экономические позиции, заняв в 2023 году (по данным МВФ) третье место в мире по уровню ВВП, который составил почти 4,5 триллиона долларов. Тем не менее статистика свидетельствует, что на протяжении последних месяцев немецкая экономика балансирует на грани рецессии, что связано со спадом в местной промышленности, которая в прошлом году сократилась на 2 % по сравнению с 2022-м.
По сведениям Института германской экономики (IW) в Кельне, безработица в стране по итогам нынешнего года вырастет до самого высокого уровня за почти десять лет и достигнет 6 %. Еврокомиссия, в свою очередь, назвала Германию самым сильным тормозом роста всего валютного союза и понизила прогноз по ВВП еврозоны на этот год с 0,8 до 0,3 %.
По оценке Ирины Новиковой, энергоемкая химическая промышленность отминусовала 10 % (уровень 1995 года, только BASF сократил более 2,5 тысячи работников). Кстати, структура экспорта Германии сильно зависит от цен на энергоносители. Более того, «финишная продукция», которая идет на экспорт, напрямую связана с энергозатратами. Выросли цены на голубое топливо — вместо недорогого российского газа немцы стали покупать дорогой СПГ из США. Результат — резко выросли издержки производства, а соответственно, и себестоимость. Так, в Дюссельдорфе закрылся трубный завод Vallourec (на улицу выкинули 1600 человек). В конце 2023 года французский производитель шин Michelin анонсировал закрытие трех немецких производственных площадок. Компания также планирует перевести центр обслуживания клиентов в Польшу. Bosch сократит до конца 2025-го 1500 сотрудников, Goodyear — 1750.
— При этом служащие Volkswagen возмущены заявлением руководства концерна о возможном закрытии заводов, где работает почти 700 тысяч человек, — констатирует Ирина Новикова. — VW — крупнейший в Европе автопроизводитель, который также является материнской компанией для Audi и Skoda, пытается сэкономить 10 миллиардов евро после того, как меры, включая замораживание найма и увольнение временных работников, согласованые в 2023 году, оказались недостаточными. В Volkswagen говорят: компания не переживет переход на электромобили, если не сократит расходы в связи с ухудшением ситуации в экономике и при жесткой конкуренции со стороны Китая.
Ирина Новикова уверена:
— Идет сокращение прямых иностранных инвестиций. Только за позапрошлый год из ФРГ выведено 125 миллиардов евро инвестиционных ресурсов. При этом совокупный экспорт из Германии был на уровне 1,69 триллиона долларов в прошлом году, то есть более трети ВВП страны шло на экспорт. Основным импортером товаров из Германии являлся раньше Китай. Но в первом квартале 2024 года это место заняли США.
По мнению эксперта, КНР для ФРГ теперь не только потребитель, но и конкурент. Сегодня китайские машины начинают теснить немецкие не только на внутреннем рынке Поднебесной, но и на внешних (и себестоимость играет здесь не последнюю роль). Это касается не только традиционных автомобилей, а прежде всего электромобилей.
К этому же примыкают проблемы высоких корпоративных налогов и стареющей инфраструктуры немецкой экономики. Следует отнести сюда и «зеленые амбиции» Берлина — в 2023 году были закрыты три атомные станции. В планах же — увеличение доли выработки энергии за счет возобновляемых источников до 80 % к 2030 году, притом что в 2022-м на них приходилось только 46 %. Но рост цен на оборудование для ветряков делают эти проекты нерентабельными, и инвесторы уходят из данного сегмента. Высокие кредитные ставки и замедление экономического роста ведут к банкротству предприятий.
Все эти факторы можно разделить на две группы — обусловившие вхождение в рецессию и поддерживающие последнюю. И если в 2023 году рецессию характеризовала цифра 0,3 % потери национального ВВП, то, по прогнозам Торгово-промышленной палаты Германии, немецкая экономика в 2024-м сократится на 0,5 %, что станет вторым годом рецессии и самым сильным спадом за последние два десятилетия, подытоживает Ирина Новикова.
В ТЕМУ
Доклад Еврокомиссии «Будущее европейской конкурентоспособности» содержит неутешительные выводы, что ЕС лишился всех своих экономических преимуществ из-за отказа от энергоносителей из России, а также потери интереса со стороны США и конкуренции с Китаем.
В документе говорится: «В Европе с начала века замедляется экономический рост, снижается производительность, по разным показателям между США и ЕС растет разрыв в ВВП и доходах населения». Согласно докладу, природный газ в Европе в 4–5 раз дороже, чем в США, а электричество — в 2–3 раза. И из-за нехватки ресурсов рынок сталкивается с фундаментальными проблемами.
В числе неблагоприятных сценариев авторы доклада видят возможное исчезновение Евросоюза, предрекают в обозримом будущем развал не только в экономическом плане, но и в военном. США больше не желают быть «зонтиком безопасности» для Европы, а Евросоюз пока не может защищать себя сам.
Тем не менее федеральное немецкое правительство планирует и дальше помогать Украине, несмотря на провал действий правящих элит в ФРГ. Германия — вторая после США страна по объемам поставок вооружений и боеприпасов в Украину. В настоящее время она выделила на военную поддержку Киева немалые средства и взяла на себя обязательства по будущим расходам в размере 28 миллиардов евро. В ее бюджете на 2025 год на эти цели заложено 4 миллиарда евро.
savostenko@sb.by
Сокращение в кармане не спрячешь
Германия — это маяк коллективного Запада. По мнению Ирины Новиковой, доктора экономических наук, профессора, заведующей кафедрой менеджмента, технологий бизнеса и устойчивого развития БГТУ, в период переформатирования мировой экономики бывшие и нынешние лидеры столкнулись с первыми его результатами — изменением ресурсных, энергетических и прочих рынков.Кстати, Германия наряду с Францией была первым европейским «интегратором» в конце 1940-х годов. Тогда уже стало ясно, что рамки национальных рынков тесны и сдерживают развитие производительных сил.
Эксперт считает, что интеграция позволила прежде всего Германии расширить рыночные просторы. А впоследствии стать не только лидером Европы, но и выйти на передовые экономические позиции, заняв в 2023 году (по данным МВФ) третье место в мире по уровню ВВП, который составил почти 4,5 триллиона долларов. Тем не менее статистика свидетельствует, что на протяжении последних месяцев немецкая экономика балансирует на грани рецессии, что связано со спадом в местной промышленности, которая в прошлом году сократилась на 2 % по сравнению с 2022-м.
По сведениям Института германской экономики (IW) в Кельне, безработица в стране по итогам нынешнего года вырастет до самого высокого уровня за почти десять лет и достигнет 6 %. Еврокомиссия, в свою очередь, назвала Германию самым сильным тормозом роста всего валютного союза и понизила прогноз по ВВП еврозоны на этот год с 0,8 до 0,3 %.
По оценке Ирины Новиковой, энергоемкая химическая промышленность отминусовала 10 % (уровень 1995 года, только BASF сократил более 2,5 тысячи работников). Кстати, структура экспорта Германии сильно зависит от цен на энергоносители. Более того, «финишная продукция», которая идет на экспорт, напрямую связана с энергозатратами. Выросли цены на голубое топливо — вместо недорогого российского газа немцы стали покупать дорогой СПГ из США. Результат — резко выросли издержки производства, а соответственно, и себестоимость. Так, в Дюссельдорфе закрылся трубный завод Vallourec (на улицу выкинули 1600 человек). В конце 2023 года французский производитель шин Michelin анонсировал закрытие трех немецких производственных площадок. Компания также планирует перевести центр обслуживания клиентов в Польшу. Bosch сократит до конца 2025-го 1500 сотрудников, Goodyear — 1750.
— При этом служащие Volkswagen возмущены заявлением руководства концерна о возможном закрытии заводов, где работает почти 700 тысяч человек, — констатирует Ирина Новикова. — VW — крупнейший в Европе автопроизводитель, который также является материнской компанией для Audi и Skoda, пытается сэкономить 10 миллиардов евро после того, как меры, включая замораживание найма и увольнение временных работников, согласованые в 2023 году, оказались недостаточными. В Volkswagen говорят: компания не переживет переход на электромобили, если не сократит расходы в связи с ухудшением ситуации в экономике и при жесткой конкуренции со стороны Китая.
Неутешительные прогнозы
Немецкая экономика сегодня находится в кризисе из-за роста цен на энергоносители, падения спроса на продукуцию и бюджетного кризиса. В прошлом году валовой внутренний продукт государства сократился на 0,3 %, на фоне увеличения потребительских цен значительно снизилась покупательная способность населения.Ирина Новикова уверена:
— Идет сокращение прямых иностранных инвестиций. Только за позапрошлый год из ФРГ выведено 125 миллиардов евро инвестиционных ресурсов. При этом совокупный экспорт из Германии был на уровне 1,69 триллиона долларов в прошлом году, то есть более трети ВВП страны шло на экспорт. Основным импортером товаров из Германии являлся раньше Китай. Но в первом квартале 2024 года это место заняли США.
По мнению эксперта, КНР для ФРГ теперь не только потребитель, но и конкурент. Сегодня китайские машины начинают теснить немецкие не только на внутреннем рынке Поднебесной, но и на внешних (и себестоимость играет здесь не последнюю роль). Это касается не только традиционных автомобилей, а прежде всего электромобилей.
К этому же примыкают проблемы высоких корпоративных налогов и стареющей инфраструктуры немецкой экономики. Следует отнести сюда и «зеленые амбиции» Берлина — в 2023 году были закрыты три атомные станции. В планах же — увеличение доли выработки энергии за счет возобновляемых источников до 80 % к 2030 году, притом что в 2022-м на них приходилось только 46 %. Но рост цен на оборудование для ветряков делают эти проекты нерентабельными, и инвесторы уходят из данного сегмента. Высокие кредитные ставки и замедление экономического роста ведут к банкротству предприятий.
Все эти факторы можно разделить на две группы — обусловившие вхождение в рецессию и поддерживающие последнюю. И если в 2023 году рецессию характеризовала цифра 0,3 % потери национального ВВП, то, по прогнозам Торгово-промышленной палаты Германии, немецкая экономика в 2024-м сократится на 0,5 %, что станет вторым годом рецессии и самым сильным спадом за последние два десятилетия, подытоживает Ирина Новикова.
В ТЕМУ
Доклад Еврокомиссии «Будущее европейской конкурентоспособности» содержит неутешительные выводы, что ЕС лишился всех своих экономических преимуществ из-за отказа от энергоносителей из России, а также потери интереса со стороны США и конкуренции с Китаем.
В документе говорится: «В Европе с начала века замедляется экономический рост, снижается производительность, по разным показателям между США и ЕС растет разрыв в ВВП и доходах населения». Согласно докладу, природный газ в Европе в 4–5 раз дороже, чем в США, а электричество — в 2–3 раза. И из-за нехватки ресурсов рынок сталкивается с фундаментальными проблемами.
В числе неблагоприятных сценариев авторы доклада видят возможное исчезновение Евросоюза, предрекают в обозримом будущем развал не только в экономическом плане, но и в военном. США больше не желают быть «зонтиком безопасности» для Европы, а Евросоюз пока не может защищать себя сам.
Тем не менее федеральное немецкое правительство планирует и дальше помогать Украине, несмотря на провал действий правящих элит в ФРГ. Германия — вторая после США страна по объемам поставок вооружений и боеприпасов в Украину. В настоящее время она выделила на военную поддержку Киева немалые средства и взяла на себя обязательства по будущим расходам в размере 28 миллиардов евро. В ее бюджете на 2025 год на эти цели заложено 4 миллиарда евро.
savostenko@sb.by