Министр труда и соцзащиты — о новшествах в детских пособиях и других мерах государственной поддержки семьи
10.07.2024 07:51:00
Елена КОЗЛОВСКАЯ
Одно из первых поручений Президента Александра Лукашенко новому министру труда и социальной защиты Наталии Павлюченко — усовершенствовать систему поддержки многодетных семей, чтобы исключить случаи злоупотребления деньгами со стороны нерадивых родителей. И вот результат: на днях приняты изменения в Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Станет ли поддержка государства более адресной и стоит ли опасаться, что для родителей с детьми урезается соцпакет, узнали лично у Наталии Павлюченко.
Наталия Павлюченко.
— Система поддержки семей с детьми устоявшаяся, комплексная и проверенная временем. Вместе с тем есть запрос общества на развитие отдельных мер.
— Социологические исследования показывают, что молодежь, стоя перед выбором карьера или семья, зачастую делает предпочтение в сторону первого. Однако жизнь доказывает, что одно другому не мешает. И тут шаг со стороны государства может сыграть решающую роль. Законом мы усиливаем поддержку молодых женщин, ожидающих рождения ребенка.
Так, увеличится размер пособия по беременности и родам. В три раза — для застрахованных женщин, не имеющих шести месяцев стажа работы. Сейчас это 50 процентов БПМ, или около 210 рублей в месяц, а с 1 января станет 100 процентов минимальной заработной платы, или 626 рублей (на текущий момент). В два раза — для будущих мам, которые получают образование и еще не вышли на рынок труда, а также для тех, кто проходит службу, и зарегистрированных в качестве безработных. В цифрах это выглядит так: с 50 до 100 процентов БПМ (около 420 рублей в месяц).
Важно отметить, что застрахованные женщины будут иметь право на минимальный размер пособия, если в расчетном периоде обязательные страховые взносы уплачивались из сумм не ниже размера минимальной заработной платы. С 1 июля 2024 года этот период составляет 18 месяцев.
Работницам, за которых страховые взносы уплачивают из суммы ниже размера минимальной заработной платы, пособие по беременности и родам будет рассчитываться из заработной платы или дохода, из которых они уплачены. Аналогичный порядок установлен и для женщин из числа выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов.
— Первое — это увеличение минимального размера выплаты по больничному листу для застрахованных лиц, не имеющих шести месяцев стажа работы, — с 50 процентов БПМ до 100 процентов минимальной заработной платы. Изменения внесены по аналогии с пособием по беременности и родам.
Второе — закон регулирует ряд вопросов, когда необходимы выдача больничного листа и оплата пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком. Например, если на санаторно-курортное лечение, реабилитацию, абилитацию направляются одновременно двое детей-инвалидов, которые нуждаются в сопровождении. В таких случаях установлено право на пособие по временной нетрудоспособности каждому лицу, осуществляющему уход за ребенком и нуждающемуся в освобождении от работы.
Если родители ребенка-инвалида работают и нет лица, осуществляющего уход за ним с выплатой соответствующего пособия, тогда сопровождать ребенка на санаторно-курортное лечение, реабилитацию, абилитацию может и работающая бабушка либо другой работающий родственник ребенка, которому выдадут листок нетрудоспособности (ранее право было только у отца или матери).
— Сегодня данный вид пособия выплачивается семьям, в которых воспитывается ребенок-инвалид до 18 лет или ребенок, инфицированный ВИЧ; если отец проходит срочную военную службу, альтернативную службу; если родители являются инвалидами I или II группы, либо один из родителей инвалид I группы, а второй осуществляет за ним уход с получением пособия по уходу.
Это перечислены те семьи, которые по объективным причинам нуждаются в дополнительной поддержке государства. Практика показала необходимость расширения этих категорий. Со вступлением в силу закона право на назначение пособия будут иметь в том числе семьи с несовершеннолетними детьми, в которых ребенок-инвалид достиг возраста 18 лет, ему установлена I группа инвалидности и один из родителей осуществляет за ним уход с получением пособия по уходу. Это позволит сохранить уровень дохода семей с несовершеннолетними детьми, который они имели до исполнения 18 лет старшему ребенку — ребенку-инвалиду. Право предоставлено и женщинам, воспитывающим ребенка старше трех лет, если отец, обязанный уплачивать алименты, проходит срочную военную службу, альтернативную службу.
Отмечу еще несколько важных мер, направленных на дополнительную поддержку семей, воспитывающих ребенка-инвалида. В частности, родителям будет предоставлено право на получение всех видов государственных пособий в период краткосрочного нахождения ребенка-инвалида в доме ребенка в связи с оказанием ему услуги медико-социальной помощи. Тем самым обеспечен единый подход к выплате пособий при оказании услуги социальной передышки и услуги медико-социальной помощи.
Также предоставлено право на получение пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет родителям или другим лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком, в период их обучения, переобучения по направлению службы занятости. Это позволит в период ухода за ребенком-инвалидом приобрести востребованную на рынке труда профессию для последующего трудоустройства без потери в выплате пособия. Учитывая возможности различных форм трудовой деятельности (дистанционная работа, гибкий график, неполное рабочее время), такой подход будет содействовать социализации родителей ребенка-инвалида и самостоятельному улучшению благосостояния семьи.
— Важная тема — целевое использование детских пособий. Какие нормы закона помогут это обеспечить?
— Действительно, есть случаи нецелевого использования пособий. Однако такие факты имеют место только в отношении небольшого числа детей. Но даже будь это один ребенок в стране, нам важно, чтобы госпомощь дошла именно до него. Законом установлена обязанность государственных органов и нанимателей, назначающих пособия, предоставлять информацию о получателях пособий и членах их семей по запросам учреждений образования. Это действует в отношении семей, в которых дети находятся в неблагоприятной обстановке, и будет способствовать более оперативному выявлению недобросовестных родителей.
Также ужесточены подходы к прекращению выплаты пособий в случае, если ребенка из семьи забрали. Родители лишаются права на пособие со дня отобрания детей (в том числе пособий, не полученных за прошлое время). Кроме того, с нового года каждый наниматель, назначающий пособие, будет обязан запрашивать ежеквартально в органах Фонда социальной защиты населения информацию, влияющую на изменение размера назначенных государственных пособий или прекращение их выплаты.
— Если говорить о финансовой стороне вопроса, то во сколько обходится государству поддержка семей с детьми? И значит ли, говоря об адресности, что она планируется сокращаться?
kozlovskaya@sb.by
Наталия Павлюченко.
Запрос на развитие
— Внесенные в закон изменения — это капитальный или скорее косметический ремонт системы государственных пособий?— Система поддержки семей с детьми устоявшаяся, комплексная и проверенная временем. Вместе с тем есть запрос общества на развитие отдельных мер.
Но обращаю внимание, что приоритеты остаются прежними: счастливая семья с детьми и многодетность как социальная норма. Наша задача — усилить адресность в обеспечении государственными пособиями, чтобы выделенные деньги способствовали рождению детей в семьях и, как говорит Глава государства, «доходили до детей».— Итак, к новациям. Первое — увеличивается минимальный размер пособия по беременности и родам. В чем необходимость этой меры?
— Социологические исследования показывают, что молодежь, стоя перед выбором карьера или семья, зачастую делает предпочтение в сторону первого. Однако жизнь доказывает, что одно другому не мешает. И тут шаг со стороны государства может сыграть решающую роль. Законом мы усиливаем поддержку молодых женщин, ожидающих рождения ребенка.
Так, увеличится размер пособия по беременности и родам. В три раза — для застрахованных женщин, не имеющих шести месяцев стажа работы. Сейчас это 50 процентов БПМ, или около 210 рублей в месяц, а с 1 января станет 100 процентов минимальной заработной платы, или 626 рублей (на текущий момент). В два раза — для будущих мам, которые получают образование и еще не вышли на рынок труда, а также для тех, кто проходит службу, и зарегистрированных в качестве безработных. В цифрах это выглядит так: с 50 до 100 процентов БПМ (около 420 рублей в месяц).
Важно отметить, что застрахованные женщины будут иметь право на минимальный размер пособия, если в расчетном периоде обязательные страховые взносы уплачивались из сумм не ниже размера минимальной заработной платы. С 1 июля 2024 года этот период составляет 18 месяцев.
Работницам, за которых страховые взносы уплачивают из суммы ниже размера минимальной заработной платы, пособие по беременности и родам будет рассчитываться из заработной платы или дохода, из которых они уплачены. Аналогичный порядок установлен и для женщин из числа выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов.
Рассказываем, что меняется в господдержке семей с детьми— Есть также изменения по больничному листу по уходу за ребенком. Какие именно?
— Первое — это увеличение минимального размера выплаты по больничному листу для застрахованных лиц, не имеющих шести месяцев стажа работы, — с 50 процентов БПМ до 100 процентов минимальной заработной платы. Изменения внесены по аналогии с пособием по беременности и родам.
Второе — закон регулирует ряд вопросов, когда необходимы выдача больничного листа и оплата пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком. Например, если на санаторно-курортное лечение, реабилитацию, абилитацию направляются одновременно двое детей-инвалидов, которые нуждаются в сопровождении. В таких случаях установлено право на пособие по временной нетрудоспособности каждому лицу, осуществляющему уход за ребенком и нуждающемуся в освобождении от работы.
Если родители ребенка-инвалида работают и нет лица, осуществляющего уход за ним с выплатой соответствующего пособия, тогда сопровождать ребенка на санаторно-курортное лечение, реабилитацию, абилитацию может и работающая бабушка либо другой работающий родственник ребенка, которому выдадут листок нетрудоспособности (ранее право было только у отца или матери).
Единый подход
— Третий блок изменений — пособия на детей старше трех лет из отдельных категорий семей. Кого в первую очередь они затронут?— Сегодня данный вид пособия выплачивается семьям, в которых воспитывается ребенок-инвалид до 18 лет или ребенок, инфицированный ВИЧ; если отец проходит срочную военную службу, альтернативную службу; если родители являются инвалидами I или II группы, либо один из родителей инвалид I группы, а второй осуществляет за ним уход с получением пособия по уходу.
Это перечислены те семьи, которые по объективным причинам нуждаются в дополнительной поддержке государства. Практика показала необходимость расширения этих категорий. Со вступлением в силу закона право на назначение пособия будут иметь в том числе семьи с несовершеннолетними детьми, в которых ребенок-инвалид достиг возраста 18 лет, ему установлена I группа инвалидности и один из родителей осуществляет за ним уход с получением пособия по уходу. Это позволит сохранить уровень дохода семей с несовершеннолетними детьми, который они имели до исполнения 18 лет старшему ребенку — ребенку-инвалиду. Право предоставлено и женщинам, воспитывающим ребенка старше трех лет, если отец, обязанный уплачивать алименты, проходит срочную военную службу, альтернативную службу.
Отмечу еще несколько важных мер, направленных на дополнительную поддержку семей, воспитывающих ребенка-инвалида. В частности, родителям будет предоставлено право на получение всех видов государственных пособий в период краткосрочного нахождения ребенка-инвалида в доме ребенка в связи с оказанием ему услуги медико-социальной помощи. Тем самым обеспечен единый подход к выплате пособий при оказании услуги социальной передышки и услуги медико-социальной помощи.
Также предоставлено право на получение пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет родителям или другим лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком, в период их обучения, переобучения по направлению службы занятости. Это позволит в период ухода за ребенком-инвалидом приобрести востребованную на рынке труда профессию для последующего трудоустройства без потери в выплате пособия. Учитывая возможности различных форм трудовой деятельности (дистанционная работа, гибкий график, неполное рабочее время), такой подход будет содействовать социализации родителей ребенка-инвалида и самостоятельному улучшению благосостояния семьи.
— Важная тема — целевое использование детских пособий. Какие нормы закона помогут это обеспечить?
— Действительно, есть случаи нецелевого использования пособий. Однако такие факты имеют место только в отношении небольшого числа детей. Но даже будь это один ребенок в стране, нам важно, чтобы госпомощь дошла именно до него. Законом установлена обязанность государственных органов и нанимателей, назначающих пособия, предоставлять информацию о получателях пособий и членах их семей по запросам учреждений образования. Это действует в отношении семей, в которых дети находятся в неблагоприятной обстановке, и будет способствовать более оперативному выявлению недобросовестных родителей.
Также ужесточены подходы к прекращению выплаты пособий в случае, если ребенка из семьи забрали. Родители лишаются права на пособие со дня отобрания детей (в том числе пособий, не полученных за прошлое время). Кроме того, с нового года каждый наниматель, назначающий пособие, будет обязан запрашивать ежеквартально в органах Фонда социальной защиты населения информацию, влияющую на изменение размера назначенных государственных пособий или прекращение их выплаты.
— Если говорить о финансовой стороне вопроса, то во сколько обходится государству поддержка семей с детьми? И значит ли, говоря об адресности, что она планируется сокращаться?
— Расходы государства значительные. Только на обеспечение системы пособий и программы семейного капитала в этом году выделено около 3,8 миллиарда рублей, или около 1,5 процента ВВП. Кроме того, семьям с детьми предоставляется значительный объем льгот, которые выражаются в неденежном эквиваленте.Государство и дальше при любых условиях будет обеспечивать поддержку семей с детьми. Как сказал Президент: «В полном объеме и, если нужно, за пределами этих объемов».
kozlovskaya@sb.by