В Молодечно жильцы выступают против уплотнения застройки
09.12.2017 07:02:48
В РЕДАКЦИЮ обратились жильцы нескольких домов по улице Великий Гостинец в Молодечно. Суть письма в двух словах: они выступают против уплотнения их района, ссылаясь на неправомерные действия руководства города, проектировщика и застройщика. Корреспондент получила срочное задание разобраться в ситуации.
Простыми словами, она выглядит так: одна из дворовых территорий Молодечно окружена пятиэтажными домами. Участок небольшой, по расчетам самих жильцов и составленному от руки плану, его размеры 30 на 70 метров. Парковок практически нет, узкие асфальтированные дороги вдоль подъездов шириной с легковую машину. Нет и тротуаров. Получается, вышел человек из подъезда — и сразу под автомобиль. Люди переживают и за то, что их пятиэтажные дома наглухо закроет от солнца девятиэтажный новый дом. Кроме того, при строительстве под топор пойдут большие липы, а их жалко.
МНЕ предстояло побывать на общественных обсуждениях и презентации объекта, против которого и выступали граждане. Сначала отправилась к начальнику архитектурно-строительного отдела Молодечненского райисполкома Светлане Хрусталевой.
По ее словам, строить в городе практически негде. Запланированные ранее проекты завершены, а свободные земли вокруг Молодечно принадлежат сельхозпредприятиям. Из оборота их вывести сложно, нужно разрешение Президента. Поэтому и стали искать свободные участки, проводить уплотнение. Нашли, по их мнению, такой в районе расположения домов №№ 117 и 119 по улице Великий Гостинец и домов №№ 2, 2а и 4 по улице Франциска Скорины, где и собираются возвести одноподъездный 36-квартирный дом. Соответствующий документ утвержден председателем райисполкома и УКСом района. Он дает право на проведение проектно-изыскательских работ, а планируемое общественное обсуждение проводится в рамках соблюдения законодательства. Говорят, все предварительные экспертизы проведены, все законно.
— Письмо, в котором жильцы категорически выступают против строительства, ничем не обосновано, — возмущается Светлана Георгиевна. — Эти люди уже устраивали когда-то акции протеста, и сейчас они не хотят нас слушать, идти на какой-либо контакт. Сегодня на встрече будут и заказчик, и проектировщик. Так что пусть задают вопросы. Могут за свой счет провести независимую экспертизу проектной документации, никто не запрещает. Если найдут нарушения, пожалуйста, но нами соблюдены все нормы и требования.
ОБСУЖДЕНИЕ началось при немалом стечении очень решительно настроенного народа в здании Центральной клубной системы. Первое ощущение — попала между молотом и наковальней или в зал суда, где жильцы выступают обвинителями, а отдел архитектуры и строительства вместе с проектировщиком и застройщиком — обвиняемые. Отсюда и накал страстей. Тем более что 20 лет назад жильцы уже отстояли «свою» территорию. Тогда тоже был готов генплан застройки, но, когда на участок пришла техника, люди вышли вместе с детьми, доходило чуть ли не до драки. После дополнительной экспертизы, переписки со многими инстанциями 23 мая 1996 года был получен окончательный ответ из райисполкома: «В связи с предельным увеличением плотности застройки группы жилых домов №№ 117 и 199 по улице Великий Гостинец и домов №№ 2, 2а и 4 по улице Франциска Скорины в микрорайоне № 1 и отсутствием согласия жильцов прилегающей застройки запрещено дальнейшее проектирование жилого дома». Стройку развернули в другом месте.
У людей возник закономерный вопрос: почему это решение, письменная копия которого бережно хранится в нескольких экземплярах, не принято в расчет сейчас? Говорят, во всех инстанциях, куда они обращались, ответ один: сегодня изменилась ситуация. Либо вообще тишина.
Интересуюсь у Светланы Георгиевны судьбой частного сектора, ведь в городе есть дома, которые можно было бы снести, а на их место поставить высотные. Таких домов около трехсот. Разработан детальный план квартала в центре Молодечно примерной площадью 7 гектаров, где под снос попадает 47 частных владений. Но все упирается в одно — некуда расселить людей. Кто-то хочет квартиру, кто-то отдельно стоящее жилье, а в доме, как правило, часто прописана не одна семья. Поэтому и изыскиваются все возможные свободные участки. И если в 2018 году для строителей в городе еще найдется работа, то дальнейшее уплотнение — вопрос сложный.
Итак, объект этого спора предполагается строить на условиях долевого строительства. В Молодечно на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий почти 12 тысяч человек. На 36 квартир одного дома уже подано 240 заявлений. Понятное дело, проблема жилья была, есть и будет всегда. Но! Те же «истцы» ссылаются: квартиры, как всегда, получат не только молодечненцы. Их купят те, у кого просто есть деньги, а в загашнике другое жилье. В подтверждение тому привели пример, что уже звонили владельцам одной из новостроек, разместившим объявления о продаже квартир. К сожалению, такой факт имеет место не только в Молодечно. Иногда сложно понять, на каком основании отдельные «нуждающиеся» попадают в очередь. Так что в данном случае вопрос спорный, на чьей стороне правда.
Далее, люди интересуются отсутствием парковочных мест возле их домов. Опасаются, что новостройка и вовсе их стеснит. Действительно, на каждую квартиру должна быть одна парковка. Но и здесь палка о двух концах. Мы часто путаем парковку со стоянкой. Первая предназначена для временного пребывания автомобиля, по принципу приехал — постоял — уехал. Но хозяева машин могут оставить их у дома чуть ли не на вечное хранение. Оттого бывает сложно подъехать даже «скорой». К тому же не редкость, когда на одну семью приходится по нескольку средств передвижения.
ПРОЕКТИРОВЩИКОМ запланированного объекта выступает минская фирма «ПСП Проектстрой», ее представляли директор Иван Авчинников и главный архитектор Александр Назаров. На мой взгляд, ошибка была в том, что на общественное обсуждение представили схематические планы и проектные документы, составленные специалистами. Все правильно и хорошо, но в них, как и во всех условных обозначениях без расшифровок, обычному человеку сложно разобраться. По фотографиям все красиво и довольно просторно. Но где обычные замеры? Я сама толком ничего не поняла, как же там разобраться 60—70-летним? С таким же успехом можно было бы показывать людям схему устройства атомной подводной лодки. Это и вызвало дополнительную и ненужную бурю эмоций. Следовало объяснять простым языком: от одного дома до другого будет столько-то метров, площадка будет такая-то и так далее. «Мы, как слепые, ничего не можем разобрать. Нет даже расшифровки условных обозначений», — жаловались пришедшие. Поэтому и просили назвать конкретные цифры, но, к сожалению, не услышали. Светлана Георгиевна пообещала, что обязательно представят. Правда, после специального письменного обращения граждан, которое сначала направят проектировщику. А ознакомят с результатом только в письменном виде. Ох, уж эта бюрократия! То же самое мне сказал и Денис Домбровский, он и составлял письмо в редакцию: «Мы просили выписать нам конкретные цифры. Что положено по норме и то, что есть и будет в реальности. После их сопоставления вопросов, возможно, не возникнет. Разве это так сложно?»
ПОЛУЧАЕТСЯ, что так, вот и тянется этот спор с бесконечными жалобами, обращениями и протестами. Те же жильцы, самостоятельно рассмотрев план застройки, возмущены и обеспокоены тем, что рядом с запланированными парковками расположены детские площадки. Кроме того, в том же дворе стоят две трансформаторные будки. На обсуждении пока никто это пояснить толком не смог. Представители УКС пытались что-то сказать, но им попросту шум и гам не дали этого сделать.
Еще обратила внимание на одно обстоятельство, говорила и Светлане Георгиевне. Сложившаяся ситуация обострена и тем, что пятиэтажные дома, где проживают недовольные граждане, 1970-х годов застройки, но в них ни разу не проводился капремонт. Постоянно слышала в зале реплики «мы и так обижены, что живем в добитых домах», «куда и кому мы отдаем деньги», «наши дома рухнут, когда станут строить новый», «почему мы должны жить хуже, чем другие», «когда у нас прекратят течь трубы» и так далее.
На собрании не было представителя коммунальной службы. Только на следующий день я пообщалась с начальником Молодечненского УП «Коммунальник» Николаем Ноздриным-Плотницким. И вот что он ответил по этому поводу:
— Ремонт подъездов сейчас проводится за счет граждан. Все средства, отчисляемые ими на капремонт, аккумулируются на расчетном счете райисполкома. Ежегодно после весеннего осмотра домов составляем перспективный график под эти деньги. За год это около 1,7 миллиона рублей. Она используется целевым назначением на ремонт жилищного фонда согласно составленным спискам очередности. В городе есть дома и 40-х, и 50-х, и 60-х годов постройки намного в худшем состоянии. В Молодечно 2 200 000 квадратных метров жилфонда. В перспективный график до 2020 года дома №№ 117 и 119 по улице Великий Гостинец и дома №№ 2, 2а и 4 по улице Франциска Скорины не включены.
ОБЩЕСТВЕННОЕ обсуждение длилось более двух часов, к общему знаменателю так и не пришли. Но лично для себя сделала вывод: многие проблемы были бы решены, если бы одни умели и хотели объяснять, а другие внимательно слушали и воспринимали. А так... Этот спор не окончен точно. Все завершилось так же, как и началось: шум, гам и возмущения. Да еще с таким настроением граждан, что вряд ли снова на площадку сможет беспрепятственно заехать строительная техника. Чем это все закончится?..
chasovitina@sb.by
Фото автора
Представители фирмы-проектировщика Александр НАЗАРОВ и Иван АВЧИННИКОВ.
Простыми словами, она выглядит так: одна из дворовых территорий Молодечно окружена пятиэтажными домами. Участок небольшой, по расчетам самих жильцов и составленному от руки плану, его размеры 30 на 70 метров. Парковок практически нет, узкие асфальтированные дороги вдоль подъездов шириной с легковую машину. Нет и тротуаров. Получается, вышел человек из подъезда — и сразу под автомобиль. Люди переживают и за то, что их пятиэтажные дома наглухо закроет от солнца девятиэтажный новый дом. Кроме того, при строительстве под топор пойдут большие липы, а их жалко.
По ее словам, строить в городе практически негде. Запланированные ранее проекты завершены, а свободные земли вокруг Молодечно принадлежат сельхозпредприятиям. Из оборота их вывести сложно, нужно разрешение Президента. Поэтому и стали искать свободные участки, проводить уплотнение. Нашли, по их мнению, такой в районе расположения домов №№ 117 и 119 по улице Великий Гостинец и домов №№ 2, 2а и 4 по улице Франциска Скорины, где и собираются возвести одноподъездный 36-квартирный дом. Соответствующий документ утвержден председателем райисполкома и УКСом района. Он дает право на проведение проектно-изыскательских работ, а планируемое общественное обсуждение проводится в рамках соблюдения законодательства. Говорят, все предварительные экспертизы проведены, все законно.
— Письмо, в котором жильцы категорически выступают против строительства, ничем не обосновано, — возмущается Светлана Георгиевна. — Эти люди уже устраивали когда-то акции протеста, и сейчас они не хотят нас слушать, идти на какой-либо контакт. Сегодня на встрече будут и заказчик, и проектировщик. Так что пусть задают вопросы. Могут за свой счет провести независимую экспертизу проектной документации, никто не запрещает. Если найдут нарушения, пожалуйста, но нами соблюдены все нормы и требования.
Моменты общественных обсуждений.
ОБСУЖДЕНИЕ началось при немалом стечении очень решительно настроенного народа в здании Центральной клубной системы. Первое ощущение — попала между молотом и наковальней или в зал суда, где жильцы выступают обвинителями, а отдел архитектуры и строительства вместе с проектировщиком и застройщиком — обвиняемые. Отсюда и накал страстей. Тем более что 20 лет назад жильцы уже отстояли «свою» территорию. Тогда тоже был готов генплан застройки, но, когда на участок пришла техника, люди вышли вместе с детьми, доходило чуть ли не до драки. После дополнительной экспертизы, переписки со многими инстанциями 23 мая 1996 года был получен окончательный ответ из райисполкома: «В связи с предельным увеличением плотности застройки группы жилых домов №№ 117 и 199 по улице Великий Гостинец и домов №№ 2, 2а и 4 по улице Франциска Скорины в микрорайоне № 1 и отсутствием согласия жильцов прилегающей застройки запрещено дальнейшее проектирование жилого дома». Стройку развернули в другом месте.
Интересуюсь у Светланы Георгиевны судьбой частного сектора, ведь в городе есть дома, которые можно было бы снести, а на их место поставить высотные. Таких домов около трехсот. Разработан детальный план квартала в центре Молодечно примерной площадью 7 гектаров, где под снос попадает 47 частных владений. Но все упирается в одно — некуда расселить людей. Кто-то хочет квартиру, кто-то отдельно стоящее жилье, а в доме, как правило, часто прописана не одна семья. Поэтому и изыскиваются все возможные свободные участки. И если в 2018 году для строителей в городе еще найдется работа, то дальнейшее уплотнение — вопрос сложный.
Итак, объект этого спора предполагается строить на условиях долевого строительства. В Молодечно на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий почти 12 тысяч человек. На 36 квартир одного дома уже подано 240 заявлений. Понятное дело, проблема жилья была, есть и будет всегда. Но! Те же «истцы» ссылаются: квартиры, как всегда, получат не только молодечненцы. Их купят те, у кого просто есть деньги, а в загашнике другое жилье. В подтверждение тому привели пример, что уже звонили владельцам одной из новостроек, разместившим объявления о продаже квартир. К сожалению, такой факт имеет место не только в Молодечно. Иногда сложно понять, на каком основании отдельные «нуждающиеся» попадают в очередь. Так что в данном случае вопрос спорный, на чьей стороне правда.
Далее, люди интересуются отсутствием парковочных мест возле их домов. Опасаются, что новостройка и вовсе их стеснит. Действительно, на каждую квартиру должна быть одна парковка. Но и здесь палка о двух концах. Мы часто путаем парковку со стоянкой. Первая предназначена для временного пребывания автомобиля, по принципу приехал — постоял — уехал. Но хозяева машин могут оставить их у дома чуть ли не на вечное хранение. Оттого бывает сложно подъехать даже «скорой». К тому же не редкость, когда на одну семью приходится по нескольку средств передвижения.
ПРОЕКТИРОВЩИКОМ запланированного объекта выступает минская фирма «ПСП Проектстрой», ее представляли директор Иван Авчинников и главный архитектор Александр Назаров. На мой взгляд, ошибка была в том, что на общественное обсуждение представили схематические планы и проектные документы, составленные специалистами. Все правильно и хорошо, но в них, как и во всех условных обозначениях без расшифровок, обычному человеку сложно разобраться. По фотографиям все красиво и довольно просторно. Но где обычные замеры? Я сама толком ничего не поняла, как же там разобраться 60—70-летним? С таким же успехом можно было бы показывать людям схему устройства атомной подводной лодки. Это и вызвало дополнительную и ненужную бурю эмоций. Следовало объяснять простым языком: от одного дома до другого будет столько-то метров, площадка будет такая-то и так далее. «Мы, как слепые, ничего не можем разобрать. Нет даже расшифровки условных обозначений», — жаловались пришедшие. Поэтому и просили назвать конкретные цифры, но, к сожалению, не услышали. Светлана Георгиевна пообещала, что обязательно представят. Правда, после специального письменного обращения граждан, которое сначала направят проектировщику. А ознакомят с результатом только в письменном виде. Ох, уж эта бюрократия! То же самое мне сказал и Денис Домбровский, он и составлял письмо в редакцию: «Мы просили выписать нам конкретные цифры. Что положено по норме и то, что есть и будет в реальности. После их сопоставления вопросов, возможно, не возникнет. Разве это так сложно?»
Еще обратила внимание на одно обстоятельство, говорила и Светлане Георгиевне. Сложившаяся ситуация обострена и тем, что пятиэтажные дома, где проживают недовольные граждане, 1970-х годов застройки, но в них ни разу не проводился капремонт. Постоянно слышала в зале реплики «мы и так обижены, что живем в добитых домах», «куда и кому мы отдаем деньги», «наши дома рухнут, когда станут строить новый», «почему мы должны жить хуже, чем другие», «когда у нас прекратят течь трубы» и так далее.
На собрании не было представителя коммунальной службы. Только на следующий день я пообщалась с начальником Молодечненского УП «Коммунальник» Николаем Ноздриным-Плотницким. И вот что он ответил по этому поводу:
— Ремонт подъездов сейчас проводится за счет граждан. Все средства, отчисляемые ими на капремонт, аккумулируются на расчетном счете райисполкома. Ежегодно после весеннего осмотра домов составляем перспективный график под эти деньги. За год это около 1,7 миллиона рублей. Она используется целевым назначением на ремонт жилищного фонда согласно составленным спискам очередности. В городе есть дома и 40-х, и 50-х, и 60-х годов постройки намного в худшем состоянии. В Молодечно 2 200 000 квадратных метров жилфонда. В перспективный график до 2020 года дома №№ 117 и 119 по улице Великий Гостинец и дома №№ 2, 2а и 4 по улице Франциска Скорины не включены.
ОБЩЕСТВЕННОЕ обсуждение длилось более двух часов, к общему знаменателю так и не пришли. Но лично для себя сделала вывод: многие проблемы были бы решены, если бы одни умели и хотели объяснять, а другие внимательно слушали и воспринимали. А так... Этот спор не окончен точно. Все завершилось так же, как и началось: шум, гам и возмущения. Да еще с таким настроением граждан, что вряд ли снова на площадку сможет беспрепятственно заехать строительная техника. Чем это все закончится?..
chasovitina@sb.by
Фото автора