Сплин в окнах витрин: покупатель выбирает современные молы – что ждет старые торговые центры?
06.02.2018 07:58:27
Без малого полтора десятилетия магазины размножались с упорством дрозофил. И так же похожи друг на друга, обыгрывая с небольшими вариациями формат супермаркета «для всех». Что равноценно «ни для кого». И когда количество квадратных метров давно перешагнуло черту экономически разумного и обоснованного, магазинам либо придется меняться, либо прозябать без покупателей.
Исключительно бутики уже не привлекают покупателей в торговые центры.
Для ретейла и торгового девелопмента настали трудные времена: покупателей на всех катастрофически не хватает. Сей дефицит не временная сложность, а системная проблема. И голым оптимизмом ее не переломишь. Править будет его величество дарвиновский отбор — жестокий, бескомпромиссный, но справедливый. Наступает эпоха конкурентной свалки, когда за покупателя не борются, а грызутся все против всех. Независимо от размера и профиля торговой точки. Проигравший попросту «умрет от голода». Не физического, естественно, а финансового.
Первые признаки изменившихся реалий: новые торговые центры ставку делают не только и не столько на магазины, сколько на инфраструктуру развлечений: кафе, бары, кинотеатры, боулинги… Фантазия почти безгранична. А что поделать: чистый ретейл уже не способен ни привлечь людей, ни обеспечить достойные финансовые потоки, чтобы окупить строительство громадин площадью в несколько футбольных полей.
Центры старых форматов постепенно пустеют
Рост товарооборота в прошлом году не должен вводить в заблуждение. Да, прибавил он больше 3% в сопоставимых ценах. Это всего лишь 2,2 млрд рублей. Причем львиную долю платежеспособного спроса обеспечили банки: на потребительские нужды за год граждане заняли почти 1,3 млрд рублей. Займы способны двигать рынок вверх. Но недолго: берешь-то деньги чужие, а отдавать приходится свои. Да еще с процентами. И платежи по кредитам, в том числе и на жилье, набирающим популярность, будут пробивать брешь в кошельках белорусов и охлаждать «хватательные рефлексы» у магазинных полок. А покупатель и без этого становится до безобразия прагматичным и экономным. Недаром же на фоне роста продаж и так сиротская рентабельность снизилась почти до нищенской — 2,6 процента. Результат не только скромной покупательной способности населения, но и бесконтрольного «размножения» торговых центров. Вопреки всем законам классической экономики они продолжают вылупливаться и вылупливаться. И новые закладываются.
Торговые площади за прошлый год приросли еще на 7,7 процента. Ура, догнали Восточную Европу и почти догнали Западную — теперь и у нас на каждого жителя 0,6 метра квадратного магазинов. Еще бы зарплату сопоставимую. И туристический поток на том же уровне — другое дело. Пока на белорусский «квадрат» приходится меньше 300 долларов месячного оборота. Уровень депрессивных российских регионов. Свести концы с концами кое-как позволяет. Но о развитии говорить не приходится. По крайней мере, в среднем по отрасли. У лидеров дела обстоят получше, но аутсайдерам придется «вымирать». Или менять ориентацию.
По крайней мере, культовые в 2000-х торговые выставки доживают последние дни. Руководитель проекта belreteil.by Сергей Скороход наблюдает лавинное перемещение и арендаторов, и покупателей в свежие торговые моллы. Если жизнь в «старичках» и поддерживается, то искусственно. И вдохнуть вторую жизнь в них вряд ли кому-то удастся. Сама планировка помещений уже не отвечает современной эргономике и эстетике. Что делать с этими помещениями, пожалуй, становится самым интересным вопросом девелопмента. Чуть ли не единственный вариант — переделывать такие здания в офисные помещения. Вариант перспективный, если объект расположен по линии основных городских трасс. Правда, стремительной реинкарнация не будет: деловых «квадратов» переизбыток, а вот свободных денег у застройщиков немного. А у многих нет вообще. Вкладываться в перепрофилирование старого торгового фонда на новый лад — рискованная затея. Однако многое будет зависеть от фискальной политики: если государство сдержит слово и «зажмет» высокими налогами владельцев пустующих «квадратов», хочешь не хочешь, с минимальными шансами на успех, но владельцам недвижимости придется в ней разбираться тем или иным способом. На худой конец, продавать с фантастическим дисконтом. Пускай и себе в убыток.
С продовольственным ретейлом история еще более драматичная. В прошлые годы крупные сети ударились в скидочные программы. До поры до времени «фишка» работала и притягивала покупателей. Но когда в гонку привлекательных цен включились почти все значимые ретейлеры, идея перестала работать. Если в середине 2010-х скидками, скажем, на мясо или молочку удавалось заманить потребителя, сработать на этих товарах с нулевой наценкой, но заработать на другом ассортименте, то перенасыщение столицы сетевыми «маркетами» поломало всю обедню. Ситуация, когда два, три, а то и четыре магазина под разными серьезными брендами смотрят друг на друга буквально через дорогу, из случайности превратилась почти в правило. Покупатели сориентировались мгновенно и принялись ходить по кругу, приобретая в основном только скидочные товары. Торговать «в ноль» можно, но недолго: не ровен час, в финансовую трубу вылетишь. Прошлый год стал поистине переломным в отказе заводил рынка от скидочных программ и переходе на бонусные: начисляют баллы, раздают «чертиков» или лотерейные билеты… Теперь дергают за струнку не жадности, а азарта, который тлеет в ДНК большинства людей. Главное — разбудить эту страсть.
Впрочем, спасут ли «классиков» лотереи — спорный вопрос. Наши потребительские просторы начинают прощупывать иностранцы. И некоторые весьма солидные компании ведут разведку супердискаунтерами: узкий ассортимент по минимальной цене. Активно стали реализовывать такой подход и некоторые белорусские компании. Пока количество магазинов «дешевле не придумаешь» не очень велико. Инвесторы оценивают первые шаги. Но обычно после пробы пера происходит стремительная и агрессивная экспансия. И она может перевернуть наш ретейл с ног на голову. При всех многочисленных достоинствах особой креативностью он не похвастается. Один гипер от другого отличается, но не в концепции, а только в деталях. И новые форматы способны ударить по колоссам. У некоторых ноги, однозначно, окажутся глиняными.
volchkovvv@mail.ru
Исключительно бутики уже не привлекают покупателей в торговые центры.
Для ретейла и торгового девелопмента настали трудные времена: покупателей на всех катастрофически не хватает. Сей дефицит не временная сложность, а системная проблема. И голым оптимизмом ее не переломишь. Править будет его величество дарвиновский отбор — жестокий, бескомпромиссный, но справедливый. Наступает эпоха конкурентной свалки, когда за покупателя не борются, а грызутся все против всех. Независимо от размера и профиля торговой точки. Проигравший попросту «умрет от голода». Не физического, естественно, а финансового.
Первые признаки изменившихся реалий: новые торговые центры ставку делают не только и не столько на магазины, сколько на инфраструктуру развлечений: кафе, бары, кинотеатры, боулинги… Фантазия почти безгранична. А что поделать: чистый ретейл уже не способен ни привлечь людей, ни обеспечить достойные финансовые потоки, чтобы окупить строительство громадин площадью в несколько футбольных полей.
Центры старых форматов постепенно пустеют
Рост товарооборота в прошлом году не должен вводить в заблуждение. Да, прибавил он больше 3% в сопоставимых ценах. Это всего лишь 2,2 млрд рублей. Причем львиную долю платежеспособного спроса обеспечили банки: на потребительские нужды за год граждане заняли почти 1,3 млрд рублей. Займы способны двигать рынок вверх. Но недолго: берешь-то деньги чужие, а отдавать приходится свои. Да еще с процентами. И платежи по кредитам, в том числе и на жилье, набирающим популярность, будут пробивать брешь в кошельках белорусов и охлаждать «хватательные рефлексы» у магазинных полок. А покупатель и без этого становится до безобразия прагматичным и экономным. Недаром же на фоне роста продаж и так сиротская рентабельность снизилась почти до нищенской — 2,6 процента. Результат не только скромной покупательной способности населения, но и бесконтрольного «размножения» торговых центров. Вопреки всем законам классической экономики они продолжают вылупливаться и вылупливаться. И новые закладываются.
Торговые площади за прошлый год приросли еще на 7,7 процента. Ура, догнали Восточную Европу и почти догнали Западную — теперь и у нас на каждого жителя 0,6 метра квадратного магазинов. Еще бы зарплату сопоставимую. И туристический поток на том же уровне — другое дело. Пока на белорусский «квадрат» приходится меньше 300 долларов месячного оборота. Уровень депрессивных российских регионов. Свести концы с концами кое-как позволяет. Но о развитии говорить не приходится. По крайней мере, в среднем по отрасли. У лидеров дела обстоят получше, но аутсайдерам придется «вымирать». Или менять ориентацию.
По крайней мере, культовые в 2000-х торговые выставки доживают последние дни. Руководитель проекта belreteil.by Сергей Скороход наблюдает лавинное перемещение и арендаторов, и покупателей в свежие торговые моллы. Если жизнь в «старичках» и поддерживается, то искусственно. И вдохнуть вторую жизнь в них вряд ли кому-то удастся. Сама планировка помещений уже не отвечает современной эргономике и эстетике. Что делать с этими помещениями, пожалуй, становится самым интересным вопросом девелопмента. Чуть ли не единственный вариант — переделывать такие здания в офисные помещения. Вариант перспективный, если объект расположен по линии основных городских трасс. Правда, стремительной реинкарнация не будет: деловых «квадратов» переизбыток, а вот свободных денег у застройщиков немного. А у многих нет вообще. Вкладываться в перепрофилирование старого торгового фонда на новый лад — рискованная затея. Однако многое будет зависеть от фискальной политики: если государство сдержит слово и «зажмет» высокими налогами владельцев пустующих «квадратов», хочешь не хочешь, с минимальными шансами на успех, но владельцам недвижимости придется в ней разбираться тем или иным способом. На худой конец, продавать с фантастическим дисконтом. Пускай и себе в убыток.
Впрочем, спасут ли «классиков» лотереи — спорный вопрос. Наши потребительские просторы начинают прощупывать иностранцы. И некоторые весьма солидные компании ведут разведку супердискаунтерами: узкий ассортимент по минимальной цене. Активно стали реализовывать такой подход и некоторые белорусские компании. Пока количество магазинов «дешевле не придумаешь» не очень велико. Инвесторы оценивают первые шаги. Но обычно после пробы пера происходит стремительная и агрессивная экспансия. И она может перевернуть наш ретейл с ног на голову. При всех многочисленных достоинствах особой креативностью он не похвастается. Один гипер от другого отличается, но не в концепции, а только в деталях. И новые форматы способны ударить по колоссам. У некоторых ноги, однозначно, окажутся глиняными.
volchkovvv@mail.ru