Семья Тесля из Кореневки сохраняет традиции уникальной сожской скани
07.09.2024 20:45:00
Ольга ВАЛЬЧЕНКО
Иконы в Риме, панно в Пекине, герб в Казани — по всему миру можно найти работы этих мастеров. Хотя сами они признаются, что о географии «поставок» узнают все больше из телевизора, когда дело их кропотливого труда торжественно вручают членам иностранных делегаций. Изящные, будто вытканные из льняного кружева, узоры из древесной стружки были известны еще в Средневековье, но возродили их и вознесли в ранг особенного вида искусства именно на гомельской земле, создав свою особенную школу сожской скани. А владеют им в полной мере всего пара десятков человек.
Сканист Виталий Тесля.
— Наш папа Иван Иванович дружил с Владимиром Цекуновым, создателем гомельской школы. Они вместе придумывали станки, разрабатывали технологию. Начинали с украшения маленьких шкатулочек. Мы, дети, поглядывали, интересовались, конечно, и через годы создали семейную мастерскую.
Светлана Красовская (слева) и Надежда Тесля.
Пару-тройку тайн сожской скани мастера для нас приоткрыли. Процесс создания шедевра начинается с заготовки древесины. Деревья Тесля, конечно, не валят, пользуются любой подвернувшейся возможностью, объясняет Виталий:
— Где-то покупаем, где-то знакомые что-то пилят, иногда перепадают заграничные породы... Не используем только те деревья, в которых высокое содержание смолы. Сушим, нарезаем на тонкие пластинки. У каждого дерева свой уникальный цвет. Темно-розовый бывает у вишни, ольхи, яблони. Каштан — от белого до бежевого, молодые веточки — желтые, а старые — серые. Зависит оттенок и от места произрастания дерева. Так что в работах только натуральные цвета, подкрашиваем разве что васильки на панно.
И даже в таком творческом деле не обойдешься без работы на станке! На небольшом устройстве нарезаются из тонкой пластины стружки: круглые бусинки на засыпку, спирали, из которых потом можно еще сделать ромбики, завитки и многие другие изящные детали. Форма зависит от угла лезвия, количества движений и даже от темпа работы. Как правило, делиться секретом устройства станка мастера не любят, редко разрешают фотографировать. Говорят, у каждого механизма свой характер, свои особенности, подстроенные под манеру мастера.
— Да и пинцет у каждого свой, по руке подобранный, — говорит Надежда. — Специальных инструментов для скани, конечно, не выпускают, ищем где можем. Часто пинцеты — стоматологические, еще времен СССР. А отрезаем кончики стружек скальпелем!
Засыпки, чешуйки, спиральки, ромбики, усики (это такие маленькие завиточки), елочка (стружка, похожая на половинку хвойной лапки) — у каждого вида свое название и функция. Чем-то очерчивают контур фигур, что-то используют для цветового заполнения. Я только успела подсмотреть, что, если раскрутить и зацепить особым образом веточку с тремя спиральками, можно получить изящный листик.
Кстати, чтобы выложить одну тарелочку, нужно 5—6 дней. На портрет или шкатулку уходят недели. А сколько времени можно кропотливо воссоздавать легендарный Крест Евфросинии Полоцкой, даже представить страшно! Но особый уровень мастера — создание объемных фигур, так называемая прорезная скань. Здесь завитки, спирали и прочие стружки скрепляют уже между собой, придавая им ту или иную форму. Виталий показывает, как у ажурной кареты в такой технике даже открывается малюсенькая дверь. Кстати, такая же карета была изготовлена в этой мастерской для Папы Римского в 2016 году, сейчас она хранится в Музее карет в Ватикане.
В ТЕМУ
Само слово «скань», восходящее к древнерусскому понятию «съкати» (сучить, свивать в одну нить несколько прядей), — вообще-то, вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в веревочки. Ну а гомельские мастера сделали свой вариант — из древесной стружки.
valchenko@sb.by
Сканист Виталий Тесля.
Тайны приоткрываются
Разноцветные завитки повторяют расположение драгоценных камней на легендарном Кресте Евфросинии Полоцкой, складываются в контуры Беларуси и даже портреты людей. Шкатулки, блюда, панно, часы, иконы сделаны из лепестков и колечек. Никаких красок — только тонкие, причудливо изогнутые стружки, лак и море фантазии. В квартире Виталия и Надежды Тесля из поселка Кореневка Гомельского района сразу и мастерская, и выставочный зал. За одним рабочим столом, бывает, собираются сразу три-четыре сканиста. Сестра Виталия Светлана Красовская рассказала, как этот вид искусства стал делом их жизни:— Наш папа Иван Иванович дружил с Владимиром Цекуновым, создателем гомельской школы. Они вместе придумывали станки, разрабатывали технологию. Начинали с украшения маленьких шкатулочек. Мы, дети, поглядывали, интересовались, конечно, и через годы создали семейную мастерскую.
Светлана Красовская (слева) и Надежда Тесля.
Пару-тройку тайн сожской скани мастера для нас приоткрыли. Процесс создания шедевра начинается с заготовки древесины. Деревья Тесля, конечно, не валят, пользуются любой подвернувшейся возможностью, объясняет Виталий:
— Где-то покупаем, где-то знакомые что-то пилят, иногда перепадают заграничные породы... Не используем только те деревья, в которых высокое содержание смолы. Сушим, нарезаем на тонкие пластинки. У каждого дерева свой уникальный цвет. Темно-розовый бывает у вишни, ольхи, яблони. Каштан — от белого до бежевого, молодые веточки — желтые, а старые — серые. Зависит оттенок и от места произрастания дерева. Так что в работах только натуральные цвета, подкрашиваем разве что васильки на панно.
И даже в таком творческом деле не обойдешься без работы на станке! На небольшом устройстве нарезаются из тонкой пластины стружки: круглые бусинки на засыпку, спирали, из которых потом можно еще сделать ромбики, завитки и многие другие изящные детали. Форма зависит от угла лезвия, количества движений и даже от темпа работы. Как правило, делиться секретом устройства станка мастера не любят, редко разрешают фотографировать. Говорят, у каждого механизма свой характер, свои особенности, подстроенные под манеру мастера.
Когда начинается волшебство
Тонкие стружки с помощью пинцета крепят к основе. Используют специальный клей для дерева, что-то сажают на лак, но вообще состав под себя мастер может подбирать годами. Главное условие — чтобы не «желтил» и не портил натуральный цвет дерева.— Да и пинцет у каждого свой, по руке подобранный, — говорит Надежда. — Специальных инструментов для скани, конечно, не выпускают, ищем где можем. Часто пинцеты — стоматологические, еще времен СССР. А отрезаем кончики стружек скальпелем!
Засыпки, чешуйки, спиральки, ромбики, усики (это такие маленькие завиточки), елочка (стружка, похожая на половинку хвойной лапки) — у каждого вида свое название и функция. Чем-то очерчивают контур фигур, что-то используют для цветового заполнения. Я только успела подсмотреть, что, если раскрутить и зацепить особым образом веточку с тремя спиральками, можно получить изящный листик.
Кстати, чтобы выложить одну тарелочку, нужно 5—6 дней. На портрет или шкатулку уходят недели. А сколько времени можно кропотливо воссоздавать легендарный Крест Евфросинии Полоцкой, даже представить страшно! Но особый уровень мастера — создание объемных фигур, так называемая прорезная скань. Здесь завитки, спирали и прочие стружки скрепляют уже между собой, придавая им ту или иную форму. Виталий показывает, как у ажурной кареты в такой технике даже открывается малюсенькая дверь. Кстати, такая же карета была изготовлена в этой мастерской для Папы Римского в 2016 году, сейчас она хранится в Музее карет в Ватикане.
Немного истории
Подобное искусство было известно еще в середине XV века. Оклады резных икон древесной стружкой украшали, к примеру, в Троицко-Сергиевой лавре. Вот только технология затерялась в веках, пока в 1990 году изящные завиточки не увидел гомельский мастер по дереву Владимир Цекунов. Он разработал уникальный станок для снятия стружки и с помощью пинцета начал выкладывать узоры на шкатулках и панно, создавая абсолютно новую культурную школу. В 2008-м мастер покинул этот мир, но его ученики и последователи продолжают начатое им дело возрождения и развития сожской скани.В ТЕМУ
Само слово «скань», восходящее к древнерусскому понятию «съкати» (сучить, свивать в одну нить несколько прядей), — вообще-то, вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в веревочки. Ну а гомельские мастера сделали свой вариант — из древесной стружки.
valchenko@sb.by