Рабочий стаж учительской династии Савош из деревни Домоткановичи Клецкого района – 72 года
03.10.2020 08:39:00
Ксения КАПУСТИНА
Если сложить рабочий стаж учительской династии Савош из деревни Домоткановичи Клецкого района, получится 72 года. Три женщины, три судьбы, связанные не только кровными узами, но и любовью к своему делу. Однако ни у одной из них путь в профессию не начинался легко. О том, как менялась белорусская школа, запредельных баллах при поступлении и «домашних педсоветах» учителя рассказали корреспонденту «СГ».Основателем династии стала Надежда Николаевна. С четвертого класса она для себя решила: буду работать в школе. Родители-железнодорожники стремление дочери поддержали, ведь педагог — профессия уважаемая:
–В 1963 году, окончив восемь классов, подала документы в Гомельское музыкально-педагогическое училище и… не поступила, не хватило баллов. Не подумайте, я не была двоечницей: все экзамены сдала на четыре-пять. Но в те времена конкурс был очень высокий — нужно было получить по всем предметам только отлично. Еще одна сложность: математику я изучала в школе на белорусском, а экзамены, устный и письменный, были на русском. Зато вторая попытка через год — по всем вступительным испытаниям пятерки.
Ветеран педагогического труда Надежда Николаевна САВОШ.
Девушка поехала в педучилище, увидела свою фамилию в списках на зачисление и поспешила порадовать родных. Однако судьба настойчиво не хотела давать шанс осуществить мечту:
— Накануне моего отъезда на учебу пришли подруги, чтобы проводить, — вспоминает Надежда Николаевна. — И тут почтальон приносит письмо из педучилища, в котором сказано, что я не добрала один балл. Слез было море! На следующий день мы с мамой поехали к директору, он поднял архив вступительных работ, и оказалось, что у меня четверка по русскому языку: написала «эскаватор» вместо «эКскаватор». Как выяснилось потом, эта ошибка стала не единственной причиной отказа. Мое место отдали дочери инвалида войны, у которой была льгота…
После десятилетки девушка в третий раз приехала в училище. Члены вступительной комиссии, завидев знакомое лицо, шутили: «Тебе, Мезенцева (девичья фамилия Надежды Николаевны. — Прим. авт.), пятерки автоматом ставить надо за упорство!». Сдав все на отлично, Надежда Савош стала студенткой, успешно отучилась, а после распределения попала в Домоткановичскую школу.
— Всю жизнь, с 1969 по 2004 год, я работала с деревенскими детьми. Стоило войти в класс, как ребята замирали — учитель пользовался большим уважением, — говорит педагог.
Династия педагогов из Клецкого района Надежда Николаевна, Людмила Михайловна и Юлия Сергеевна САВОШ.
Надежда Николаевна отмечает, что сейчас у первоклашек начальный уровень знаний намного выше, чем в советские годы: большое внимание подготовке к школе уделяется в детских садах, в центрах дошкольного развития. Да и сама учебная программа, ее подача стали намного интереснее и увлекательнее, в том числе благодаря интерактивным средствам.
— Мода на нестандартное, игровое проведение уроков пришла в Домоткановичи в конце 1980-х, — вспоминает она. — Как-то украсила класс еловыми ветками и бумажными фигурками белочек. Писала на доске слова, специально пропуская некоторые буквы, а дети должны были вставить пропущенное. За правильный ответ давала самодельные печенья-орешки. Сейчас это кажется слишком простым… Благодаря техническому прогрессу, интернету есть много возможностей: изображения можно распечатать, да и учителя вряд ли станут выпекать угощения — скорее купят. Но в те времена подобные уроки были у детей любимыми.
Больше 15 лет ветеран педагогического труда на заслуженном отдыхе. Признается, сначала было сложно привыкнуть к размеренному ритму жизни:
— Учитель всегда в движении, молод душой рядом с учениками. Хотелось услышать школьный звонок и беготню детворы по коридорам, снова окунуться в суету рабочих дней. Сейчас дочь и внучка рассказывают о делах родной школы, делятся событиями, советуются. В такие минуты будто на 20 лет назад возвращаюсь.
Для Людмилы САВОШ работа в школе — дело всей жизни.
ЛЮДМИЛА Михайловна Савош с детства знала: будет учителем, как и мама. Чтобы подготовиться к поступлению, ездила в Минск на занятия в спецкласс для детей, склонных к педагогической профессии:
— Документы подавала в пединститут летом 1989 года. Проходной балл и конкурс были сумасшедшими — примерно, как сейчас на программирование в БГУИР. В первый раз баллов, к сожалению, мне не хватило. Однако руки опускать не стала. Попросила в отделе образования Клецкого райисполкома, чтобы меня устроили пионервожатой в любое учебное заведение: эта должность не требовала педагогического образования. Так я попала в Яновичскую среднюю школу. Первые дни было страшно, боялась, что ученики старших классов не станут слушать меня, почти их ровесницу. Но никаких проблем не возникало, они с уважением относились как к учителям, так и к вожатым. Постепенно страх прошел, в очередной раз убедилась, что работа в школе — мое призвание.
Женщина вспоминает: учитель считался образцом для подражания во всем. Ему постоянно приходилось держать высокую планку не только в школе, но и в обычной жизни: не дай бог у него в огороде увидят сорняки или беспорядок во дворе — это такой позор:
— Сейчас некоторые педагоги, если их можно так назвать, выкладывают в социальных сетях свои откровенные фото, могут позволить вести себя неподобающим образом. У меня такое в голове не укладывается: я учитель старой закалки.
Поработав год пионервожатой, Людмила Михайловна поступила на заочное отделение Гомельского государственного университета и в 1990 году пришла на работу в Домоткановичскую школу учителем белорусского языка и литературы, где сейчас занимает пост директора. Поначалу не все складывалось успешно: большинство учеников были воспитанниками детского дома, с такими ребятами найти общий язык сложнее.
— Случались и истерики на уроках, и отказы читать или учить предмет, — вспоминает педагог. — Не скрою: бывали моменты, когда руки опускались, хотелось все бросить. Но потом входишь в класс, смотришь в детские любопытные глаза, и как будто второе дыхание открывается. Да и сами ребята, видя доброе и справедливое отношение, начали вести себя иначе, и больше проблем не возникало.
В сложные минуты советом помогала мама. А еще Людмила Михайловна подобрала необычный ключик к сердцам детей: с классом они объездили полстраны, побывали на экскурсиях в самых интересных местах. Такая форма воспитания, будь то самый обычный поход в лес, сближает коллектив и делает не просто одноклассниками, а настоящими друзьями.
— Результат работы учителя заметен не сразу, а только через годы, — считает она. — Порой зайдешь на странички бывших учеников в социальных сетях, посмотришь фото их семей, видишь, что жизнь сложилась хорошо, и сердце радуется: человека воспитал.
ВПЕРВЫЕ Людмила Савош поняла, что на ней педагогическая династия не закончится, когда в 6-м классе дочь Юлия, играя с младшим братом в школу, исписала новые обои в детской цифрами — объясняла урок. Так до 11-го класса учитель подогревала у нее интерес к профессии, а в 2012 году Юля поступила на факультет германских и славянских языков в Барановичский государственный университет. Получив диплом, попала по распределению в Орешницкий учебно-педагогический комплекс детский сад — базовую школу.
— Школа небольшая, ученики, в основном из неблагополучных семей, как губки, впитали из семьи плохую модель поведения, — вспоминает Юлия Сергеевна. — Дети нецензурно выражались, нарушали дисциплину, считая это нормой. Но как только поняли, что я хочу им помочь, отношусь искренне, сразу же потянулись навстречу. Думаю, не бывает плохих учеников — к некоторым сложнее найти подход.
Юлия Сергеевна проводит урок английского языка.
Юлия Сергеевна признается, что опыт бабушки и мамы помогает справляться со сложностями: по выходным на «семейном педсовете» учителя вместе придумывают новые фишки для занятий, делятся случаями из школьной жизни, обсуждают предстоящие планы. А интернет — хорошее подспорье для проведения увлекательного и запоминающегося урока:
— Новейшие технологии для современного педагога — стандартное решение. Есть множество упражнений с дополненной реальностью, когда ребенок считывает QR-код своим планшетом или смартфоном и получает больше информации. Школьники сейчас очень продвинуты в использовании гаджетов, им нравятся такие формы обучения. Но на моих уроках есть правило: телефоны только для дела. Причем оно работает для всех, в том числе для учителя. А как иначе? Если педагог запретит на занятиях мобильный, а сам будет пользоваться им, дети всерьез не воспримут данное правило.
Отработав по распределению, Юлия перевелась в Домоткановичскую школу, где преподает немецкий язык и информатику. О смене профессии не думает — хочется верить, что она не станет заключительным звеном славной династии педагогов Клецкого района.
kapustina@sb.by
–В 1963 году, окончив восемь классов, подала документы в Гомельское музыкально-педагогическое училище и… не поступила, не хватило баллов. Не подумайте, я не была двоечницей: все экзамены сдала на четыре-пять. Но в те времена конкурс был очень высокий — нужно было получить по всем предметам только отлично. Еще одна сложность: математику я изучала в школе на белорусском, а экзамены, устный и письменный, были на русском. Зато вторая попытка через год — по всем вступительным испытаниям пятерки.
Ветеран педагогического труда Надежда Николаевна САВОШ.
Девушка поехала в педучилище, увидела свою фамилию в списках на зачисление и поспешила порадовать родных. Однако судьба настойчиво не хотела давать шанс осуществить мечту:
— Накануне моего отъезда на учебу пришли подруги, чтобы проводить, — вспоминает Надежда Николаевна. — И тут почтальон приносит письмо из педучилища, в котором сказано, что я не добрала один балл. Слез было море! На следующий день мы с мамой поехали к директору, он поднял архив вступительных работ, и оказалось, что у меня четверка по русскому языку: написала «эскаватор» вместо «эКскаватор». Как выяснилось потом, эта ошибка стала не единственной причиной отказа. Мое место отдали дочери инвалида войны, у которой была льгота…
После десятилетки девушка в третий раз приехала в училище. Члены вступительной комиссии, завидев знакомое лицо, шутили: «Тебе, Мезенцева (девичья фамилия Надежды Николаевны. — Прим. авт.), пятерки автоматом ставить надо за упорство!». Сдав все на отлично, Надежда Савош стала студенткой, успешно отучилась, а после распределения попала в Домоткановичскую школу.
— Всю жизнь, с 1969 по 2004 год, я работала с деревенскими детьми. Стоило войти в класс, как ребята замирали — учитель пользовался большим уважением, — говорит педагог.
Династия педагогов из Клецкого района Надежда Николаевна, Людмила Михайловна и Юлия Сергеевна САВОШ.
Надежда Николаевна отмечает, что сейчас у первоклашек начальный уровень знаний намного выше, чем в советские годы: большое внимание подготовке к школе уделяется в детских садах, в центрах дошкольного развития. Да и сама учебная программа, ее подача стали намного интереснее и увлекательнее, в том числе благодаря интерактивным средствам.
— Мода на нестандартное, игровое проведение уроков пришла в Домоткановичи в конце 1980-х, — вспоминает она. — Как-то украсила класс еловыми ветками и бумажными фигурками белочек. Писала на доске слова, специально пропуская некоторые буквы, а дети должны были вставить пропущенное. За правильный ответ давала самодельные печенья-орешки. Сейчас это кажется слишком простым… Благодаря техническому прогрессу, интернету есть много возможностей: изображения можно распечатать, да и учителя вряд ли станут выпекать угощения — скорее купят. Но в те времена подобные уроки были у детей любимыми.
Больше 15 лет ветеран педагогического труда на заслуженном отдыхе. Признается, сначала было сложно привыкнуть к размеренному ритму жизни:
— Учитель всегда в движении, молод душой рядом с учениками. Хотелось услышать школьный звонок и беготню детворы по коридорам, снова окунуться в суету рабочих дней. Сейчас дочь и внучка рассказывают о делах родной школы, делятся событиями, советуются. В такие минуты будто на 20 лет назад возвращаюсь.
Для Людмилы САВОШ работа в школе — дело всей жизни.
ЛЮДМИЛА Михайловна Савош с детства знала: будет учителем, как и мама. Чтобы подготовиться к поступлению, ездила в Минск на занятия в спецкласс для детей, склонных к педагогической профессии:
— Документы подавала в пединститут летом 1989 года. Проходной балл и конкурс были сумасшедшими — примерно, как сейчас на программирование в БГУИР. В первый раз баллов, к сожалению, мне не хватило. Однако руки опускать не стала. Попросила в отделе образования Клецкого райисполкома, чтобы меня устроили пионервожатой в любое учебное заведение: эта должность не требовала педагогического образования. Так я попала в Яновичскую среднюю школу. Первые дни было страшно, боялась, что ученики старших классов не станут слушать меня, почти их ровесницу. Но никаких проблем не возникало, они с уважением относились как к учителям, так и к вожатым. Постепенно страх прошел, в очередной раз убедилась, что работа в школе — мое призвание.
Женщина вспоминает: учитель считался образцом для подражания во всем. Ему постоянно приходилось держать высокую планку не только в школе, но и в обычной жизни: не дай бог у него в огороде увидят сорняки или беспорядок во дворе — это такой позор:
— Сейчас некоторые педагоги, если их можно так назвать, выкладывают в социальных сетях свои откровенные фото, могут позволить вести себя неподобающим образом. У меня такое в голове не укладывается: я учитель старой закалки.
Поработав год пионервожатой, Людмила Михайловна поступила на заочное отделение Гомельского государственного университета и в 1990 году пришла на работу в Домоткановичскую школу учителем белорусского языка и литературы, где сейчас занимает пост директора. Поначалу не все складывалось успешно: большинство учеников были воспитанниками детского дома, с такими ребятами найти общий язык сложнее.
— Случались и истерики на уроках, и отказы читать или учить предмет, — вспоминает педагог. — Не скрою: бывали моменты, когда руки опускались, хотелось все бросить. Но потом входишь в класс, смотришь в детские любопытные глаза, и как будто второе дыхание открывается. Да и сами ребята, видя доброе и справедливое отношение, начали вести себя иначе, и больше проблем не возникало.
В сложные минуты советом помогала мама. А еще Людмила Михайловна подобрала необычный ключик к сердцам детей: с классом они объездили полстраны, побывали на экскурсиях в самых интересных местах. Такая форма воспитания, будь то самый обычный поход в лес, сближает коллектив и делает не просто одноклассниками, а настоящими друзьями.
— Результат работы учителя заметен не сразу, а только через годы, — считает она. — Порой зайдешь на странички бывших учеников в социальных сетях, посмотришь фото их семей, видишь, что жизнь сложилась хорошо, и сердце радуется: человека воспитал.
ВПЕРВЫЕ Людмила Савош поняла, что на ней педагогическая династия не закончится, когда в 6-м классе дочь Юлия, играя с младшим братом в школу, исписала новые обои в детской цифрами — объясняла урок. Так до 11-го класса учитель подогревала у нее интерес к профессии, а в 2012 году Юля поступила на факультет германских и славянских языков в Барановичский государственный университет. Получив диплом, попала по распределению в Орешницкий учебно-педагогический комплекс детский сад — базовую школу.
— Школа небольшая, ученики, в основном из неблагополучных семей, как губки, впитали из семьи плохую модель поведения, — вспоминает Юлия Сергеевна. — Дети нецензурно выражались, нарушали дисциплину, считая это нормой. Но как только поняли, что я хочу им помочь, отношусь искренне, сразу же потянулись навстречу. Думаю, не бывает плохих учеников — к некоторым сложнее найти подход.
Юлия Сергеевна проводит урок английского языка.
Юлия Сергеевна признается, что опыт бабушки и мамы помогает справляться со сложностями: по выходным на «семейном педсовете» учителя вместе придумывают новые фишки для занятий, делятся случаями из школьной жизни, обсуждают предстоящие планы. А интернет — хорошее подспорье для проведения увлекательного и запоминающегося урока:
— Новейшие технологии для современного педагога — стандартное решение. Есть множество упражнений с дополненной реальностью, когда ребенок считывает QR-код своим планшетом или смартфоном и получает больше информации. Школьники сейчас очень продвинуты в использовании гаджетов, им нравятся такие формы обучения. Но на моих уроках есть правило: телефоны только для дела. Причем оно работает для всех, в том числе для учителя. А как иначе? Если педагог запретит на занятиях мобильный, а сам будет пользоваться им, дети всерьез не воспримут данное правило.
Отработав по распределению, Юлия перевелась в Домоткановичскую школу, где преподает немецкий язык и информатику. О смене профессии не думает — хочется верить, что она не станет заключительным звеном славной династии педагогов Клецкого района.
kapustina@sb.by