Как спасают пассажиров самолетов и поездов
29.12.2014 21:46:50
Все чаще в новостные сводки попадают форс–мажорные происшествия в салонах самолетов и вагонах поездов: плохо пассажиру! Одни ситуации заканчиваются благополучно: аварийная посадка или задержка рейса — и медики спешат на помощь. Другие — трагически. Многих шокировала августовская история, когда челябинец Артем Чечиков умер в московском аэропорту «Шереметьево», возвращаясь из Барселоны из свадебного путешествия. В воздухе у молодого человека случился сердечный приступ, врачи на борту и экипаж сделали все возможное, но... Потом было еще несколько ЧП. А как у нас спасают пассажиров в самолетах и поездах?
Вынужденная посадка
Рейс Москва — Калининград. Самолет авиакомпании «Аэрофлот» идет на вынужденную посадку в Минске: пожилой пассажир в инвалидной коляске побелел и начал задыхаться. Дежурный врач медицинской службы гражданской авиации Николай Швадчик, на смену которого как раз и пришлось ЧП, подтвердил, что у 77–летнего мужчины действительно было очень опасное состояние, тем более еще до полета он перенес инсульт: «Пассажира передали скорой помощи. Благо у нас теперь порт приобрел амбулифт для погрузки инвалидов. Три часа пассажир был в клинике. У меня как у врача возник вопрос к его жене: все–таки неблизкий полет в таком возрасте, зачем рисковать? Но тут действительно обстоятельства, не могли не полететь туда, где год назад в ДТП погиб их единственный сын...»
Рейс Москва — Калининград. Самолет авиакомпании «Аэрофлот» идет на вынужденную посадку в Минске: пожилой пассажир в инвалидной коляске побелел и начал задыхаться. Дежурный врач медицинской службы гражданской авиации Николай Швадчик, на смену которого как раз и пришлось ЧП, подтвердил, что у 77–летнего мужчины действительно было очень опасное состояние, тем более еще до полета он перенес инсульт: «Пассажира передали скорой помощи. Благо у нас теперь порт приобрел амбулифт для погрузки инвалидов. Три часа пассажир был в клинике. У меня как у врача возник вопрос к его жене: все–таки неблизкий полет в таком возрасте, зачем рисковать? Но тут действительно обстоятельства, не могли не полететь туда, где год назад в ДТП погиб их единственный сын...»
Авиационной медслужбе (она базируется в Национальном аэропорту, но уже несколько лет подчиняется Минздраву) приходится по вызову подниматься на борт самолета примерно раз восемь в месяц. Чаще всего речь о стенокардии и ишемической болезни сердца, бронхиальной астме, инфаркте, остром нарушении мозгового кровообращения, приступе почечных колик. Доктор Швадчик описывает схему действий:
Если у нас врач на борту — редкая удача, то, скажем, в компании «Люфтганза» — обычное дело. Причина в том, объясняет Александр Жадан, заместитель директора медицинской службы гражданской авиации, что немецкая авиакомпания реализует программу «Доктор на борту». Врачи, которые зарегистрировались в медицинской службе авиакомпании и прошли специальное обучение, получают скидки на авиабилеты, но во время полета занимают специально отведенные для них места, надевая спецодежду. По официальным данным, 86% рейсов взлетают с «другом авиакомпании» на борту. У нас же пока контроль только на земле, плюс бортпроводники проходят курсы по медицинской подготовке. Кстати, объясняет Александр, на борту всегда есть три вида комплектов для оказания медицинской помощи:
— Бортпроводники работают с комплектом первой помощи (таблетки, медикаменты первой необходимости и общего применения). Аварийная аптечка предназначена для оказания помощи врачом, который может находиться на борту. Профилактический комплект — на случай возникновения или подозрения на особо опасную инфекцию, здесь есть маски, перчатки, емкости для сбора отходов и биологических жидкостей.
Что касается непосредственно аэропорта, то в зависимости от его класса и пассажиропотока существуют международные рекомендации, по которым здесь должно быть определенное количество наборов для оказания медпомощи во время авиационного происшествия. У нас таких наборов 17, и они рассчитаны на помощь потерпевшему бедствие борту на 650 пассажиров — это самый большой самолет, который принимает Национальный аэропорт. К счастью, применять их приходилось лишь во время учений, которые проходят минимум дважды в год. Но выезжать по тревоге в полной боевой готовности доводилось не раз. Из недавнего — вынужденное возвращение самолета «Люфтганза» в Минск из–за проблем с закрылками. На борту находились 96 пассажиров.
И без внештатных ситуаций работы у врачей в аэропорту хватает. Ежедневно в медпункт поступает около 20 обращений. Перед полетом пассажиры приходят с приступами мочекаменной болезни, астмой, стенокардией. Чаще всего причина — волнение перед полетом. До посадки за консультацией приходят родители с маленькими детьми полутора–двух лет. Например, у малыша судороги или высокая температура. И при опасных ситуациях медики стараются уговорить отложить полет... Один случай здесь запомнился особенно. Грузинский балет летел через Минск в Санкт–Петербург. И вот срочный вызов. Врачи прибежали в зал прилета. А там один танцор лежит на полу без чувств, а второго, перекинув через плечо, несет коллега из ансамбля. Специалистом быстро стало понятно, что тут дело не только в избытке спиртного. Вызвали реанимацию, пациентов забрали в больницу, где они провели трое суток.
Проводник спешит на помощь
Недавно в поезде Калинковичи — Гомель недалеко от Речицы стало плохо 53–летнему пассажиру. Он направлялся на кардиологическое обследование. В пути случился сердечный приступ. Первая помощь результатов не дала, уже в Речице на вокзале пассажира передали врачам, но спасти его, увы, не удалось.
Нет статистики, как часто приходится оказывать медпомощь пассажирам поездов. Но и единичными такие случаи не назовешь, говорит ведущий инженер пассажирской службы БелЖД Марина Толстик. Обычные жизненные ситуации: когда сердечный приступ, когда жалобы на судороги...
Фото Артура ПРУПАСА
— Частенько у пожилых пошаливает сердце, но кардиологические проблемы бывают и у молодых пассажиров. Обычно они знают о своих болячках, поэтому предусмотрительно едут с медпрепаратами. В этом случае наша функция — спокойно и быстро помочь. И, естественно, не навредить своими действиями. Что касается дальних маршрутов на курорты, то плохо себя почувствовать в дороге могут дети: поднимается температура из–за смены климата.
Еще одна типично летняя ситуация: пассажиру стало плохо в плацкартном вагоне, скажем, не открываются окна, при этом не работает кондиционер. Тогда его могут перевести на резервные места в купе, 2 — 4 таких места всегда предусмотрены...
Как и в авиации, медицинская служба железной дороги пару лет назад перешла под крыло Минздрава. И сейчас у нее в основном контролирующая функция — соблюдение всех санитарных норм и правил, не только в оказании первой помощи, но и в отношении чистоты, порядка в вагонах, качественной питьевой воды. Естественно, проверяют и медикаменты в аптечках, их сроки годности. При этом все проводники проходят обучение при Минздраве, но все–таки они — не профессиональные врачи. Поэтому, если человеку становится плохо, проводник вагона уточняет жалобы, симптомы и быстро передает информацию начальнику поезда. А тот уже через машиниста состава вызывает на ближайшую станцию бригаду «скорой». Пока пассажир не передан медикам, проводник старается по максимуму оказать ему первую помощь. Благо в поезде есть универсальная аптечка с минимальным набором лекарств: нашатырный спирт, валидол, валерьянка. Словом, все, что может применить непрофессионал. В особенно сложных ситуациях начальник поезда делает объявление, мол, «уважаемые пассажиры, в таком–то вагоне едет пассажир, которому необходима медицинская помощь. Если среди вас есть специалист, просьба оказать помощь». На случай совсем уж форс–мажорных ситуаций есть носилки и одна на поезд аварийная аптечка.
Кстати, сами проводники признают, что пусть и редко, но в их практике разворачиваются необычные сюжеты. Например, помощь нужна сразу нескольким пассажирам в разных вагонах. И уже легендарной стала история, как пару лет назад в электричке под Брестом помощнику машиниста пришлось... принимать роды у пассажирки.
Советская Белоруссия № 248 (24629). Вторник, 30 декабря 2014