Что нужно знать родителям о попечительских советах
14.06.2019 00:36:00
Ольга ПАСИЯК
С окончанием учебного года вопросы о работе родительского комитета и попечительского совета — не редкость в редакционной почте. Ведь начинается пора ремонтов школ. Кто‑то просто не знает свои права и обязанности, но встречаются и такие сообщения: «Требуют сдать кругленькую сумму (500 — 600 рублей!) на строительные работы с намеком, мол, вашему сыну здесь же еще учиться…» Как быть в такой ситуации? Расставить точки над «i» мы попросили представителей Минобразования.
Чем занимается попечительский совет, а чем — родительский комитет?
Для начала разберемся, в чем разница между попечительским советом и родительским комитетом.
Анжела Кудоярова, консультант управления общего среднего образования главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Минобразования, поясняет: попечительский совет — это орган самоуправления, который может создаваться в учреждении образования, чтобы помогать с развитием материально‑технической базы, привлекать финансирование и улучшать условия учебы и труда. И нельзя ассоциировать его работу исключительно с ремонтами или покупкой оборудования — задачи куда шире. Решение о создании совета принимает инициативная группа (дело это исключительно добровольное!) и согласовывает с руководителем школы или садика, а в его состав обычно входят родители, педагоги, представители общественных объединений и шефских организаций. В случае нарушений закона деятельность попечительского совета может быть прекращена по инициативе руководителя учреждения образования.
У родительского комитета задачи другие: он должен взаимодействовать с педагогическим коллективом в профилактике правонарушений среди подростков, пропаганде традиций учреждения образования, распространении лучшего семейного опыта. Причем у членов комитета есть право выносить на обсуждение по своей инициативе или по просьбе других родителей вопросы, связанные с улучшением работы школы или детского сада. Но деньги на нужды учреждения образования родительский комитет привлекать не может: этот момент четко прописан в 2016 году в Положении о родительском комитете. Исключение — воспитательные и культурные мероприятия вроде похода в театр или поездки на экскурсию: тут родительский комитет сам решает все организационные нюансы.
Как они взаимодействуют?
Оба органа самоуправления должны тесно сотрудничать друг с другом, а координируют их работу руководитель учреждения образования и его заместители. Поскольку создание обоих — дело добровольное, в некоторых учреждениях образования вполне достаточно лишь одного, как, скажем, в малокомплектных садах. Работа попечительского совета просто обязана быть максимально прозрачной: на информационных стендах, сайтах учреждений образования должна быть рубрика, посвященная его деятельности. Каждый родитель имеет право знать, кто входит в состав совета, что планируется сделать за год, сколько перечислено средств и куда они потрачены.
Как формируется бюджет попечительского совета?
В Постановлении о попечительском совете, объясняет Вера Грибковская, главный специалист управления дошкольного образования главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Минобразования, есть пункт 24. На него стоит ссылаться родителям, если их заставляют сдавать деньги или говорят про сбор наличными. В этом пункте все четко прописано: бюджет формируется на добровольной основе. То есть попечительский совет может лишь предложить сдать деньги, окончательное решение за вами. Куда зачисляются средства? На расчетный счет учреждения образования путем безналичного перевода. На что пойдут эти деньги, определяет тоже попечительский совет и согласовывает свое решение с директором и родительским комитетом. Кстати, руководитель учреждения всегда может подсказать, какие моменты особенно проблемные, где помощь нужна больше. Например, не в помещении конкретной группы садика, а в музыкальном зале, месте общего пользования.
Как реагируют в Минобразования?
Специалисты Минобразования постоянно мониторят сайты школ и садиков, в том числе по вопросам деятельности попечительских советов. А в прошлом году появился приказ министерства, где особый акцент сделан на предотвращение принудительного привлечения денежных средств и возложение на руководителей персональной ответственности, если в учреждении есть такие факты.
Анжела Кудоярова подчеркивает, что обращений по сбору денег от общего числа — менее 3%. В основном просят разъяснить нормативную базу, нужно ли обязательно перечислять средства и как это делать.
— Вся законодательная база в свободном доступе, в том числе на портале Минобразования, — подчеркивает Анжела Кудоярова. — К нам обращаются прежде всего для того, чтобы получить разъяснения по тому или иному нормативному акту, подготовиться к разговору с администрацией, если есть какие‑то сомнения в правомерности действий.
Самый частый вопрос: за чей счет ремонт в классах?
В Минобразования объясняют: из бюджета выделяются средства и на капитальный, и на текущий ремонт учреждений образования. Да, от родителей, членов попечительского совета, может исходить инициатива подклеить обои, подкрасить пол. Для этого опять же перечисляют деньги на расчетный счет попечительского совета, покупаются краска, обои. Как быть, если поучаствовали не все? У специалистов на это такой ответ: действовать исходя из тех денег, которые есть в наличии. Оказание помощи школе — это не только перечисление средств, тем более что не у всех есть такая возможность. Могут быть варианты: вымыть окна, поклеить обои… Такая же ситуация и с техническими средствами для начальной школы, скажем, телевизорами: родители не должны их покупать.
А что с подарками школе от выпускников?
Инициаторами таких подарков, как правило, выступают родительские комитеты или попечительские советы. Но подарок от выпускников — это память о них, поэтому Минобразования рекомендует задуматься о творческих памятных презентах школе, не сводя все к денежным сборам.