Академия МВД впервые раскрывает свои секреты
14.06.2018 08:22:37
Людмила ГЛАДКАЯ
Раскрыть преступление, не выходя из кабинета, или поразить цель с закрытыми глазами? Для нас с вами — фантастика, для выпускников Академии МВД — реальность. На днях этот милицейский вуз, единственный из учреждений образования, второй раз подряд получил Премию Правительства за достижения в области качества. Что же позволило стать лучшим? Уникальную экскурсию специально для «СБ» провел начальник Академии МВД генерал–майор милиции Владимир Бачила, впервые раскрыв журналистам все ее секреты. Ну или почти все.
Милиционер–айтишник и электронные зачетки
— Как использовать интернет для раскрытия преступления? — Владимир Владимирович — человек конкретный, зайдя в аудиторию кафедры оперативно–разыскной деятельности, начал с главного. — Сегодня многие преступления совершаются в сети, и мы учим курсантов тому, как находить там нарушителей с помощью общедоступных программ и разработанных на кафедре специально для оперативных сотрудников. Уникальные программные продукты создают
и курсанты. В прошлом году выпускник в качестве дипломной работы разработал проект для определения местонахождения человека по ряду маркеров. Программа уже тестируется в милицейских подразделениях. Между прочим, курсанты могут параллельно с юридическим образованием в академии получить образование в сфере информационных технологий в ИИТ БГУИР.
Офицер будущего — это не только юрист, но и айтишник, говорит мне начакадемии: «Посмотрите: весь бизнес Европы уже работает с электронными документами. На проблемы, связанные с цифровой экономикой, мы обращали внимание еще года 4 назад. Допустим, за границей есть фирма, информация о которой хранится в третьей стране, и эта компания нарушает закон в Беларуси. Как это доказать, если все операции проводились в виртуальном мире? Ведь бизнесмен в секунды может созданное виртуальное облако уничтожить.
Не за горами — электронное досье курсантов, электронные зачетки, цифровое управление вузом. Уже работает авторский проект «Электронная академия», Владимир Бачила перечисляет преимущества: «Не выходя из своего кабинета, я могу посмотреть успеваемость обучающихся, как часто бывают в академической библиотеке, что читают. Проект также позволяет учиться дистанционно «дневникам» и заочникам, а руководителям — повышать квалификацию.
Стрельба с закрытыми глазами и умный спортзал
Мы переходили из аудитории в аудиторию. Лекции здесь читают не скучно, экспериментируют с преподаванием. Вот на экране — короткое видео о том, как брать отпечаток обуви с грунта. Или нужно выяснить, не попытается ли бандит бежать из страны самолетом. «Смотрим с курсантами на интерактивной карте, какие самолеты сейчас находятся в воздушном пространстве Беларуси, на взлетной полосе, — начальник академии демонстрирует возможности техники. — Можем получить данные о пассажирах рейсов, найти нарушителя с помощью видеонаблюдения. Да, у нас есть доступ к определенным базам плюс открытые источники информации. Также можем ознакомиться с местностью в 3D–проекции».
...На занятиях по профайлингу курсанты поначалу друг по другу учатся определять, когда человек хитрит, волнуется, может быть агрессивным. Далее — углубленная подготовка. Есть в академии и отдельный курс (повышения квалификации), где учат даже выделять преступника в толпе. Что еще удивило, милицейский вуз первым в стране, Европе создал и применяет программу обучения основам жестового языка.
В тире гаснет свет. Выстрел, еще один. «70 процентов наших выпускников способны поразить цель при плохом освещении, в темноте, с закрытыми глазами. — В лучах вновь появившегося света с продырявленной бумажной мишенью в руках узнаю старшего преподавателя кафедры тактико–специальной подготовки Андрея Филипенко. Он со спецподразделениями разработал уникальную методику по огневой подготовке. — Для начала мы определили, какие навыки нужны сотрудникам и постепенно (в том числе на авторском тренажере Филипенко) учим поражать мишень, не используя прицельные приспособления». Знаю о недавнем эксперименте: мастер спорта по стрельбе и курсант должны были показать лучший результат в неизвестных для обоих условиях, и выиграл будущий офицер.
На кафедре криминалистики нам продемонстрировали, как «студенты» учатся по разным фото определять, один ли и тот же на них человек, устанавливать людей по словесному портрету, фиксировать следы на месте преступления. Вот второкурсники проводят осмотр по незаконному обороту наркотиков, рядом — «квартирная кража». В одном случае нам показали классическую модель проведения осмотра, в другом — западноевропейскую. Этот метод тоже был введен в образовательный процесс и в работу правоохранительных органов. В соседнем помещении — «комната для опознания»: по одну сторону затемненного стекла — тройка опознаваемых, по другую — опознающий.
...Внушительных размеров спортзал — что трансформер. Одновременно может быть игровым и специализированным, говорит мне Владимир Леонов, начкафедры профессионально–прикладной физической подготовки: «В основе самообороны — классические приемы, дополненные современными методиками. Вот скажите, за что хватается пьяный дебошир в деревне? За то, что под рукой — нож, вилы, лопату и топор, косу, кусок арматуры. Поэтому мы учим обороняться и от таких «орудий». Спортзалы академии оснащены мультимедийными системами, борцов можно снять на видео из любой точки и сразу, здесь же, вывести картинку на экран и разобрать ошибки.
Полиграфологов учат здесь
Мало кто знает, что академия — единственный вуз в стране, в котором готовят полиграфологов. Не только для МВД, но и для СК, погранкомитета, КГБ, Минобороны и Госкомитета судебных экспертиз. Недавно здесь прошли подготовку специалисты одной из правоохранительных структур Азербайджана. Вместе с тем, в учреждении ежегодно проводятся международные семинары с действующими полиграфологами. Владимир Бачила, кстати, возглавляет межведомственную рабочую группу при Совете Безопасности по вопросам использования детекторов лжи в Беларуси.
Работе на камеру, умению комментировать события и взаимодействовать с общественностью, а также отличать фейковые новости от правдивых будущих и действующих руководителей учат на кафедре философии и идеологической работы.
Мы в Международном учебном центре академии. Как раз шел курс повышения квалификации по цифровой криминалистике, противодействию торговле наркотиками через интернет. «Центр подчеркивает высокий статус учебного заведения и дает возможность обсуждать новые подходы к борьбе с преступностью, делиться наработками, совершенствовать образовательный процесс и национальное законодательство», — руководитель академии рассказал, что вуз сотрудничает с 57 вузами разных стран, является членом трех международных полицейских ассоциаций. Одна из них — INTERPA (в нее входит 56 стран), в которой Владимир Бачила занимает пост вице–президента.
...6 факультетов, 19 кафедр, современные аудитории, телестудия, мультимедийный центр и многое другое. Всего не уместить в газетном материале. Кстати, в пяти из девяти критериев в конкурсе на Премию Правительства оценивают лидерские качества руководителя и то, как грамотно им поставлена работа учреждения. «Я — человек команды, — поскромничал Владимир Владимирович. — А в нашей команде — опытные практики, вооруженные научными знаниями. И, как и я, считающие, что высшая школа прежде всего должна учить мыслить».
gladkaya@sb.by
Владимир Бачила
Милиционер–айтишник и электронные зачетки
— Как использовать интернет для раскрытия преступления? — Владимир Владимирович — человек конкретный, зайдя в аудиторию кафедры оперативно–разыскной деятельности, начал с главного. — Сегодня многие преступления совершаются в сети, и мы учим курсантов тому, как находить там нарушителей с помощью общедоступных программ и разработанных на кафедре специально для оперативных сотрудников. Уникальные программные продукты создают
Офицер будущего — это не только юрист, но и айтишник, говорит мне начакадемии: «Посмотрите: весь бизнес Европы уже работает с электронными документами. На проблемы, связанные с цифровой экономикой, мы обращали внимание еще года 4 назад. Допустим, за границей есть фирма, информация о которой хранится в третьей стране, и эта компания нарушает закон в Беларуси. Как это доказать, если все операции проводились в виртуальном мире? Ведь бизнесмен в секунды может созданное виртуальное облако уничтожить.
Не за горами — электронное досье курсантов, электронные зачетки, цифровое управление вузом. Уже работает авторский проект «Электронная академия», Владимир Бачила перечисляет преимущества: «Не выходя из своего кабинета, я могу посмотреть успеваемость обучающихся, как часто бывают в академической библиотеке, что читают. Проект также позволяет учиться дистанционно «дневникам» и заочникам, а руководителям — повышать квалификацию.
Лекции здесь читают не скучно.
Мы переходили из аудитории в аудиторию. Лекции здесь читают не скучно, экспериментируют с преподаванием. Вот на экране — короткое видео о том, как брать отпечаток обуви с грунта. Или нужно выяснить, не попытается ли бандит бежать из страны самолетом. «Смотрим с курсантами на интерактивной карте, какие самолеты сейчас находятся в воздушном пространстве Беларуси, на взлетной полосе, — начальник академии демонстрирует возможности техники. — Можем получить данные о пассажирах рейсов, найти нарушителя с помощью видеонаблюдения. Да, у нас есть доступ к определенным базам плюс открытые источники информации. Также можем ознакомиться с местностью в 3D–проекции».
В тире гаснет свет. Выстрел, еще один. «70 процентов наших выпускников способны поразить цель при плохом освещении, в темноте, с закрытыми глазами. — В лучах вновь появившегося света с продырявленной бумажной мишенью в руках узнаю старшего преподавателя кафедры тактико–специальной подготовки Андрея Филипенко. Он со спецподразделениями разработал уникальную методику по огневой подготовке. — Для начала мы определили, какие навыки нужны сотрудникам и постепенно (в том числе на авторском тренажере Филипенко) учим поражать мишень, не используя прицельные приспособления». Знаю о недавнем эксперименте: мастер спорта по стрельбе и курсант должны были показать лучший результат в неизвестных для обоих условиях, и выиграл будущий офицер.
На кафедре криминалистики нам продемонстрировали, как «студенты» учатся по разным фото определять, один ли и тот же на них человек, устанавливать людей по словесному портрету, фиксировать следы на месте преступления. Вот второкурсники проводят осмотр по незаконному обороту наркотиков, рядом — «квартирная кража». В одном случае нам показали классическую модель проведения осмотра, в другом — западноевропейскую. Этот метод тоже был введен в образовательный процесс и в работу правоохранительных органов. В соседнем помещении — «комната для опознания»: по одну сторону затемненного стекла — тройка опознаваемых, по другую — опознающий.
...Внушительных размеров спортзал — что трансформер. Одновременно может быть игровым и специализированным, говорит мне Владимир Леонов, начкафедры профессионально–прикладной физической подготовки: «В основе самообороны — классические приемы, дополненные современными методиками. Вот скажите, за что хватается пьяный дебошир в деревне? За то, что под рукой — нож, вилы, лопату и топор, косу, кусок арматуры. Поэтому мы учим обороняться и от таких «орудий». Спортзалы академии оснащены мультимедийными системами, борцов можно снять на видео из любой точки и сразу, здесь же, вывести картинку на экран и разобрать ошибки.
Курсантов учат классической модели осмотра места происшествия и западноевропейской.
|
Мало кто знает, что академия — единственный вуз в стране, в котором готовят полиграфологов. Не только для МВД, но и для СК, погранкомитета, КГБ, Минобороны и Госкомитета судебных экспертиз. Недавно здесь прошли подготовку специалисты одной из правоохранительных структур Азербайджана. Вместе с тем, в учреждении ежегодно проводятся международные семинары с действующими полиграфологами. Владимир Бачила, кстати, возглавляет межведомственную рабочую группу при Совете Безопасности по вопросам использования детекторов лжи в Беларуси.
Работе на камеру, умению комментировать события и взаимодействовать с общественностью, а также отличать фейковые новости от правдивых будущих и действующих руководителей учат на кафедре философии и идеологической работы.
«Комната для опознания».
...6 факультетов, 19 кафедр, современные аудитории, телестудия, мультимедийный центр и многое другое. Всего не уместить в газетном материале. Кстати, в пяти из девяти критериев в конкурсе на Премию Правительства оценивают лидерские качества руководителя и то, как грамотно им поставлена работа учреждения. «Я — человек команды, — поскромничал Владимир Владимирович. — А в нашей команде — опытные практики, вооруженные научными знаниями. И, как и я, считающие, что высшая школа прежде всего должна учить мыслить».
gladkaya@sb.by