Отслеживают ли наши учителя своих учеников в соцсетях?
17.01.2018 08:55:40
У всех на слуху трагедия в пермской школе, где старшеклассники напали с ножом на учительницу и четвероклассников. В причинах случившегося разбираются эксперты, обвиняя в том числе... соцсети. Поводом для таких разговоров стал тот факт, что в ВКонтакте нападавшие были подписаны на группы Колумбайн, связанные с событиями в американской школе Columbine High School в Колорадо, где в 1999 году ученики убили 13 одноклассников, а затем совершили самоубийство. Тут надо сказать, что традиционно звучат упреки в адрес не столько родителей, сколько учителей: мол, недосмотрели, а звоночки–то тревожные были. Но под силу ли педагогу контролировать еще и виртуальную жизнь школьников? А наши учителя отслеживают ли как–то активность в соцсетях своих учеников?
Инна Винник, учитель русского языка и литературы ГУО «Сновская средняя школа» Несвижского района:
— Ради своих учеников я зарегистрировалась в ВКонтакте. Но мы не все и не всегда можем видеть, нам же не доступна личная переписка. Поэтому главная роль здесь у родителей. Если нет их поддержки, если они не интересуются, сколько времени проводит ребенок с гаджетами в интернете и на каких сайтах, учителю сложно как–то воздействовать на пользование соцсетями. Да и не только ими. Мамам и папам лучше видно настроение ребенка, что, к примеру, он стал замкнутым, раздражительным без видимой причины. Мы–то это замечаем, но мне ученик на уроке может сказать, что у него просто зуб болит. А в чем настоящая причина? Именно родители должны общаться, разговаривать, у меня самой дочь–подросток, и я понимаю, насколько это важно. Ребенку надо до 16 реакций в день со стороны окружающих, подтверждений, что он важен и нужен. «Помоги мне», «Давай сделаем папе чай вместе» и тому подобное. Детям просто нужно внимание, чтобы не искать ему замену в интернете. Моя мама откладывала все дела, если мы с братом приходили к ней рассказать, например, о прочитанной книге. И я думала, что так поступают все родители, пока сама не стала учителем.
Анатолий Сафонов, учитель математики и информатики СШ № 10 г. Жлобина:
— Я часто переписываюсь со своими бывшими и нынешними учениками в социальных сетях, но отслеживать их не собираюсь. Это дело компетентных органов, и то уже по факту событий. На мой взгляд, трагедия, произошедшая в Перми, — результат воспитания, а не воздействия социальных сетей. Правда, если во главу воспитания поставить социальные сети, то такое действительно может случаться. А если человеческие отношения заменять виртуальными, то подмена понятий далеко заведет. И тогда этих детей нужно судить по реальным, а не виртуальным законам, чтобы у них появилось чувство реальности...
Светлана Румянцева, преподаватель белорусского языка и литературы Боровухской средней школы № 15 г. Новополоцка, «Учитель года-2017»:
— Специально мы не отслеживаем соцсети, и, к счастью, нет у классных руководителей таких обязанностей. Другое дело, если возникают какие–то нюансы, например, жалобы, что кто–то кого–то обидел или оскорбил через социальные сети — так называемый буллинг. Тогда, конечно, разбираемся в ситуации. У меня, например, была такая история: девочка сообщила, что в интернет выложили не совсем корректное ее фото, сделанное в фотошопе. Внимательно разобрались. Но это единичные случаи, которые происходят раз в несколько лет.
Ирина Протас, учитель немецкого языка ГУО «Поставская гимназия»:
— В соцсетях я учеников не отслеживаю, но со старшеклассниками решала многие организационные и учебные вопросы именно через личные сообщения. А когда работала завучем по воспитательной работе, было очень удобно создавать беседы с 11–м классом, чтобы обсудить, например, все моменты выпускного концерта. Сейчас, будучи классным руководителем у 5–го класса, создала только группу в вайбере для родителей. Все–таки легче написать одно сообщение сразу всем в беседе, чем обзванивать, да еще и за свой счет, каждого. Что касается моих пятиклашек, то их пока больше интересуют онлайн–игры, чем соцсети.
Анжела Фаенко, заместитель директора по учебной работе гимназии № 13 г. Минска:
— Учитель может и должен интересоваться, чем живет ребенок. Но, конечно же, в совокупности с родителями. Да, классные руководители стараются просматривать странички в социальных сетях своих учеников. Проводим в школе и беседы по поводу того, как правильно вести себя в интернете и, в частности, в соцсетях. Дети сейчас продвинутые, и эта тема актуальна для любого возраста, поэтому работаем со всеми: от самых младших учеников 5–го класса (начальных у нас в гимназии нет) до одиннадцатиклассников.
pasiyak@sb.by
Инна Винник, учитель русского языка и литературы ГУО «Сновская средняя школа» Несвижского района:
— Ради своих учеников я зарегистрировалась в ВКонтакте. Но мы не все и не всегда можем видеть, нам же не доступна личная переписка. Поэтому главная роль здесь у родителей. Если нет их поддержки, если они не интересуются, сколько времени проводит ребенок с гаджетами в интернете и на каких сайтах, учителю сложно как–то воздействовать на пользование соцсетями. Да и не только ими. Мамам и папам лучше видно настроение ребенка, что, к примеру, он стал замкнутым, раздражительным без видимой причины. Мы–то это замечаем, но мне ученик на уроке может сказать, что у него просто зуб болит. А в чем настоящая причина? Именно родители должны общаться, разговаривать, у меня самой дочь–подросток, и я понимаю, насколько это важно. Ребенку надо до 16 реакций в день со стороны окружающих, подтверждений, что он важен и нужен. «Помоги мне», «Давай сделаем папе чай вместе» и тому подобное. Детям просто нужно внимание, чтобы не искать ему замену в интернете. Моя мама откладывала все дела, если мы с братом приходили к ней рассказать, например, о прочитанной книге. И я думала, что так поступают все родители, пока сама не стала учителем.
Анатолий Сафонов, учитель математики и информатики СШ № 10 г. Жлобина:
— Я часто переписываюсь со своими бывшими и нынешними учениками в социальных сетях, но отслеживать их не собираюсь. Это дело компетентных органов, и то уже по факту событий. На мой взгляд, трагедия, произошедшая в Перми, — результат воспитания, а не воздействия социальных сетей. Правда, если во главу воспитания поставить социальные сети, то такое действительно может случаться. А если человеческие отношения заменять виртуальными, то подмена понятий далеко заведет. И тогда этих детей нужно судить по реальным, а не виртуальным законам, чтобы у них появилось чувство реальности...
Светлана Румянцева, преподаватель белорусского языка и литературы Боровухской средней школы № 15 г. Новополоцка, «Учитель года-2017»:
— Специально мы не отслеживаем соцсети, и, к счастью, нет у классных руководителей таких обязанностей. Другое дело, если возникают какие–то нюансы, например, жалобы, что кто–то кого–то обидел или оскорбил через социальные сети — так называемый буллинг. Тогда, конечно, разбираемся в ситуации. У меня, например, была такая история: девочка сообщила, что в интернет выложили не совсем корректное ее фото, сделанное в фотошопе. Внимательно разобрались. Но это единичные случаи, которые происходят раз в несколько лет.
Ирина Протас, учитель немецкого языка ГУО «Поставская гимназия»:
— В соцсетях я учеников не отслеживаю, но со старшеклассниками решала многие организационные и учебные вопросы именно через личные сообщения. А когда работала завучем по воспитательной работе, было очень удобно создавать беседы с 11–м классом, чтобы обсудить, например, все моменты выпускного концерта. Сейчас, будучи классным руководителем у 5–го класса, создала только группу в вайбере для родителей. Все–таки легче написать одно сообщение сразу всем в беседе, чем обзванивать, да еще и за свой счет, каждого. Что касается моих пятиклашек, то их пока больше интересуют онлайн–игры, чем соцсети.
Анжела Фаенко, заместитель директора по учебной работе гимназии № 13 г. Минска:
— Учитель может и должен интересоваться, чем живет ребенок. Но, конечно же, в совокупности с родителями. Да, классные руководители стараются просматривать странички в социальных сетях своих учеников. Проводим в школе и беседы по поводу того, как правильно вести себя в интернете и, в частности, в соцсетях. Дети сейчас продвинутые, и эта тема актуальна для любого возраста, поэтому работаем со всеми: от самых младших учеников 5–го класса (начальных у нас в гимназии нет) до одиннадцатиклассников.
pasiyak@sb.by