И не общество вовсе: почему нужно усилить меры по противодействию сомнительным объединениям
09.12.2021 07:42:00
Стране нужны более радикальные меры по противодействию разрушающим основы государственности активистам различных «независимых» объединений и организаций
«Десятки ликвидированных организаций! Сотни репрессированных активистов! Работа в условиях подполья!» — именно так характеризуют свое положение самозваные лидеры белорусского «гражданского общества» уже более двух десятков лет. Характеризуют, кстати, преимущественно для своих иностранных спонсоров и кураторов. Но стоит присмотреться к ситуации повнимательнее, возникает недоумение: или в «гражданском обществе» у нас исключительно герои, или кто-то, мягко говоря, привирает. Присматриваешься — отнюдь не герои и не выглядят замордованными непрекращающимися репрессиями, да и чувствуют они себя слишком вольготно, особенно для преследуемых и гонимых. Парадокс, однако. Давайте же разберемся, какими карами наше государство может реально грозить «гражданскому обществу» и насколько часто оно это делает.
На момент появления в УК статьи 193—1 действия от имени незарегистрированной организации в Беларуси наказывались исключительно административно: штрафом в размере от 10 до 50 минимальных заработных плат. В случае повторного в течение года привлечения к ответственности санкции ужесточались и предусматривали штраф от 50 до 100 минимальных заработных плат или административный арест на срок до 15 суток.
Усиливая в 2005 году ответственность, государство защищалось от практически неконтролируемо возникающих в тот период партий, общественных объединений и фондов, которые не всегда считали необходимым проходить регистрацию.
О количестве незарегистрированных общественных объединений, действовавших в тот период в стране, мы можем только догадываться. Некоторое представление может дать динамика роста числа таких организаций, все-таки прошедших регистрацию.
Именно поэтому государство в 1999-м попыталось защитить себя сначала административными мерами, затем, оценив практику их применения и масштаб проблемы, в 2005 году усилило ответственность до уголовной.
Так, например, 10 декабря 2007 года Комитет Парламентской Ассамблеи Совета Европы по юридическим вопросам и правам человека опубликовал доклад о злоупотреблении в системе уголовного правосудия в Беларуси. Доклад указывал на произвольное применение законодательства, запрещающего законную мирную деятельность, и призвал Парламент Республики Беларусь отменить статью 193—1. Затем в резолюциях и рекомендациях Парламентская Ассамблея Совета Европы неоднократно требовала от Беларуси отменить эту статью.
В сентябре 2010 года на 15-й сессии Совета ООН по правам человека был утвержден заключительный доклад Универсального периодического обзора (УПО) в отношении Беларуси. Наша страна отклонила рекомендации, сделанные в ходе сессии УПО касательно вопроса отмены статьи 193—1 на основании того, что данное положение направлено на предотвращение деятельности экстремистских групп.
Комиссар Совета Европы по правам человека Т. Хаммарберг в Комментариях по правам человека, опубликованных 25 мая 2011-го, также посчитал, что статья 193—1 является инструментом давления и контроля в отношении «гражданского общества».
предупреждение очередной организации или активисту, и «гражданское общество», размахивая свежим предупреждением, в полном составе носилось по миру с криками о нечеловеческой жестокости, проявляемой к ним по статье 193—1. С 2015 года статья в отношении представителей и организаций «гражданского общества» не применялась даже в виде предупреждений. А с 19 июля 2019-го статья 193—1 вообще была исключена из Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Сложно понять, почему наше государство так долго трепетно относилось к организациям, которые в течение стольких лет пытались его разрушить, при этом имея все основания поставить их на положенное по закону место. Особенно тех, кто не регистрировался (или был ликвидирован) и продолжал спокойно работать в стране не один год. Как, например, правозащитный центр «Весна», который после ликвидации в 2003 году без особых потрясений продолжает существовать и поныне, а с 2009-го уже даже не делает вид, что собирается регистрироваться вновь.
Но самое неприятное для всех нас озвучила в свежем интервью А. Лойко («Весна», Human Constanta). Повторив то, что уже не раз говорили ее более матерые коллеги по «гражданскому обществу», Анастасия успокоила заверениями, что ликвидация организаций не помешает продолжению работы… с государственными органами и организациями! Мол, остались ведь личные контакты с нужными людьми и работа будет продолжаться. Как реагировать на откровения активистки? Не знаю. Можно, наверное, очередной штраф выписать…
В США закон о регистрации иностранных агентов (FARA) был принят еще в 1938 году. И демократичные Штаты не спешат его отменять. Подобные нормативные акты действуют в Венгрии, Австралии, Израиле…
Возможно, меня будут критиковать, но полагаю, что Беларуси тоже стоит вернуться к вопросу о принятии подобного закона. Тем более дискуссия вокруг идеи о необходимости разработки такого документа ведется уже достаточно давно. И сколько еще под видом «свобод» и «демократий» так называемое гражданское общество будет расшатывать страну?..
Рисунки Олега КАРПОВИЧА.
«Десятки ликвидированных организаций! Сотни репрессированных активистов! Работа в условиях подполья!» — именно так характеризуют свое положение самозваные лидеры белорусского «гражданского общества» уже более двух десятков лет. Характеризуют, кстати, преимущественно для своих иностранных спонсоров и кураторов. Но стоит присмотреться к ситуации повнимательнее, возникает недоумение: или в «гражданском обществе» у нас исключительно герои, или кто-то, мягко говоря, привирает. Присматриваешься — отнюдь не герои и не выглядят замордованными непрекращающимися репрессиями, да и чувствуют они себя слишком вольготно, особенно для преследуемых и гонимых. Парадокс, однако. Давайте же разберемся, какими карами наше государство может реально грозить «гражданскому обществу» и насколько часто оно это делает.
По понятиям
Надо сразу определиться, о каком «гражданском обществе» пойдет речь далее. Ведь само понятие очень обширное. К нему мы можем отнести и Белорусский союз женщин, и Белорусское объединение ветеранов, и многие другие организации и партии, которые являются реальными посредниками между членами своих фокус-групп и государством, работают во имя интересов всех людей. В отличие от того «гражданского общества», которое любое свое начинание свело к борьбе против нашей страны и финансированию антигосударственной деятельности различной насыщенности и окраски. Речь пойдет, конечно, о вторых, особенно ярко проявивших себя в прошлом году до, во время и после президентских выборов.Именно такие деятели настолько приватизировали и замарали словосочетание «гражданское общество», что оно уже давно стало синонимом деструктива. У такого «общества» исключительная финансовая ненасытность и желание разрушить Беларусь, слегка прикрытые красивыми фразами о правах человека и своей незаменимости. Достаточно вспомнить яркий сюжет оперативной съемки, когда при обыске в офисе одного из подобных центров обнаружили десятки опустошенных бутылок из-под алкоголя… Вот такая она, борьба за права человека, без ста грамм, видимо, не разберешься.Представители такого «гражданского общества» уже давно получили в России заслуженное клеймо иностранного агента. Возможно, и нам в Беларуси тоже не помешает четко обозначить, кто и из каких источников черпает ненависть к своей стране. Глядишь и словосочетание перестанет вызывать негативные ассоциации. Но для этого нужны другие подходы.
Из истории вопроса
В декабре 2005 года в Уголовный кодекс нашей страны была введена новая статья 193—1, которая устанавливала ответственность за организацию деятельности либо участие в деятельности политической партии, иного общественного объединения, религиозной организации или фонда, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию (перерегистрацию). Статья предусматривала санкции в виде штрафа, или ареста на срок до шести месяцев, или лишения свободы на срок до двух лет.На момент появления в УК статьи 193—1 действия от имени незарегистрированной организации в Беларуси наказывались исключительно административно: штрафом в размере от 10 до 50 минимальных заработных плат. В случае повторного в течение года привлечения к ответственности санкции ужесточались и предусматривали штраф от 50 до 100 минимальных заработных плат или административный арест на срок до 15 суток.
Усиливая в 2005 году ответственность, государство защищалось от практически неконтролируемо возникающих в тот период партий, общественных объединений и фондов, которые не всегда считали необходимым проходить регистрацию.
О количестве незарегистрированных общественных объединений, действовавших в тот период в стране, мы можем только догадываться. Некоторое представление может дать динамика роста числа таких организаций, все-таки прошедших регистрацию.
Если 16 ноября 1990 года было зарегистрировано первое общественное объединение Белорусский социальный экологический союз «Чернобыль», то уже в январе 1999 года, несмотря на периодические перерегистрации, в Беларуси, по данным Министерства юстиции, насчитывалось 43 политические партии, 45 профсоюзов и 1173 иных общественных объединений.И даже эти цифры не отражают полную картину, поскольку Министерством юстиции в тот период регистрировались исключительно республиканские и международные общественные объединения. Регистрация организаций местного значения была возложена на областные исполнительные комитеты и Минский городской исполнительный комитет, а это уже совсем другие цифры. Вполне очевидно, что незарегистрированных партий, общественных объединений и фондов было в разы больше и их деятельность никак не контролировалась. Не считать же контролем иногда оплачиваемые активистами штрафы.
Именно поэтому государство в 1999-м попыталось защитить себя сначала административными мерами, затем, оценив практику их применения и масштаб проблемы, в 2005 году усилило ответственность до уголовной.
Международная озабоченность и вялая местная кампания
Появление в 2005-м в Уголовном кодексе Республики Беларусь статьи 193—1 было встречено без восторга белорусским так называемым гражданским обществом, которое привычно решило, что государство наступило на горло их свободе и отняло права. А с подачи «гражданского общества», сильно расстроенного перспективами возможных сроков, проблемами статьи 193—1 озаботились и различные международные структуры.Так, например, 10 декабря 2007 года Комитет Парламентской Ассамблеи Совета Европы по юридическим вопросам и правам человека опубликовал доклад о злоупотреблении в системе уголовного правосудия в Беларуси. Доклад указывал на произвольное применение законодательства, запрещающего законную мирную деятельность, и призвал Парламент Республики Беларусь отменить статью 193—1. Затем в резолюциях и рекомендациях Парламентская Ассамблея Совета Европы неоднократно требовала от Беларуси отменить эту статью.
В сентябре 2010 года на 15-й сессии Совета ООН по правам человека был утвержден заключительный доклад Универсального периодического обзора (УПО) в отношении Беларуси. Наша страна отклонила рекомендации, сделанные в ходе сессии УПО касательно вопроса отмены статьи 193—1 на основании того, что данное положение направлено на предотвращение деятельности экстремистских групп.
Комиссар Совета Европы по правам человека Т. Хаммарберг в Комментариях по правам человека, опубликованных 25 мая 2011-го, также посчитал, что статья 193—1 является инструментом давления и контроля в отношении «гражданского общества».
Конечно, были и другие международные доброхоты, пытавшиеся навязать свое видение статей, необходимых нашему Уголовному кодексу. Все они ретранслировали исключительно ту информацию, которую им годами повторяло наше «гражданское общество», виртуозно изображающее из себя жертву по любому поводу и без.Само белорусское «гражданское общество», «жестоко страдавшее» от статьи 193—1, тоже не осталось в стороне от борьбы и в 2009 году инициировало кампанию «Стоп 193—1». Периодические всплески активности можно было наблюдать вплоть до исключения данной статьи из Уголовного кодекса. Даже когда статья вообще перестала применяться, белорусское «гражданское общество» регулярно вспоминало о ней на международной арене как о доказательстве репрессий и отсутствия свободы.
Эта «страшная» статья 193—1
Надо сказать, что масштабно (как могла бы) статья 193—1 в Беларуси никогда не применялась. Дела по ней возбуждались, и поначалу даже более или менее активно. Но они либо не доходили до суда, либо заканчивались штрафами и предупреждениями. Реальный срок наказания по данной статье отбывал только Дмитрий Дашкевич («Молодой фронт»). А с 2007-го в отношении представителей «гражданского общества» данная статья применялась исключительно декоративно: Министерство юстиции иногда выносилопредупреждение очередной организации или активисту, и «гражданское общество», размахивая свежим предупреждением, в полном составе носилось по миру с криками о нечеловеческой жестокости, проявляемой к ним по статье 193—1. С 2015 года статья в отношении представителей и организаций «гражданского общества» не применялась даже в виде предупреждений. А с 19 июля 2019-го статья 193—1 вообще была исключена из Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Сложно понять, почему наше государство так долго трепетно относилось к организациям, которые в течение стольких лет пытались его разрушить, при этом имея все основания поставить их на положенное по закону место. Особенно тех, кто не регистрировался (или был ликвидирован) и продолжал спокойно работать в стране не один год. Как, например, правозащитный центр «Весна», который после ликвидации в 2003 году без особых потрясений продолжает существовать и поныне, а с 2009-го уже даже не делает вид, что собирается регистрироваться вновь.
«Репрессивные» 50 базовых
Слегка омрачив радость «гражданского общества» от исключения из Уголовного кодекса статьи 193—1, в Кодекс об административных правонарушениях введена ответственность за действия в составе незарегистрированных общественных объединений, религиозных организаций, политических партий (статья 23.88).Санкции данной статьи предполагают наказание в виде штрафа до 50 базовых величин. И это, собственно, все, чем мы сейчас можем грозить тем 275 организациям «гражданского общества», которые попали под ликвидацию после августа 2020 года, или тем, кто был и вовсе не зарегистрирован и преспокойно продолжает работать как в самой Беларуси, так и «представлять» ее на международной арене…Неужели кто-то считает, что сумма в 1450 рублей удержит от гадостей «Весну», БХК, ЦПТ, БАЖ, Human Constantа или любую другую из ликвидированных организаций? Учитывая источники и объемы финансирования, получаемые «активистами», не удивляет их абсолютно спокойное отношение к случившемуся. А бесконечные интервью «змагаров» за очередное что-то там, мелькающие в интернете, не оставляют сомнений: ликвидация для них лишь повод в очередной раз рассказать всему миру о репрессиях, которым они подвергаются.
«Гражданское общество» продолжает гадить собственной стране, а активисты без проблем выезжают на международные мероприятия, где выступают с очередной порцией нечистот в адрес нашего государства и спокойно возвращаются назад.Например, буквально на днях Павел Сапелко («Весна») и Олег Гулак (БХК) примут участие в конференции под названием «Европейский правозащитный диалог: как помочь гражданскому обществу в России и Беларуси». Необязательно присутствовать на мероприятии, чтобы представить душераздирающие картины, которые будут нарисованы представителями «разгромленного гражданского общества» нашей страны. И неважно, что с реальной жизнью эти картины имеют мало общего, для белорусского «гражданского общества» главное, чтобы в очередной раз верили, сочувствовали и продолжали финансировать.
Не хочу сгущать краски, но, судя по всему, получается, что все прошедшие и будущие ликвидации практически ничего не меняют в деятельности местных борцов с нашим государством изнутри. Они будут, как и заявляют, работать дальше, а штрафы — так их с радостью оплатят иностранные финансовые институты. И, кроме вполне умеренных штрафов, больше противопоставить им нечего. А дальше организации «гражданского общества» имеют возможность трансформироваться в волонтерские, закон о которых скоро будет принят.И тогда мы рискуем продолжить наблюдение за деятельностью по развалу нашего государства, прикрытую «волонтерским» фиговым листком. Пока не случится страшное или государство не поймет, что полумеры, практикуемые сейчас, для «гражданского общества» не более чем дополнительные причины для получения финансирования.
Но самое неприятное для всех нас озвучила в свежем интервью А. Лойко («Весна», Human Constanta). Повторив то, что уже не раз говорили ее более матерые коллеги по «гражданскому обществу», Анастасия успокоила заверениями, что ликвидация организаций не помешает продолжению работы… с государственными органами и организациями! Мол, остались ведь личные контакты с нужными людьми и работа будет продолжаться. Как реагировать на откровения активистки? Не знаю. Можно, наверное, очередной штраф выписать…
В завершение
И еще раз возвращаясь к теме иностранных агентов. В России на законодательном уровне это понятие закреплено с 2012 года, причем в закон периодически вносятся поправки, которые призваны существенно ограничить работу организаций и физлиц, которые финансируются из-за границы.В США закон о регистрации иностранных агентов (FARA) был принят еще в 1938 году. И демократичные Штаты не спешат его отменять. Подобные нормативные акты действуют в Венгрии, Австралии, Израиле…
Возможно, меня будут критиковать, но полагаю, что Беларуси тоже стоит вернуться к вопросу о принятии подобного закона. Тем более дискуссия вокруг идеи о необходимости разработки такого документа ведется уже достаточно давно. И сколько еще под видом «свобод» и «демократий» так называемое гражданское общество будет расшатывать страну?..
Рисунки Олега КАРПОВИЧА.